Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Весной с Волги вернувшись

Весной с Волги вернувшись

Юрий Демин, г. Воронеж 
Фото автора

По возвращении с любой длительной рыбалки всегда анализируешь, что было не так и что не получилось, как было задумано.  

ркг358-11-1.jpg

Весной, точнее ее середкой, поехали мы как-то дружной компанией в низовья Волги, где в районе поселения Жан-аул и облавливали различные речные протоки. Хотелось в первую очередь поблеснить хищника, но удача напрочь отвернулась от спиннингистов, что и сказалось на результате. Из зачетных – один окунь на кило и щука на трёшечку. Все остальные спиннинговые поимцы – откровенная мелочь, кроме как для отпускания, ни к чему не пригодная. И это за пятидневку. 

Вроде и погодные условия были ординарными, не значительно отличающиеся от прошлых лет, но вот раньше хищник, и хороший по размерам, шел на блесну. А в этот раз, ну ни в какую! Может, от того, что вода оказалась помутнее, а протоки – более полноводнее? Как знать. 

Порадовала достойным хищником лишь Бакланья протока. Но… опять же, пойманные не блеснением, а на живца. То были сомы. Не такие, чтоб очень, но на пять-семь кило тянули. 

Обнаружили сомовье скопление с помощью эхолота на ямках близ затопленных древ и коряг. И что интересно, предпочитали усатые властители глубин в качестве поживы не красноперку иль густерку, а исключительно мелкую полосатую колючку – окуня. 

Изловив за две ночи семь жирнющих рыбин, на том и успокоились. Куда нам троим больше, не хапуги же, в конце концов, да и бель более активными способами половить хотелось. 

Но, как обычно бывает, планы внезапно порушились. Из-за наплыва рыбачащих и отдыхающих даже к берегу, где мы разбили лагерь, подступиться было затруднительно. Не рассчитали мы, что время пребывания в низовьях совпадает с выходными. А ажиотаж рыбацкий, видимо, возник из-за того, что прошел слушок, будто хорошо начала браться вобла. Да вот только та деликатесная рыбешка и вовсе не клевала, и основной улов у приезжих приходился на мелкого подлещика и густеру. Изредка, как прилов, попадались солидные красноперки и серебряные караси. 

Ну как тут не вспомнить старорусскую пословицу: “На одном плесу двоим рыбакам не житье!” А на нашем – собрались десятки и десятки… 

Пришлось выплывать на лодках, но и с них ловля не особо ладилась. Только успеешь прикормить местечко и выудить на донку приличного леща, как караван моторок с взросших в последние годы, как грибы после дождя, рыболовно-охотничьих баз: и прикормку по всей акватории размоет, и товарную рыбу отпугнет. Что поделаешь? Приходится мириться с обстоятельствами и довольствоваться пришедшей вслед спугнутого лещиного стада, мелочевкой… 

Только в послеобеденную пору воскресенья установилось на нашей протоке относительное затишье. Здесь уж мы оторвались по полной, хотя времени на активную рыбалку оставалось чуток – всего три зорьки. 

Я вновь плыву к найденному перепаду глубин с четырех до семи метров. Накануне там попадался лещ. Прикармливать не стал, просто зарядил крючки донки снизками навозных червей. Удильник на снасти допотопный, кондовый, еще в середке прошлого века из алюминия сработанный, но в меру чуткий и надежный. Одним словом, для крупной рыбы предназначенный. 

Минут десять длилось ожидание, как затрещала инерционная катушка. Плавно подсекаю и тут же чувствую тяжесть и сильные рывки. Удилище хоть и старой постройки, но все же кланяется поверхности (углепластик давно бы свернулся в дугу). 

По ощущениям, попавшийся незнакомец тянул далеко за килограмм, а, когда огромный поимец забурлил у поверхности, ручонки мои затряслись и совсем перестали слушаться. Только окрик сына, рыбачившего по соседству, вернул меня к реалиям происходящего. Правой рукой подвожу подсак под тело рыбины, а оно в него по габаритам не проходит, узковата горловина той приспособы для леща оказалась. Пришлось тратить время на изматывание трофея и поднимать его из воды, подхватив под жабры багориком. На три с половиной кило потянул тот, с темной шершавой преднерестовой чешуей, красавчик. 

В течение получаса изловил еще двух, но чуток поменее, лещей. А вот с четвертым пришлось повозиться. Ну, никак не хотел он покидать родные глубины, а, когда подвел леща к борту лодки, то просто ахнул – таким великим он мне показался. Ахнул, видимо, и лещ, увидев меня, дал задний ход и обломил на сгибе крючок. И ни какой-нибудь фабричный, в Китае отштампованный, а кованый, ручной работы, опытным мастером изготовленный… 

Солнце к тому времени успело почти скрыться за горизонтом, так что дальнейшую ловлю лещей пришлось прекратить. 

Вечером, сидя у костра и поджаривая нанизанную на шампуры сомятину, составляем планы на следующий, последний день пребывания в низовьях Волги. Порешили все-таки поискать воблу, а если не найдем ее ход на этой протоке, то будем обследовать соседствующие, благо, они друг с дружкой не пересекаются… И все же, следующей утренней зарей поплыл я, несмотря на отговоры компаньонов, вновь на тот перепад глубин, подаривший знатных лещей. 

Но… в этот раз не случилось, сдвинулась стая, выше пошла на нерест по течению. Но пусто место не бывает, и заняли его четырехсот-шестисотграммовые караси. Да так знатно стали поклевывать, что аж на душе повеселело. Час проходит, другой, а клев не ослабевает. Наловив изрядно карасей, решил отправиться вслед за ребятами в поисках воблы. 

Парней не встретил, но вот на воблу после нескольких остановок и неудачной ловли все же наткнулся. Правда, поздновато. Времени до темноты оставалось немного. Но успел обрыбиться двумя десятками двухладошечными по длинке воблешками. 

ркг358-11-2.jpg

А вот ребята, как позже удостоверился я, прибыв в лагерь, отловились понастоящему. Здоровенный садок под завязку отборной рыбехой заполнили. Так что в перспективе вяленой рыбы нам хватит надолго… 

И все же… Возвратившись с Волги, на грустные размышления меня потянуло. Год от года одни разочарования приходят от посещения реки-Матушки. Исчезает романтика, присутствовавшая ранее на волжских берегах с кострами и песнями под гитару, а рыбалка… как сопутствующий атрибут отдыха и общения с природой... 

Цивилизация коснулась даже отдаленных волжских проток, озер и ериков. И почти негде уставшей от мегаполисов душе отдохнуть… 


РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 8(358), 2017 г.