Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Воблерный ультралайт

Воблерный ультралайт


Владимир Феднов 
НИЖЕГОРОДСКИЙ РЫБОЛОВ • №1 (78) ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2020 г.

На страницах “НР” я ранее описывал свои изыскания в блесенной ультралайтовой ловле на Линде и Керженце. 

Воблерный ультралайт

Прошедший сезон 2019 года я вновь провел на этих двух замечательных малых реках севера Нижегородчины. С одной лишь целью – выявить и сравнить результативность воблерной и блесенной ловли. В частности, определить: каким именно моделям ультралайтовых воблеров и способам их анимации отдаст предпочтение рыба на тех участках данных водоемов, где я прежде, вполне успешно, ловил на вертушки и микроколебалки. И хотя лето 2019 отнюдь не баловало нас погожими солнечными деньками, однако некоторую статистику наработать удалось. 

При всем единообразии видового состава водных обитателей, эти два левобережных притока Волги достаточно разноплановы. По крайней мере, на известных мне участках. В целом Керженец глубже и заметно шире Линды. Течение его быстрее. В отличие от “дачной” приветливой Линды, дно таежного Керженца более закоряжено. Эти обстоятельства и обусловили различия в подходе к ловле на этих водоемах. 

Все керженские рыбалки проходили в формате коротких однодневных сплавов – за исключением пары осенних береговых вылазок. Отработанная за несколько сезонов схема подобных рыбалок выглядела следующим образом: на автомобиле добирался до точки спуска лодки, поднимался на 3-5 км выше по течению и сплавлялся, облавливая данный отрезок и возвращаясь в исходную точку. Однако не всегда удавалось подъехать к реке таким образом, чтобы перспективные места находились выше по течению. В таких случаях приходилось сначала сплавляться от точки старта до этих участков и грести в обратном направлении уже в конце рыбалки. 

Воблерный ультралайт

Главным преимуществом таких сплавов, помимо доступности практически любой точки на водоеме, является большая протяженность облавливаемого участка по сравнению с береговой или забродной ловлей. В то же время такая динамичность, обусловленная быстрым движением лодки, ограничивает эффективность облова той или иной точки – часто можно сделать всего один–единственный заброс в перспективное место. Так что иногда я “стопорился” на какой-нибудь особенно приглянувшейся точке и тщательно облавливал ее об одном таком случае я расскажу чуть ниже. Линда предполагала принципиально другой подход. Еще в преддверии сезона я заблаговременно обзавелся вейдерсным комплектом – специально для линдовских ходовых рыбалок – поскольку моя почти трехметровая “Узола-2М” не совсем подходила для сплавов по мелководным и узким участкам Линды. Также пришлось дополнительно докупить и более теплое флисовое термобелье для пасмурной и прохладной погоды, преобладающей прошлым летом. И уже сейчас, по прошествии сезона, я четко для себя определил предпочтительность таких забродных рыбалок по сравнению со сплавными и, тем более, береговыми. В чем же смысл? Понятное дело, появилась возможность облова доселе недоступных с берега мест на водоеме. Но главное преимущество, на мой взгляд, заключается в следующем. Если на сплаве, где важны скорость и точность подачи приманки, в первую очередь мы рассчитываем на активную рыбу, то в забродной ловле появляется возможность раздразнить капризного и пассивного хищника. 

Творческая составляющая рыбалок увеличилась, что и представляло для меня особую ценность. Вдумчивая и неспешная работа с приманками, планомерный облов точки по разным траекториям и на разных горизонтах толщи водоема в поисках мест стоянок рыбы – такой формат повышает результативность ловли. А главное – повышает ее азартность. И потом, что немаловажно для меня, он великолепно вписывается в саму философию ультралайта. Судите сами: вейдерсы, небольшой однолямочный рюкзачок с коробкой приманок, подсачек-ракетка на магните – этот минимальный комплект экипировки вкупе с деликатной снастью обеспечивают мобильность, легкость и удобство передвижения. И раз уж упомянул о снастях, немного подробнее расскажу о них. Прежде всего, мой основной комплект – спиннинг Smith Fieldream Neue-EV FLNE-60-3 до 3,5 г в паре со 165-граммовой катушкой Shimano Cardiff C2000HGS и шнуром Sunline X Cast 0,4 PE. 

Именно этот спиннинг помог мне наработать материал для данной статьи. Так же, как и вейдерсы, появился в моем арсенале он в начале сезона, заменив более деликатный и “лапшеватый” Smith Fieldream Forza FLF-60. И если последний был превосходен в работе с блеснами, то Neue со строем Moderate Fast, безусловно, больше подходил для воблеров. И он оправдал мои надежды на все сто, подарив массу эмоций и удовольствия при работе с любимыми приманками и на вываживании рыбы. Второй сет – Smith Inter Boron IBXX-60MT до 8 г с катушкой Shimano Soare Ci4+ C2000PGSS 160 г и шнуром Sunline Siglon PE X8 0,8 PE. Этот комплект я использовал на сплавах. И предназначался он для воблеров приграничных с лайтом весов – 4-5 г, а также для упористых приманок с заглублением MR и DR. Благодаря своему сложному строю, “ИнтерБорон” хорош как на равномерных крэнковых проводках, так и при твичинге шедов и воблеров минноу. Малоречный сезон 2019 года для меня был богат на открытия и неожиданности. И, пожалуй, самая большая из них – полное фиаско в ловле на классические крэнки! 

Воблерный ультралайт

Казалось бы, классика жанра: “Камионы”, “АйКэты”, “Юникрэнки”, “Крапивы” и пр. – все мимо! Хотя практически каждую рыбалку я начинал и заканчивал ловлей на классические крэнки. Одним словом, “упирался” в них. Для себя я еще пока не сделал выводов о причинах такой неудачи. Видимо, придется решать эту задачу в следующем сезоне. Вообще форма воблера, равно как и его плавучесть – для меня характеристики второстепенные. 

Ключевая же – степень рабочего заглубления приманки. Они так и разложены у меня в коробке: поверхностники (SSR), мелководники (SR) и далее глубинники (MR) и (DR). Большинство поклевок в сезоне пришлось на SR-ки и MRки. И несколько единичных – на SSR-ки. Большая часть рабочих воблеров, о которых идет речь, имеют веса в пределах теста основного спиннинга – до 4 граммов. То есть, чистые ультралайтовики. 

Абсолютным чемпионом по поклевкам и поимкам в этом сезоне неожиданно стал “весельчак” Pontoon 21 Cheerful 34 SR в плавающей модификации. И именно в веселой, ярко-желтой расцветке. Таким безоговорочным лидерством в одном из прошедших сезонов мог похвастаться лишь легендарный ZipBaits Rigge 35. И трудно представить, ка кая набралась бы статистика в этом году, если бы он не сгинул в щучьей пасти на первой же линдовской рыбалке. Этот случай запомнился еще и тем, что я был полностью уверен – на крючке белый хищник: типичное для него место, островок травянистой растительности делил реку на две струи… Поклевки случились в более быстротечном рукаве – ближе к ухвостью острова, под сильно нависшим деревом с густой кроной. После приводнения приманки я давал ей сплавиться под дерево. 

Воблерный ультралайт

Рыба атаковала приманку дважды на двух забросах подряд. С характерным повизгиванием фрикциона и резким движением в сторону острова к середине реки. Засеклась рыба лишь через какое-то время, с третьей попытки. Я понимал, что это один и тот же трофей. Каково же было мое удивление, когда по прошествии томительных минут борьбы с течением, самой рыбой и собственным волнением, я увидел зубастую пасть возле ног! Хищница “под полторашку” молниеносным рывком перерезала поводок из флюра и скрылась в родной стихии, а через несколько мгновений, пытаясь избавиться от назойливой приманки, одарила меня двумя “свечками”. Такое я наблюдал впервые! Что делала зубастая на такой струе, остается только гадать. Но тем и интересна рыбалка, что она абсолютно непредсказуема. И именно такие нестандартные моменты надолго остаются в памяти. 

“Ридж-35” был последним, новый по заоблачным ценам я не купил, зато нашел очень похожий по форме и характеристикам тот самый ярко-желтый “Чирфул”. Небольшой плавающий мини-шед весом 1,5 г, длиной 3,4 см и с заглублением до полуметра. Который уже на второй линдовской рыбалке принес такой долгожданный трофей – голавля на 1,2 кг! Мой личный рекорд. 

Воблерный ультралайт

Заветная поклевка произошла в один из теплых вечеров второй половины июня, на выходе с бурлящего переката, упиравшегося в поворот реки и образовавшего небольшой омуток с обраткой. Как раз на границе струй и атаковал хищник. Интересен тот факт, что место я уже проработал “тараканом” и парой крэнков, поклевок не получил, но продолжал “упираться”. Приманку я подавал в середину этого небольшого переката. И после того, как ее по дуге сносило в омуток, начинал медленную равномерную проводку под небольшим углом против течения, с легкими подтвичиваниями. Голавль ударил спустя несколько секунд проводки, сразу стравив метра полтора шнура при достаточно затянутом фрикционе. Я привык слегка перетягивать фрикционный тормоз, полностью доверяя работе удилища, и тем самым повышая ощущения от поклевок. Легчайший смитовский спиннинг передал всю мощь голавлиной поклевки, чуть не вырвавшись из руки! И, честно говоря, мне крупно повезло, что хищник пошел на меня. В противном случае на таком теке и с такой деликатной снастью я бы с ним точно не справился. 

Следующий памятный случай произошел уже на сплаве. Оказался я тогда в живописнейшей таежной глуши в верховьях Керженца. Я шел на веслах вверх по течению, когда мое внимание привлек весьма “аппетитный” небольшой закоряженный участок. Возможно, я бы продолжил дальнейший подъем, если бы не резкий всплеск возле одной из полузатопленных веток.

Воблерный ультралайт  

Тут уже не удержался. Стараясь не делать лишних движений, дабы не распугать рыбу, я сплавился на расстояние заброса и прижался к прибрежной ряске. “ИнтерБорон” был снаряжен суспендером Asakura S.Hornet SR – еще одна дорогая моему сердцу приманка, когда-то подарившая трофейного по линдовским меркам 600-граммового язя. Прогонистая форма “Хорнета” позволяла работать с приманкой и на равномерной, и на рывковой проводке. Заброс я выполнил немного выше точки, на которой обнаружила себя рыба. Характерный удар из разряда “отдай спиннинг”, мгновенно взбодривший меня, произошел на первых метрах проводки, как только воблер успел немного заглубиться. И сразу же сход. Возбужденный адреналином, немедля снова сделал заброс. В секунды ситуация с точностью повторилась – резкая поклевка и сход! Так… Немного отдышавшись, сделал паузу, дав точке и себе отдохнуть. Дальнейшие события попросту меня разозлили – очередной заброс, удар и быстрый сход! Да что не так?! Я был словно оглушен злостью. Успокоившись, решил более не испытывать судьбу и вернуться сюда на обратном пути. Сумбурные мысли сменяли друг друга. 

Через несколько часов, сплавившись, я предпринял повторную попытку. Сплавом пройдя мимо заветной ветки, на ходу забросил воблер приблизительно в ту же утреннюю точку. Снова характерный удар и визг фрикциона! И только сейчас, накоротке, под поверхностью воды я увидел серебристое тело хищника – язя или голавля, молнией метнувшегося с приманкой в прибрежный коряжник. У меня не было ни малейшего шанса предпринять какие-либо действия – через секунды хищник “превратился в мертвый зацеп”, пришлось рвать шнур. Не питая особых надежд, скорее для собственного успокоения, я, перевязавшись, забросил новую приманку в самую гущу коряжника. Будь, что будет. На первой же проводке удалось соблазнить бодренького окунька граммов на 200. Ну, хоть так. На этом сплавная рыбалка, подарившая массу эмоций и переживаний, закончилась. 

Воблерный ультралайт

Интересна оказалась новинка личного сезона Tsuribito Baby Minnow 30F. Ее удалось “приспособить” под ловлю уклейки. Кто-то скажет, что уклейка – не трофей. Однако для меня эта серебристая бойкая рыбка является таким же полноценным объектом ультралайтовой ловли, как и другие белые хищники. К тому же задача, которую я ставил себе на этот сезон, обязывала обратиться к ловле этой пелагической рыбы. Еще с блесенных рыбалок на примете были несколько керженских участков, на которых я регулярно находил уклейку. Стаи плавящейся уклейки достаточно легко обнаружить по характерным мелким хлюпаньям на поверхности реки. Заброс “Бэби Минноу” в начало переката – и первый экземпляр на крючке, лишь только приманка успела приводниться. Точность подачи воблера здесь была не так важна, поскольку уклейка клевала повсюду. Если поклевки не происходили “на плюх”, то обязательно случались ближе к середине переката, после сноса приманки по течению с легкими шевелениями и подтвичиваниями кончиком удилища. Длина воблера – 3 см. Вес – всего 1,1 г – это самый легкий из воблеров в моем арсенале. 


Воблерный ультралайт

Для меня, как и для многих любителей ультралайтовой ловли, встречи со щукой крайне нежелательны. Тем не менее на воблерных рыбалках они неизбежны, и часто заканчиваются печальными потерями любимых приманок. Один из таких случаев запомнился особо. Произошел он на очередном августовском сплаве в среднем течении Керженца на участке, где река, круто поворачивая, образовала небольшой затон, обросший по периметру кубышкой. Поимев до этого несколько поклевок небольших голавликов, я отправился в затон, в поисках полосатого и, чем черт не шутит, язя. По характерным всплескам и молниями разбегающемуся мальку, обнаружил кормящуюся щуку. Не знаю, чем я тогда руководствовался, но мне захотелось ощутить мощную поклевку. Потяжка случилась уже на первом забросе. По нескольким рывкам рыбы и повизгиваниям фрикциона я понял, что сел отнюдь не щурок. Кое-как, наполовину подсачив щуку ракеткой, заволок рыбу в лодку. До сих пор не понимаю, как сдюжил тонкий флюорокарбоновый поводок, торчащий в аккурат из угла пасти! Только я собрался перевести дух, как “родимая” пришла в себя и устроила мне в лодке полнейший кавардак. Кое-как освободил щуку от приманки и взвесил 2,2 кг, мой малоречный щучий рекорд!

Таким выдался мой воблерный сезон – 2019. И что в итоге? Пожалуй, ловля на блесны более результативна и универсальна, чем на воблеры. Все-таки елец, красноперка, плотва, с которыми мне так и не удалось встретиться в прошлом сезоне, – больше прерогатива минивертушек и микроколебалок.

Воблерный ультралайт

А вот с точки зрения качества трофеев я однозначно голосую в пользу воблеров. Значит, с собой должны быть и воблеры, и “железо”. До встречи в новом сезоне, малые реки Нижегородчины! 

НИЖЕГОРОДСКИЙ РЫБОЛОВ • №1 (78) ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2020 г.