Ветлуга, которую мы не знали

Летний поход, как правило, начинается зимой. Или даже раньше. Так, уже начиная с конца осени прошлого года, мысли бродили где-то между Енисеем и Охотским морем, однако вышло все несколько иначе.
В конце зимы, глядя в мои мечтательные глаза, начальство поинтересовалось, не строю ли я каких-либо планов на лето. И, получив утвердительный ответ, порадовало: "Планов лучше не строй – отпуска, скорее всего, не будет! Июль-август – сдача работ заказчику. Максимум – это неделя или две. И то неизвестно, когда именно". Тут-то и всплыла давнишняя мечта поглядеть своими глазами истоки Ветлуги. Река эта для меня, ныне городского жителя, почти сакральная. На ней осваивал ловлю рыбы и вождение моторной лодки, на ветлужских песчаных пляжах учился разводить костер с одной спички и ставить палатку, в окрестных лесах постигал азы тихой грибной охоты, даже спиртное и табак попробовал именно на ее берегах... Первый мой одиночный поход был от города Ветлуги до поселка Варнавино. По рыбацким делам бывал и тут, и там. А вот верховья оставались Terra incognita.
Подготовка

Водные походы, как правило, хороши тем, что не нужно думать о лишнем весе. Главное – донести снаряжение до воды. Мой "багаж" потянул на 54 килограмма. Главное – это, конечно, лодка. Средство сплава. Ее у меня не было. Но мир, как известно, не без добрых людей. Моим спасителем стала редакция этого журнала в лице Даниила Шерстянникова. Со словами "заодно и протестируешь ее как следует"

Мне хотелось ловить мирную рыбу на поплавок и на полудонку. Белого хищника на вертушку. Судака на джиг. Щуку на крупные рывковые воблеры. Количество снастей ограничивала лишь моя выносливость, поэтому всего было взято изрядно. Старый добрый Norstream Partner 2,4 12–38 должен был твичить крупные воблеры, свимбейты и мелкие джерки. А вот моя лайтовая палка куда-то пропала. Была – и не нашлась в нужный момент. Пришлось срочно бежать по магазинам искать нечто бюджетное и “неубиваемое”. Выбор пал на Aggressor 2,4 3–15 от Favorite. В рекламном ролике мужик отрывает им от пола 5 килограммов, сгибая при этом спиннинг под немыслимым углом. Клюнул на сие, как простодушная деревенщина. О чем в дальнейшем и пожалел.
Катушек взял тоже две. ECUSIMA 3000 для воблеров и Mitchell – FLUID 2000 для всего остального.

Для мирной рыбы взял мешок прикормки, теста, каких-то поплавков, грузов и шестиметровую маховую удочку без колец. Зачем мне, спиннингисту, это барахло, которым ловить не умею, я не знал. Но мечта твердо требовала посидеть с удочкой на бережку, как в детстве. Однако сбыться этой части мечты было
не суждено, ибо на возню с поплавками и прикормкой тупо не хватило времени. Кукан и подсак оставил дома. На всякий случай взял красный пластиковый липгрип. И это было верное решение. Не надо втаскивать рыбу в лодку. Прямо в воде зафиксировал ее, отцепил приманку, а далее по обстоятельствам: либо на волю, либо на сковородку. На этом моя “грузоподъемность” закончилась.
Поход

между которыми иногда что-то журчит, а иногда нужно угадывать, в какие именно камыши сбежала река. Изредка попадаются участки “классического русла”.
Невероятно интересно было наблюдать появление и дальнейшую трансформацию тех или иных элементов речной системы. Берега разного вида. Перекаты. Разнообразие последних поражает. Бывают перекаты из красной глины и из глины серой. Бывают песчаные. Бывают каменистые.

Из-за обилия растительности вода в реке очень чистая, видимость полтора и даже два метра – обычное дело.
Рыбья мелочь бродит стадами. Плывешь, как по аквариуму. Мое появление несколько раз было триггером трагических событий. Стайка мелочи, напуганная моим появлением, вылетала на сидящего в засаде хищника, и я становился свидетелем и соучастником щучьей охоты. Однажды, завидя меня, щука бросила мятую плотвицу и поспешила прочь, но через мгновенье передумала, вернулась за ней и сбежала уже с добычей. Сама она быстро пропала из виду благодаря маскирующей окраске. А вот блестящий плотвиный хвост выдавал ее еще долго.

Дальше Ветлуга теряет некую уникальность и превращается в просто красивую реку средней полосы.
Погода стояла замечательная весь поход. Никаких обложных дождей и всего только две грозы. Утром вода было холодная лишь у берега, а к обеду все река заметно прогревалась. А вот ночи уже стояли прохладные, градусов до 5 тепла по моим ощущениям. Ввиду отсутствия течения на первой половине маршрута и общего километража, распорядок дня подчинялся необходимости постоянного движения. Просыпался часиков в 8, пил кофе и к половине десятого вставал на воду. К завтраку, который по времени тянул уже на обед, проходил 10–12 километров. Не вылезая из лодки, варил себе молочную кашу с курагой. Купался, кушал и двигал дальше. Часам к шести вечера старался удвоить утренний километраж. Вечерняя рыбалка, созерцание заката и прочие радости жизни не позволяли продвигаться интенсивно, на ночь глядя. Таким образом, в день получалось 25–27 километров. Вставал, как правило, после захода солнца, с темнотой. Старался ночевать по возможности на пляжах, дабы избегать лишнего зверья и насекомых.

Кроме белок, пару раз встречались зайцы. Ну и, конечно, ночная живность: мыши – простые и летучие. А также некие представители семейства куньих, которых различать по следам и звукам я не умею. Ввиду того что народу на реке немного, встречается большое количество пернатой дичи: кряковых и нырковых уток. Встретил нескольких одиночных журавлей. Но больше всего меня радовали крачки.

Рыбалка

С судаком первые 150 километров было никак. Потом пошли характерные поклевки и следы клыков на “чебурашке”, но дальше откушенных хвостов и парочки недомерков дело не сдвинулось. Первый мой поход по Ветлуге был осенен отменным клевом язя на блесну. Второй, наоборот, омрачен отсутствием такового. В этот раз ключик к язю подобрался далеко не сразу. Злую шутку сыграла прозрачная вода. Стайки язей и голавлей начали попадаться на глаза буквально на второй день, однако поклевок не было. Перебор приманок результата не приносил. Ларчик открывался просто. Язь и голавль видели плетенку. Стоило поставить 40 см поводок из флюорокарбона,

Любопытно, но ни язя, ни голавля не было под нависшими кустами. Не было их и возле подмытых берегов, и в локальных зонах обратного течения. Вся рыба стояла в корягах и под ними. Причем определить закономерность расстановки язя или голавля под той или иной корягой у меня не получилось. Появилась некая интуиция, где именно стоит ждать рыбу, а где ее быть не может. Но облечь в словесную форму эту закономерность я так и не смог. Еще одним неприятным событием стала поломка легкого спиннинга. Сломался он на пятый день пополам при подсечке легкого пучка травы при незатянутом фрикционе. На фоне тестового поднятия пяти килограммов его поломка была более чем странной. Пришлось использовать тяжелый спиннинг для легких приманок. Самой уловистой приманкой стала опять золотая Aglia-2 с черными точками. На другие вертушки язь и голавль отзывались, но настолько хуже, что в какой-то момент пришлось прекратить всякие эксперименты.
Ближе к концу похода на песчаных перекатах стал попадаться жерех. А вот обилие окуня, причем окуня мелкого, меня неприятно поразило. Окунь стоял там, где я готов был встретить щуку, язя, голавля или того же жереха,

Даже в закоряженных ямах он ловился… вместо судака. Такое впечатление, что крупный хищник по некоторой причине оставил свои привычные места, и образовавшийся вакуум занял окунь. Надеюсь, это связано с неким природным фактором, например, излишне теплой водой. Ибо если это результат антропогенного влияния, тогда дела реки печальны. Впрочем, невзирая на засилье окуня, язь с голавлем ловились в количестве, многократно превышающем пищевую норму.
Говоря о пище, нельзя не упомянуть о том блюде, для которого ветлужские язь и голавль подходят отлично. К минусам соло-путешествий относится необходимость все делать самому. Поэтому минимализм в кулинарии приобретает первоочередное значение. Свежепойманный язь потрошится и разрезается вдоль спины до хребта. Соль, травки и перец по вкусу. После чего тушка заворачивается в фольгу и кладется доходить в дальний угол лодки.
Потом этот сверток помещается в угли на 15 минут и... вуаля! Противоречивое блюдо готово. Противоречивое потому, что минимумом усилий достигается максимум удовольствия.
Эпилог

В среднем течении она уже чуть-чуть скучновата из-за больших размеров. А в верховьях присутствует некая камерность. Когда один красивейший речной закуточек сменяется другим (еще более волшебным) без длинных однообразных плесов между ними.
Если разделить маршрут от Круглыжей до Шарьи на две части, то первая часть, безусловно, созерцательная. А вторая, без всякого сомнения, рыбацкая.
P.S. В завершение нельзя не упомянуть о лодке STORM Мagellan, на которой мне довелось сплавляться. И о ней у меня только положительные слова. Накачал единожды, держала давление весь поход.
Весла подверглись самым жестоким нагрузкам. Особенно им доставалось, когда во время гребка лопасть наскакивала на корягу. Без проблем. Остальные элементы также не подвели. Банка сохраняла свое положение даже при самой интенсивной гребле.
А сама лодка, заросшая за две недели грязью, отмылась в конце похода без излишний усилий.
300 с лишним километров без поломок и отказов – это, пожалуй, лучшая ее характеристика.
