Водный поход по Якутии
Этот поход случился давно, в июле-августе 1973 года, но события тех дней оставили в памяти автора самые яркие впечатления.
Дни, которые запомнились
Осталась в памяти одна рыбалка. Мы встали при впадении речки с расходом воды 5м?/сек. После впадения вода из распадка отделялась от основного русла большими гранитными валунами. Получилась своеобразная "ванна" со спокойной прозрачной водой (длина - около 20 м, ширина - 10 м). Внутри все видно.
Встаю на валун ближе к устью речки и бросаю блесну под большой камень, выступающий из воды ниже по течению. Провожу приманку рядом с камнем. С высоты моего "постамента" вижу, как работает блесна-колебалка длиной 15 см. От валуна отделился таймень и догоняет "рыбку". Рывок! Удилище сгибается. Начинается борьба.
Чувствую, какая силища водит леску. Моя полукруглая опора высока, и тайменя весом 10-12 кг не поднять. Лихорадочно работает мозг: как победить хищника? Бросаюсь в воду, пытаюсь оглушить "противника" ногой, прибив его к валуну. Через некоторое время это удается. Таймень у меня в руках. Азарт, адреналин, восторг! Сердце лихорадочно бьется. Впервые видел все, как на ладони. Это незабываемо. Даже сейчас вижу все в подробностях.
Но... сразу портится настроение. В пылу борьбы мы с тайменем сломали удилище. Заменить его удастся не скоро. Только что пережитые яркие краски сильнее разожгли страсть охотника, и я сам лишил себя продолжения "банкета". Как было жаль, досадно и обидно!
Тут же громкий голос Володи Кроткова: "Се-ре-га!" Мгновенно схватил винтовку и побежал к нему. Он стоял на берегу, круто уходящем в реку, ниже на 30-40 м. Я был в болотных сапогах на 3-4 размера больше моего, запнулся о камни и упал на них. Рука, сжимающая ствол, попала в солнечное сплетение. Сбилось дыхание, рука разбита в кровь. Мелькнула страшная мысль: не согнул ли я свой любимый ствол? Опять негативные эмоции, но все обошлось.
А Кротков, руководитель похода, боролся с местным "крокодилом", который не желал подходить к берегу, не хотел сдаваться. Мой выстрел сделал тайменя послушным. Володя подтянул его без сопротивления. Пойман настоящий "зверь" весом 24 кг и 1,9 м длиной - самый большой в этом походе.
В завершении всего я неожиданно искупался в реке, наступив на каменную плиту у кромки воды, а плита предательски перевернулась. Чуть раньше такой же "трюк" проделал Константин Рунов. Мы все смеялись. Но когда сам оказался в воде, почему-то смешно не было. Вот такой букет положительных и не очень эмоций пришлось пережить только за небольшой отрезок дня.
Охота рыбачить оборвалась у меня как-то разом еще за неделю до конца водного пути. Поймал я двух ленков по 1-1,5 кг и думаю: зачем я убил эту красивую жизнь? Соль для заготовок давно кончилась. Рыбой мы объелись. Посмотрел я на них, бездвижно лежащих на камнях, повернулся и ушел к биваку. Рыба осталась на съедение птице и зверю. В этом походе спиннинг я больше в руки не брал.
Люди
При впадении Гонама в Сутам (или наоборот) познакомились с туристами из Челябинска. Они шли на надувном плоту с Сутама. Мы стояли на берегу. Видим, плывет плот и попадает в сильнейшие валы в зоне слияния рек. Их плот треплет, переворачивает прямо перед нами. Люди выбираются из воды и остаются с нами для починки плота, сушки вещей и ночлега. Неожиданная и радостная встреча в таежной глуши, в пятистах километрах от жилья. Рассказали ребятам о пропавших в прошлом году туристах. После совместной дневки челябинцы ушли вперед, и встретились мы с ними только в аэропорту при впадении Учура в Алдан, в конце нашего водного маршрута.
Слияние Гонама и Сутама образует реку Учур. Пройдя по ней какое-то расстояние, увидели на правом берегу несколько бревенчатых домиков. Обследовали их. Обнаружили карандашную запись на косяке одного из домов, сделанную пропавшими ребятами. Вырубили эту записку для передачи отцу Сотникова.
Встретившись в аэропорту с челябинскими друзьями, узнали о двоих туристах больше. Челябинцы тоже были в этих домиках, только раньше нас, и нашли записку Сотникова и Тимашева. Лист был приколот ножом к дощатому столу.
Дословно текст я не помню, но смысл был таков. В ночь (дата указана точно) конца августа, начала сентября течением унесло надувную лодку - средство их сплава. До домиков добрались на легком плоту. Здесь обнаружили записку, оставленную туристами, прошедшими двумя неделями раньше. Решили подождать других туристов, но никого не было. (Немного поясню обстановку. Последняя ночевка на нашем маршруте была 15 августа. За ночь вода в котлах покрывалась коркой льда, а на сопках лежал снег.) Дальше примерно по тексту: "Две недели ожидания вконец обессилили нас. Питаемся ягодами и грибами. Охотимся мало. Ноги опухли, передвигаемся с трудом. Очень обижены на геологов. Немного крупы и муки намного облегчили бы наши страдания." Разобрав верхние ярусы одного из домиков, двое туристов решили идти вниз по реке в надежде встретить людей.
Взяв записку, челябинцы тоже пошли вниз по течению. Примерно в 70 км от домиков встали на ночлег. Еще с воды выбрали относительно высокое и ровное место. Поднявшись на него, обнаружили жуткую картину. Разбросаны вещи - рюкзак,
широкополая шляпа, а рядом человеческий череп и кости. Крестик, сбитый из оконной рамы, и на нем надпись: "Сотников (инициалы) и дата смерти". Кругом разбросаны камни. О том, что здесь было, можно только догадываться. Сотников погиб. Возможно, у них разбило плот, который наверняка был непрочным. Расход воды в этом месте Учура не менее реки Волги. Водные валы от порогов - колоссальные. Ребята остались мокрые, голодные, обессиленные и без плота. Тимашев, как мог, схоронил товарища, обложив его тело камнями, поставил крест. Медведь или другие звери разворотили могилу и расправились с телом. В тайге ничто не пропадает. Следов Тимашева не обнаружено.
В Якутск из Уссурийска прилетел отец Сотникова. По вещам и останкам признал своего сына. Когда ребята были еще живы, Сотников-отец обращался к властям с просьбой организовать поиски. Но поход не был заявлен. Вдвоем на маршрут их выпустить не могли, поэтому они ушли самостоятельно. Отцу ответили, что за вертолет нужно заплатить 4000 рублей. Таких денег у него не было. Зато на следующий год была организована специальная водная экспедиция по поиску. Она шла чуть позже нас. В середине нашего маршрута, в глухомани, отслеживая русло реки, над нами пролетел даже их поисковый "У-2". К сожалению, это суровая действительность. Светлая память всем отчаянным туристам, не вернувшимся из походов.
В 1973 году наш поход был признан лучшим среди туристов города Горького. По его результатам, используя динамичные фотографии, Юрий Куликов выполнил содержательный масштабный стенд. Здесь был и снимок с медведем, и наша рыбалка, и пороги которые мы проходили. И конечно, наша команда: Кротков, Миронычев, Ерофеев, Куликов, Рунов и я - Сергей Горячев. Два года этот стенд экспонировался в кинотеатре "Октябрь". Сейчас фотографии постарели, но молодость и воспоминания о походе остались у каждого в душе.
Сергей Горячев, г. Н. Новгород
Фото Юрия Куликова