Главная > Статьи > Весенняя поездка на озеро Верято

Весенняя поездка на озеро Верято

263-10-1.jpgНаша мечта о повторной поездке на озеро Верято (Копылковское водохранилище) в Псковской области начинала сбываться. Прошло два года с того времени, когда мы открыли для себя этот чудесный и притягательный водоем. Вещи были сложены, но поездку пришлось отложить на два дня, так как и у нас, и на месте нашей цели шли проливные дожди. Наконец-то, загрузив до отказа старенькую "Таврию", в середине мая в 7 утра вдвоем мы отправились в 640-й километровый путь.

С прошлой поездки я бережно сохранила распечатанную подробную карту пути не столько для ориентации, так как атлас автомобильных дорог у нас имелся, а потому, что на обороте последнего листа карты у меня были записаны развилки лесной дороги, которая вела к нашему месту. Это было самое ценное, так как печальный и в то же время смешной позапрошлогодний опыт блуждания по лесным дорогам научил меня внимательно считать в лесу повороты и разветвления дорог.

Благодаря этим записям блудить не пришлось, и в 19.00 мы прибыли на наше место. Невозможно передать словами чувства, переполняющие человека, когда он приезжает на место, о котором мечтал два года. Небольшая полянка на берегу заветного водоема плавно спускается к заливу, за которым острова и неописуемые красоты озера Верято.

За время двухлетнего отсутствия на поляне появился грубо сколоченный стол из бревен. Надо отметить, что нас приятно удивило отсутствие мусора-бутылок, как пластиковых, так и стеклянных, а также прочих атрибутов человеческого пребывания на природе. В прошлой поездке под кустом прямо посреди поляны была свалка, слегка замаскированная выросшей травой и зелеными ветвями орешника. Сейчас же всего лишь мелкий мусор в виде пакетов и сигаретных пачек. Я сделала уборку территории, а муж поставил палатку. Пошел дождик, но быстро кончился. После прошедших накануне сильных дождей было сыро и прохладно.

Шашлык в этот раз я не забыла, и он был запланирован на вечер приезда. Но так как уголь в машину вместить не удалось, мангал пришлось разжигать сырыми дровами. После некоторых усилий дрова все-таки разгорелись, шашлык пожарился, и уже при свете фонаря под приглушенные крики выпи и комариный звон мы отметили наш приезд кружечкой красного полусладкого.

Легли поздно, в полночь. Первую ночь я никогда не сплю на новом месте, эта ночь не была исключением. Снова пошел дождь, муж заснул, а я лежала и пыталась зажмурить непослушные глаза. Внезапно ночную тишину нарушил рев автомобиля, который на большой скорости въехал на нашу маленькую полянку. Перепуганная, я вскочила и посмотрела на часы. Час ночи. Чужая машина гудела, слепила фарами через двойные стены палатки, и, по-видимому, разворачивалась, стараясь не задеть мангал, палатку и нашу машину. Растолкав Андрея, я вылезла в ватных штанах на проливной дождь. Кругом полная тьма, чужой белый автомобиль и силуэты двух мужчин.

- Не помешаем? - спросил один из них. Голос был молодой.

- Ну, места здесь не очень много, - ответила я, пренебрегая всеми правилами гостеприимства, хоть и понимала, что ехать ночью час по лесу и обнаружить, что место занято - очень досадно.

- У вас здесь сети стоят? - спросила я.

- Нет, мы хотели понырять.

Юмор у гостей явно присутствовал. Они покурили, о чем-то пошептались и, слава Богу, уехали. Нервы мои расшалились, я долго слушала шум дождя, но под утро все-таки задремала.

В семь утра я буквально подпрыгнула от непонятного грохота,  который нарастал с каждой секундой. Едва проснувшись, я никак не могла понять, что так может шуметь. Грохот въехал на поляну и затих. После абсолютно бессонной ночи выползти "мухой" из палатки у меня не было сил. Андрей обулся и вылез наружу.

Я с трудом стащила с себя ватники, надела непромокаемую одежду и тоже выползла из палатки. Погода была, как в "деревне Гадюкино" - шел дождь, сильный ветер гудел и раскачивал макушки берез, по озеру бежала волна. Посреди нашей поляны стояла "Нива" с прицепом, на котором была лодка. Именно она так грохотала на кочках, а так как путь в наш залив проходил через низину, а потом сразу на горку, звук от подъезжающих автомобилей возникал внезапно, и напугал меня как ночью, так и сейчас.

На "Ниве" приехали двое мужчин, по-видимому, отец и сын. Извинившись за беспокойство, сказали, что ненадолго и вечером уедут. Затем они съехали на машине прямо к воде и спустили лодку. Быстро собрали снасти, надели спасательные жилеты и отплыли блеснить.

"Это какой-то проходной двор", - высказала я нашу общую мысль. По сравнению с позапрошлым годом, когда за две недели нам встретился всего один браконьер на лодке, в настоящее время за одну ночь мы имели уже вторую машину с гостями. И это была среда, середина недели.

Тем не менее нас ждала привычная работа - поставить шатер, обустроить быт, накачать лодку, добыть дров. Дождь шел до обеда, потом прекратился, но ветер по-прежнему гнал сильную волну и шумел в кронах. Уникальность нашего места состояла еще и в том, что только северный ветер, дующий с озера, мог доставить нам неудобства, от остальных нас защищал со всех сторон густой лес. Но северные ветры летом дуют там достаточно редко, во всяком случае, нам везло.

Вечером поплыли опробовать новую лодку и проверить клев.

263-10-2.jpgКогда мы плывем на одной лодке вдвоем, мое любимое занятие - сидеть на носу и разглядывать дно озера, так как вода прозрачная, и водоросли, пни, многочисленные мелкие и более крупные рыбешки - в основном на мелководье красноперка и окунь - видны, как сквозь стенки аквариума. Первый рыболовный день дал около килограмма красноперки и окуней, и пришлось варить уху. Ужин был в 23.00, отбой - в 01.00.

В ночь на 19 мая было очень холодно, очевидно, не выше +5, так как у меня замерз нос. Расставаться утром с ватниками не хотелось. Но днем погода порадовала абсолютным штилем и ярким солнцем. Накачали вторую лодку, вооружились удочками и спиннингами и поплыли. Я в основном ловила красноперок на удочку, Андрей взял щуку и кучу крупных окуней. Крупная рыба пошла на копчение, мелкая - на уху.

Поедая все эти вкусности и любуясь красотами озера, мы заметили какое-то белое пятно на воде. В бинокль стало видно, что это лебедь. Он осторожно плыл в нашу сторону и скоро предстал во всей красе. Через некоторое время он скрылся из виду, заплыв в залив, глубоко врезавшийся в берег справа от нас. Этот залив, как и большинство на этом конце озера, был буквально утыкан затопленными останками деревьев и богат разнообразной водной растительностью.

После отдыха мы приготовили ужин - рис с тушенкой - и поплыли на вечернюю прогулку. Я даже не хочу называть мои утренние и вечерние заплывы рыбалкой. Для меня поездка на озеро Верято - это прежде всего отдых, тишина, растворение в природе, размеренный и уединенный образ жизни. А рыба, пойманная на спиннинг или удочку, подвергается калибровке, и большинство ее, после воздушного поцелуя, отпускается обратно в родную стихию.

Озеро Верято достаточно богато рыбой, несмотря на обилие браконьеров и законных промысловиков. Но поймать зачетный экземпляр леща или линя достаточно сложно, так как на опущенный в воду крючок с молниеносной быстротой бросаются мелкие красноперки, окуни, плотва. Крупная щука тоже избалована изобилием рыбы, и добыть ее не так просто. Донные удочки мы не использовали, так как на нашем месте это не представлялось возможным.

В ночь на пятницу 20 мая было довольно тепло, и день также выдался солнечным и тихим. Утренняя рыбалка принесла штук 20 окуней, щуку и десяток красноперок. Зарядили коптильню, сварили уху. Неописуемая вкуснота - копченая рыба с юшкой да под баночку пива!

После дневного отдыха мы решили сплавать на экскурсию. При пуске Копылковской ГЭС воды реки Великой объединили пять озер и затопили значительную часть суши. Поэтому на образовавшемся водоеме много островов и заливов. Для нового человека все они очень похожи, и заблудиться среди этих красот очень легко. Ближе к берегам множество коряг, затопленных деревьев, пней, которые видны сквозь прозрачную воду. Когда плывешь на лодке, пейзаж буквально завораживает, и ты фотографируешь все. При просмотре понимаешь, что у человека, который там не был, может сложиться впечатление, что смотришь одну панораму. Это я не об однообразии, а о бесконечно прекрасном пейзаже.

Конечно, на веслах сложно осмотреть все красоты озера, здесь надо жить, чтобы понять и узнать этот необыкновенный водоем. Проплавав часа три, мы вернулись на базу. На обратном пути я поймала зачетную щуку и окуня, которые были посажены на кукан.

Вечером клева не было. На ночь нам спел колыбельную соловей.

Утро 21 мая выдалось ясным, тихим и солнечным. Я отправилась в правый заливчик попробовать удачу среди листьев кувшинок и кубышек, пока их было еще не очень много.

Разместилась я так, чтобы солнце не светило в глаза, но, как оказалось, не очень удачно. Активный клев крупной красноперки и довольно сильный ветер крутили лодку в разные стороны, основательно меня нервируя. Якорь был только один, а зацепить противоположный конец лодки было не за что, так как я стояла на чистой воде, а кидала крючок в кувшинки под берег. Наловив за час штук 20 красноперок, я выплыла на берег. У Андрея было пусто - щука и крупный окунь не ловились. Но нам рыбы было более чем достаточно.

После обеда, пользуясь теплом, устроили себе банные процедуры. Я очень люблю плавать, но, к сожалению, при всех своих достоинствах наша заводь совершенно не подходила для купания.

Браконьеры на моторных лодках продолжают ездить регулярно, как на работу, хорошо, что довольно далеко, не заплывая в наши заливы. Несмотря на весенние запреты, при полном отсутствии рыбнадзора, они чувствуют себя уверенно.

А озеро тем не менее живет своей очень активной жизнью. Утки, чомги, бакланы, во?роны, цапли и огромное разнообразие лесных птиц, ежедневно поющих нам свои трели.

Вечерняя рыбалка у меня была менее нервная. Солнце поменяло свое место дислокации, и я стала в тростнике у берега, зацепилась с обоих бортов и весело ловила. Красноперка порадовала своими размерами, одна была на полкило, завела в кувшинки и закрутила леску вокруг стеблей. Пришлось дать леске свободу, рыба сама распуталась и была успешно выужена.

Улов составил более 2 кг. Пришлось чистить, потрошить, перекладывать крапивой. Из последних сил мы проглотили ужин и рухнули спать.

22 мая, воскресенье. Ночь выдалась прохладной, мой термометр (нос) под утро замерз, и пришлось накрываться с головой. Позавтракав, поплыли на экскурсию влево, как сказал местный браконьер, в "Белое озеро". По пути кидали спиннинг, но кроме двух окуней, отпущенных на свободу, ничего не поймали. Два раза высаживались на берег. В одном месте были признаки частого присутствия людей, по-видимому, местных охотников. Они всегда сооружают из ветвей столики и различные конструкции для сушки одежды и накрывания пленкой от дождей.

Вечером на воде было очень много комаров. Улов весь мы решили отправить на первый посол.

Ночь на 23 мая (понедельник) была холодной. На сегодня была запланирована поездка в магазин на трассе, недалеко от Пустошки. Нужно было купить питьевой воды и хлеба. Поездка заняла расчетные два часа. На обратном пути спугнули с обочины дороги глухаря, а также обнаружили лесное озеро, довольно крупное. На берегу росли кусты черной смородины, непонятно откуда взявшиеся в сосновом лесу. Мы нарвали листиков для чая, добавив по пути листьев земляники и брусники.

К обеду на небе стала появляться облачность, ветер усилился. Андрей поплыл в надежде хорошего клева щуки перед грозой, а я носилась по лагерю, убирая вещи, накрывая дрова и продукты и доваривая еду. Андрей примчался на лодке обратно очень быстро. За ним гналась черная туча. Ветер был такой сильный, что порывами чуть не сдуло шатер. Гроза разразилась внезапно в сопровождении хорошего ливня.

263-10-3.jpgНо скоро дождь закончился, и мы поплыли ловить. Вечерний улов за 1,5 часа составил всего 1,5 килограмма. Отбой в этот день был в 0.30.

Вторник, 24 мая. Ночью было прохладно. Встали в 7.30, но торопиться на рыбалку не хотелось. Очень эстетично пожарили на газовой горелке в крышечках от солдатских котелков яичницу на сале, порционно. Неспешно позавтракали, наслаждаясь прекрасным солнечным утром.

Поплыли со спиннингами. Улов был невелик - всего два окуня. Потом посидели с удочками. Андрею везло, мне не очень. Почему такая странность? Когда у меня клев - у него тишина, и наоборот, хотя можем ловить с одной лодки и в одном месте. Снасти или везение? Или это баланс?

Среда, 25 мая. Облачно, ветрено. Поехали ловить. Как ни странно, клев очень хороший, за час около 3 кг. Погода не обещает ничего хорошего, пошел дождь, а нам надо было собираться домой, весенний отпуск на исходе.

Сбор вещей проходил в слегка экстремальном режиме, в небольших перерывах между дождями и ливнями. В 9 вечера забрались в палатку. Дождь.

Сегодня 26 мая, уезжаем. Дождь по-прежнему идет, но хорошо, что не сильный. Наступил щемящий момент расставания. Со слезами на глазах, я кинула в озеро монетку и поблагодарила его за приют. Андрей не такой сентиментальный, но и в его глазах была грусть расставания.

Мы тщательно осмотрели полянку, чтобы не оставить ни малейшего мусора, завязали и с трудом запихнули мусорный мешок в забитую до отказа машину и отправились в обратный путь.

До встречи, любимое озеро!