Главная > Статьи > Вкус жизни... Путешествие в Коми

Вкус жизни... Путешествие в Коми

Дмитрий Тютинн

Я давно не живу ожиданием хорошей возможности, когда кто-то соберется и составит мне компанию в путешествии, рыбалке, охоте, когда решишь все нерешенные дела... Я просто выбираю дату, собираюсь и еду. Возможно, вы скажете, что я эгоист. А мои близкие мечтают о дне, когда я превращусь из авантюриста и бродяги в комнатного мачо, обутого в тапки. Мечтают выкинуть все карты, удочки, ружья, сломать внедорожник... Скажу вам по секрету - ничего у них не выйдет!

Едва закончится какой-то поход, экспедиция, путешествие... Едва окунешься снова в работу с головой... Как взгляд притягивает огромная карта нашей необъятной страны на стене кабинета...

24 февраля 2012 года мы трое отправились в сторону Нарьян-­Мара. На притоки реки Печора. Наша цель - ловля хариуса. Дорога была отличной.

Задержал нас только малость Ираельский серпантин. Это так называемая "дорога жизни".

маршрут3.jpgЗимой она пригодна для большинства транспортных средств. Тем не менее держаться необходимо четкой траектории движения: кто не смог сразу зайти на подъем или сполз на обочину, мог застрять надолго. Мы стали свидетелями вмерзшего в лед болота перевернутого КамАЗа. И буквально на честном слове держащегося от опрокидывания в реку еще одного грузовика, который сполз с подъема.

Весной, летом после дождей и, конечно, осенью дорога представляет собой линейный спецучасток протяженностью 83 км. По рассказам водителей полноприводных грузовиков, даже летом, на мощном "Урале", этот отрезок проходится аж за три дня! Настоящая битва людей и техники с бездорожьем. Но в жаркую сухую погоду проскочить вполне можно.   Через реку Печора ведет не просто ледовая дорога, а настоящая хорошо организованная взлетная полоса. Трудяга русского севера - видавший виды снегоход "Буран". Простой, как валенок сибирский, дешевый, но, к сожалению, не могу сказать, что безотказный. Непредсказуемый железный конь...

Накануне созванивались со знакомыми из Усть­-Цильмы, ребята нам поведали, что пока прохладно, ­42°С, но пока мы едем - придет потепление. Ехали мы 28 часов. Столько Визбора, Высоцкого и Окуджавы я еще не слушал. Других пластинок просто не было. Наша компания - это легкие на подъем "отморозки", которые поехали не туда, где зимой потеплее, а на север. В Усть­Цильму мы привезли с собой ну просто жару! ­17°С.

Усть­Цильма - старинное старообрядческое поселение, образованное новгородцами. Это своего рода оазис среди тайги и сотен рек. Там есть Интернет, мобильная связь, магазины, добрые люди. Нас встретил в три часа ночи Николаич. Уважаемый интересный человек, профессиональный охотник, рыбак, ихтиолог, инспектор рыбоохраны.

маршрут4.jpgУсадил он нас за стол, поставил миску с малосольной сельдью, была и отварная картошка, и 50 капель за приезд. С дороги это все показалось необычайно вкусным. Съев ночной "ланч", мы отправились спать. Бессонницей никто не страдал. Как кони захрапели.

В семь утра нас разбудил бодрый голос Николаича: "Хорош дрыхнуть, рыбаки!" Супруга Николаича - Татьяна - уже приготовила нам завтрак. Нет, не овсянку. Завтрак был таким, каким не каждый обед бывает. Чтобы хватило до самого вечера. Выехали, по пути заехали за еще одним рыбаком - Кутепычем.

Он на "буханке", в буханку засунули "Буран", свернули на заправку. Канистр много. "Бураны" любят горючку. Да и ехать по тайге далеко. Наконец пылим зимником в сторону таежного поселка, ехать 80 км. УАЗ быстро ехать по скользкой дороге не может. Точнее, может, но пассажирам становится страшно. А на кочках "Буран", который запихан в нутро "буханки", вообще хочет выйти. Но долго ли, коротко ли - добрались. В поселке договорились оставить машины, перезагружаемся. Хозяйка дома, возле которого мы оставили машины, приглашает на щи. Вот оно, северное гостеприимство!

Заходим в избу. Хозяйка Ирина волнуется, все подкладывает солений на стол - капустку, огурчиков. А вот и рюмочки поставила, разлила по чуть­-чуть. В общем, так и отобедали. Но надо ведь как-­то теперь ехать. А ехать неблизко, около 100 км по таежным охотничьим путикам, до зимовья, которое стоит на берегу, в месте соединения сразу трех горно­таежных рек.

Ехали примерно 6 часов. Я ехал в санях, прицепленных за "Викингом". Если бы я ехал в санях за "Бураном", то запахом газойла пропахла бы не только одежда, но и собственная шкура...

маршрут5.jpgРазок сани незаметно отцепились от снегохода, и я минут двадцать покуковал, слушая тишину тайги и отдаленный гул снегоходов, пока не спохватились мои машинисты, поняв, что потеряли прицеп. Вернулись, наверное, потому что в санях была "горючка" и запас еды. Посмеялись, попили горячего чайку и покатили дальше. К зимовью добрались уже с началом сумерек.

Разгрузили сани, достали генератор - стало светло. В зимовье нас ждали два местных охотника - Сергей и Иван. Они очень обрадовались нам. Общение затянулось за полночь. В зимовье было тепло. Засиделись допоздна. Спали на нарах.

Утро... Как приятно попить утром воды и чая! Собравшись, направились по речке Каменная Валса вверх по течению. Найдя интересное местечко, забурились и обнаружили харюзков. Небольших, но приятных. Первого хариуса поймал на блесну Сашок.

Потом долго никто ничего поймать не мог. Но после "обмытия" первой рыбки сразу обрыбились и все остальные. О как! Примета работает! Половив в одном месте, ехали на другое. Ведь всегда думаешь, что там, за поворотом реки, ты найдешь свое рыбацкое счастье.

Хариус - рыба с характером. Порой начинает ловиться на все подряд. А иногда невозможно соблазнить никакими рыбацкими ухищрениями и снастями. Николаич поспорил с нами, что поймает хариуса на клюкву! Мы проспорили...

К вечеру у нас уже был хороший улов хариуса. Вернувшись в зимовье, натопили печь, сварили уху и, конечно же, сделали суперзакуску - малосольного хариуса.

Я сейчас начну рассказывать про то, как можно приготовить хариуса, а вы пока сходите за слюнявчиком. По мне, так нет ничего вкуснее свежего малосольного хариуса.

Каждое утро мы отправлялись путешествовать по рекам в поисках трофейных хариусов. А вечером возвращались в зимовье, которое стояло на берегу реки Каменная Валса. Красоту мест описать очень трудно, городскому жителю они могут разве что присниться... Вечерами развлекались картишками. Домой звонили по спутниковому телефону. Другой связи в таких местах, конечно же, нет.

В последнюю ночь началась пурга. Закончилась она только к утру. Это означало, что весь путик и след на болоте - перемело. Охотники - Сергей и Иван - остались в зимовье. Они планировали добыть лося. Мы оставили им остатки продуктов и топливо для их снегохода. Себе заправили только на обратный путь.

Путик оставался в лесу проходим, а вот на болотах пришлось попотеть. Снегоходы валились в рыхлый снег, переворачивались, закапывались. Кутепыч у своего чуда инженерной мысли из Рыбинска постоянно что-­то подкручивал и бубнил при этом. Немудрено, что снегоходостроителей из города на Волге часто мучает икота. К вечеру выбрались из леса к деревне Мыла, где были оставлены машины. Перезагрузившись и поблагодарив хозяев дома, отправились в обратный путь.

За плечами масса впечатлений, ярких воспоминаний и приятная усталость.

Впереди - новые путешествия, походы и экспедиции. А еще ворчание наших жен и родных. Но ведь только в походе и можно почувствовать дикий, пропахнувший костром и тайгой, вкус настоящей жизни...

Обитает хариус в прохладных, быстрых и чистых водах северных и сибирских речек. Ловится спиннингом на вращающиеся блесны и нахлыстом - на мушку. Ловить его крайне приятно: постоянное движение, созерцание живописной природы, шум воды на перекатах таежных речек создают соответствующее настроение.

Стоит хариус за камнями, где стремнина успокаивается, а еще в омутках и на соединении течений. Рыба красивая, сильная и осторожная.

Только что пойманная рыба потрошится и режется на куски. Укладывается в глубокое блюдо (если его под рукой нет, можно и в пакет). Несильно присаливается и перемешивается. Выжидаем 15-20 минут. Мясо этой прекрасной рыбы настолько нежное, что этого времени для просаливания вполне достаточно.

Пока ждете, когда приготовится хариус, можно походить по берегу и собрать немного дикого лука. Но это летом. Зимой с диким луком напряженно. Хариус употребляется с диким луком и хлебом.