Весной по льду
Последние потуги
Рыбалка зависит не только от того, клюет рыба или нет. Она еще зависит от планов рыболова и, если хотите, его настроения. Поэтому данный взгляд на рыбалку индивидуален и, возможно, даже оригинален.
С наступлением тепла многое меняется. Ходить по льду становится сложнее. Или снег становится мокрым и проваливается, или при сходе его становится очень скользко. Кроме этого, начинает напрягать и одежда. Весна обманчива, и попытки облегчить амуницию обязательно сталкиваются с каким-нибудь катаклизмом. И в итоге, застраховавшись от холода, обязательно попадаешь в тепло, и наступает дискомфорт.
Думаю, что вы уже поняли, что весенней рыбалкой я не собираюсь восторгаться, и, вопреки здравому смыслу, буду брюзжать.
Дело еще в том, что весной все ждут сказочных уловов, а бывает это не очень часто. Пожалуй, лишь 1-2 сезона мои уловы резко возрастали по последнему льду, и это притом, что и место, и снасть не менялись. В остальном же весна по улову мало чем отличается от зимы. Но тут стоит оговориться. У опытного рыболова зимний улов всегда или почти всегда хорош, и по весне ему просто некуда улучшаться. А вот новички эту разницу ощущают и думают, что это весенний жор. А на самом деле весенний лов со льда - это тепличные условия, и для поимки рыбы не нужны какие-то хитрости.
Помню, что и я так начинал. Приехали на место, вышли на лед и у берега принялись ловить лаврушку. Клевала она беспрерывно, и нам казалось, что большего удовольствия и не бывает.
Мелкая рыба весной действительно активизируется, но для рыболова это скорее не хорошо, а плохо. С крупной, к сожалению, все не так убедительно.
Заблуждение о клеве по последнему льду связано еще и с тем, что весной с потеплением на лед выбираются рыболовы, просидевшие всю зиму на диване. Они уверены, что зимой не только холодно, но еще и рыба совсем не ловится.
Чем же весенняя рыбалка не нравится мне?
Во-первых, тем, что выловленная рыба не замерзает на льду, а высыхает на солнышке, и потом у нее даже лопается шкура. Это особенно хорошо видно на щуке и наваге.
Во-вторых, если зимой перемещаешься в разумных пределах спокойно, то весной в самых непредсказуемых местах обнаруживаются полыньи. Именно весной я пару раз проваливался под лед, не совершая никаких рискованных маневров.
В-третьих, солнышко пригревает и все больше хочется сидеть на ящике, а не бегать в поисках рыбы. Не мерзнут руки, не замерзают лунки, и получается, что рыбу ловишь безо всякого преодоления трудностей. Это вгоняет в дремоту.
Примерно такими получились и последние выезды на лед в этом сезоне.
В прибрежной деревне всю зиму парковались машины, и даже предприимчивые аборигены, имея по 50 рублей с машины, позволяли себе никогда не трезветь. А весной рой машин оказался столь велик, что столько бы не выпили все калдыри с побережья. Естественно, что дороги и обочины уже все в липкой грязи и в итоге яркие нарядные костюмы рыболовов тоже выглядят несвежими.
Кое-как нашли, куда приткнуть машину. Идем по тропе. Снегу еще с метр, и хорошо хоть ноги проваливаются не до дна. У выхода на лед уже бурлят коричневые ручьи. Народу - тьма. Лед освободился от снега и выглядит пестро. Где светлые участки, где темные, и все дополняется разноцветием мусора. На темные участки заходить не хочется, и идем в нужном направлении, но петляя. Утро, а пятки уже проваливаются. Меня это всегда напрягает. Вспоминается мое первое купание. Было это на весеннем льду Владика. Рыбачили на море. Оставалось 2-3 бухты, где сохранился подозрительный лед, но мой проводник нашел еще одну, на которой мы оказались вдвоем. Рыба там ловилась хорошо и быстро. Я в азарте и не разглядывал ситуацию, когда мой товарищ не скомандовал:
- Все, пятки проваливаются, бегом со льда. Было часов 11 утра, а паром обратно уходил в 17. Поэтому его предложение показалось мне совсем уж не правильным. Берег близко, лед толстый, хотя и рыбы, в общем-то, уже полный ящик. Но напарник был строг и решителен.
Я собрал рыбу, поднял на плечо ящик, и ноги мои провалились сантиметров на 10. И так каждый мой шаг к берегу. По команде я шел не сзади коллеги, а метров 20 в сторону. Первым метрах в 20 от берега рухнул он, но глубина там была уже всего-то по грудь. Я был полегче и продержался еще несколько секунд, но вскоре принял купель. На берег мы благополучно выбрались, и только там я понял, почему так решителен был мой товарищ.
Так вот, и тут уже проваливаются пятки. Но народ сидит со всех сторон, да и идем мы совсем не в центр бухты, а вдоль берега. Место это мы обнаружили на днях, и пока оно не засижено. Бурю пару лунок, мой напарник уходит метров на 50, и это радует. У меня, кроме безмотылки, ничего нет, а он с приманками. Мне его близкое соседство совсем не в тему.
Опускаю мормышку, и влет удар. Окунь на 300 граммов. Хорошее начало, но будничное. Именно это я и собирался там обнаружить. Клюет строго окунь. На пять мелких - пара хороших. Клев беспрерывный, и до второй лунки дело никак не дойдет. Мелких окуней собираю в бутылку. Брать их не хочу, оставлять на льду не умею, а пихать в ту лунку, из которой ловлю, считаю не правильным. Часто при этом рыба просто исчезает. И я нашел выход из ситуации. Метрах в 20 делаю специальную лунку и всю мелочь хожу отпускать туда. Естественно, не по одной, а когда наполняется баллон.
Интересно, что первые окуни пойманы со дна, но вскоре вся стая уже подо льдом, и оттуда я их таскаю с пулеметной скоростью. Все бы хорошо, но замаскировать мою деятельность не удается, и через полчаса уже дышат мне за воротник, орут, звенят посудой. А глубина всего метр.
Но самым неприятным является даже не это, а то, что куча приманок и гора прикормов меняет всю ситуацию. Рыба мельчает и не держится у моей лунки. Да и вся эта нахлынувшая толпа ловит совсем другую рыбу. Плотва, ерши, сопа и матросики - вот все, что осталось на том месте, где я только что ловил горбача. Ходить в поисках другого места вместе с этим хвостом из 50 обурильщиков тоже не хочется, и целый час проходит в бестолковой ловле единичной рыбы, а потом мы решаем ехать домой. Последние приехали - первые уезжаем.
Что не попало в описание, сейчас добавлю. Как только меня обурили и исчез хороший окунь, периодически стала попадаться и плотва. Мой напарник, видя, что меня обурили, тоже пришел и сел в 5 метрах, но ни на старых, ни на новых позициях на мотыля и опарыша не преуспел. Безмотылка вновь рулила!
Ну и последняя ситуация просто вынуждает меня вернуться к палатке. И цель одна - спрятаться от глаз соседей.
А еще я не люблю весеннюю рыбалку потому, что если зимой на тебя на улице смотрят с пониманием, то весной таращат глаза, ибо все уже в ветровках и без шапок, а ты в перемазанных глиной норфинах и йеттях, с буром наперевес…
Визит в Биюрган
Не были там с осени. Уехал наш абориген Слава, и Биюрган осиротел. Как хорошо было раньше! Слава звонил и сообщал о начале путины или о конце ее и никогда не подводил. А сейчас приходится ездить на разведку. Весна, для разнообразия решили сменить место.
Недалеко, погода хорошая, дороги сухие. На выезде из деревни дорога к гаражам и вообще к воде перекрыта плитами. Вот уж сюрприз, так сюрприз!
Выясняем, что это так МЧС оберегает рыболовов от выезда на лед. Более чем странно, тем более, что деревенским жителям приходится думать не только о рыбалке.
Но не зря мы так долго дружили со Славой, и машина у нас с достойным приводом. В итоге через какие-то фермы, поля и болота мы все-таки добираемся до нужного места. Выходим прямо у воды, и удивляет то, что не только живого человека не видать, но и следов пребывания на льду тоже.
Впечатление двоякое: хорошо, что мы одни, но может быть, рыбы тут просто нет и рыболовы это знают. Идем в бухту, где собираемся стартовать, и по ходу обнаруживаем десятки сетей. Вот ведь кому на радость перекрыта дорога! Браки, пожалуй, эту дорогу охранять теперь будут, чтобы никто ее не открыл. Никакая инспекция до них теперь не доберется, наступило полное раздолье.
Но нам-то делать нечего. Садимся между сетей. Лед толстый, снега нет, и ходишь по нему, как по асфальту. Бурю три лунки. Сразу с первого шевеления безмотылки попадается ерш. Опять впечатление двояко: осенью по первому льду мы тут и поклевку не увидели. Но если будут одолевать ерши, то радости тоже немного. Мысли проскочили и кончились, потому как вслед за ершом попался упитанный окунь. И сразу второй. Еще две лунки не работают, а эта все ловит и ловит.
Что может быть лучше? Отличная погода, асфальтированный лед, отсутствие конкурентов на горизонте и такие замечательные окуни! Душа поет. Вторая душа, которая сидит рядом, ловит на мотыля второй десяток ершей, даже не подпевает.
Но мы же сегодня на разведке, а потому сидеть и ловить рыбу некогда. Снимаемся и уходим метров на 50 вперед. Бурю четыре лунки. Сажусь и начинаю с ерша, а перехожу на горбачей. Где-то уже такое было! Другие три лунки опять же не работают. Интересный расклад. Получается, что и бурить столько нет смысла.
Снова несколько окуней, и опять идем вперед. Цель - выйти в пролив и попробовать там обнаружить плотву. Да и окунь там попадался не хуже и не реже. А в конце маршрута бухта, где попадалась красноперка. Но окуньки хороши, и оторваться от них не просто.
В итоге мой менее удачливый попутчик не выдерживает темп и уходит далеко вперед, а я остаюсь… без бура. Но за полчаса, которые я продержался на старых лунках, в улове оказался десяток окуней, первая плотва и судак весом в 10 граммов. Я даже узнал его не сразу, настолько он исхудал за зиму.
Потом пошел в пролив. Лед там тоньше на половину, а справа и слева две полыньи. Картина не внушила оптимизма, да и рыба за короткое время не порадовала. Кончилось все тем, что мы вернулись на старые лунки, но…
Мы подходили к месту, когда появились браки и принялись тягать свои сети, постоянно носясь на снегоходах. Желания соседствовать с ними не было, и мы пошли в сторону машины. Прямо напротив, метрах в 30 от берега, когда-то давно мы тоже ловили окуня.
Там произошел совсем удивительный случай. Я опустил безмотылку, и почти сразу клюнула неплохая рыба. Но вот в лунку она не зашла. Я попытался отпускать ее и снова подтягивать, но она упиралась в лед. Особой интриги не было, потому, как стало понятно, что это не лещ, и проблема была не в размере рыбы. А потом я перестал чувствовать рыбу, она сошла. Не видя никаких проблем, я воспользовался отцепом, но он не доходил до дна. Опять же ничего странного я не почувствовал. Ну, оказалась под лункой ветка, такое бывает. Погода отличная, тепло, мормышка, подаренная нижегородскими друзьями, на вес золота, и я из озорства решил залезть в лунку рукой. Разделся. По леске продвинулся вниз и обнаружил, что сантиметрах в 10 выше нижней кромки леска уходит в боковую стенку. Попытки извлечь ее оттуда не увенчались успехом. Леска уходила в лед, как будто она туда вмерзла, и ничего сделать не получилось. При второй попытке достать ее рукой леска оборвалась.
Вот такая удивительная ситуация. Я вижу только одно объяснение этому. Возможно, весенний лед снизу подтаивает неравномерно, а образуются какие-то ледяные каверны, ведь и наверху он порой бывает не гладким, а пористым. А рыба, утащив леску в сторону, завела ее в какую-нибудь щель.
Когда-нибудь обязательно пощупаю рукой лед снизу!
Павел ПолиЩук, г. Набережные Челны