Главная > Статьи > Весенняя Баскара

Весенняя Баскара

140-12-1.jpgПохоже, что зима сдала свои права весне. Температура воздуха уже не опускается даже ночью ниже нуля. Прошел первый, правда, еще в конце зимы, дождь. Он смыл последние остатки снега. Земля потемнела и теплыми деньками запарила. В голубых небесах потянулись первые караваны перелетных птиц. Вот только приземлиться им практически некуда. На озерах, реках и протоках стоит еще прочный лед. Он потемнел, набух, пропитался водой, но еще крепко и надежно сковывает поверхность водоемов. Но уже на мелких озерах у берегов появились полоски воды.

За первую неделю марта теплая погода подсушила дорогу, и появилась возможность проехать на кое-какие водоемы. Правда, эти водоемы в основном находятся рядом с трассой, поэтому подвержены сильному рыболовному прессу, и рассчитывать на серьезную рыбалку не приходится. Хотя "оторваться" на мелкой плотве, а если повезет, то и пару-тройку некрупных щучек на жерлицы поймать можно. Тем самым закрыть зимний сезон. Вот такие мысли крутились в наших головах. А здесь и праздники подошли кстати.

Ранним утром 9 марта я на автобусной остановке встречал сына, приезжающего из г. Чимкента. Подъехал "уазик", из которого вылезли два рыбака и отправились в круглосуточный магазин. Вышел из машины и водитель. Я тоже вышел из салона своего автомобиля и поздоровался.

- Куда направляетесь? - поинтересовался я.

- На Баскару, - ответил он.

В прошлом году народ обловился там аральской воблой да и другой рыбой. Экземпляры от 800 граммов до килограмма были не редкость. Попадались "чушки" и крупнее. На баскаринской плотине шлюзы были перекрыты, и проходящие стаи леща, воблы, плотвы и синца останавливались, упираясь в заграждения. Вслед за белой рыбой подходил и судак.

В этом же году Кзыл-Ординская область ждет большую воду. Чтобы не затопило окрестности в том числе и наш город, в низких местах ведутся большие работы по подсыпке старых и насыпке новых дамб. Шлюзы открыли еще в середине зимы, и рыба беспрепятственно проходит в Сыр-Дарью.

Зная эту обстановку, я интересуюсь:

- Говорят, что на Баскаре рыбы нет, клюет очень редко. Правда, все сведения только по слухам, сам я там не был.

- Если не был, то чего говоришь, - осек меня водитель, - я в прошлую субботу 12 кг рыбы привез. В основном - синец, плотва, воблы мало, очень редко попадается лещ. Это ведь не прошлый год, когда рыбы было немеряно, - где пробурился, там и сел. В этом году рыбу нужно искать. Лед стоит метровый, лунки крутить тяжеловато. Поэтому некоторые пробурят пяток лунок, и на этом все. Может, случайных несколько рыбешек поймают и считают, что рыбы нет. Я на прошлой рыбалке не меньше двух десяток дырок пробурил, прежде чем на стаю попал. Так что рыба есть. Кто ищет, тот всегда с уловом будет...

Вернулись его товарищи из магазина, мы попрощались, и они уехали. Вскоре подъехал и мой сын. Мы отправились домой.

140-12-2.jpgДнем созвонился с друзьями и вывалил на них полученную информацию.

10 марта, рано утром, мы выехали из города в сторону Баскары.  На улице безветренно, тихо, но небо затянуто тучами - ни звезд, ни луны не видно. Плотину переехали, когда рассвело. На небольшой стоянке уже стояло шесть машин. Внизу на льду копошился народ.  Некоторые уже застыли над лунками, но многие были в поиске. Был слышен шум вгрызающих в лед ледобуров.

Рыбаки рассредоточились практически от шлюзов, там, где чистая вода уходила под лед, и дальше по реке. Народу не менее двух десятков, но никто не лезет к товарищу, а тем более к незнакомому рыбаку. Как минимум между каждым - 10-12 метров.

Спускаемся по крутому бетонированному склону к реке. Плиты скользкие, и приходится выискивать выемки, уступы, стыки между ними и цепляться подошвами, чтобы не упасть. Проходим между рыбаками, со знакомыми здороваемся, интересуемся как клевом, так и условиями. Ведь здесь мы первый раз. Кое-что узнаем. У некоторых возле лунок лежат от одного до трех хвостов. Никто рыбы не прячет, у нас это как-то не принято.

Решаем не оставаться в толпе, а отойти чуть ниже по течению. Ведь, по идее, рыба будет подниматься мимо нас. Отошли от последнего рыбака метров на сто и остановились. Даже здесь остались пробуренные раньше лунки.

Быстро достаем удочки и, не бурясь, пробуем ловить на старых лунках. И тут же сталкиваемся с проблемой. Наши мормышки не доходят до дна. Их сносит течением. До этого дня мы ездили на рыбалку только на озера со стоячей водой. Иногда присутствовало течение, но оно было минимальным, практически не ощущаемым. Здесь мы хотя и ушли от основной струи в сторону, но все же тяга хорошо ощущалась.

140-12-3.jpgПервым подошел Володя:

- Ген, что-то я не могу нащупать дно, уходит до 10 метром лески под лед, а дна нет.

- Вова, течение. У меня тоже самое. Нужно менять мормышки и ставить более тяжелые или на леску выше мормышки ставить грузик.

Я полез в свои запасы. Нашел несколько разнокалиберных тяжелых вольфрамовых мормышек. Они были серебристого, черного и зеленого цветов. Пришлось на удочку поставить и кивок пожестче.

Опустил под лед черную мормышку. Оказалось, что глубина в данном месте не превышает трех метров. Попробовал "играть", как делал проводку на озерах. Поклевок нет. Стал облавливать другие лунки - поклевок нет. Попробовал ловить "на стоячку". Безрезультатно.

Вижу мои друзья тоже в движении. Леша так же, как и я, пошел по старым лункам, а Володя отправился на нетронутое ледовое поле и стал буриться там.

А погода не очень. Солнце так и не проявилось сквозь мглу туч. Вскоре стал накрапывать дождик. Вначале нехотя сыпанул мелкой дисперсией, но вскоре ударил очень даже ничего. Мы уж стали подумывать, как подниматься назад к машинам. Самые невыдержанные рыбаки уже подались наверх, руками цепляясь за неровности плит. Но дождь только попугал. Через полчаса он стих, а еще через час-полтора из-за рваных туч выглянуло солнце. После обеда тучи унесло за горизонт, и солнце уже светило на чисто голубом небе.

Прошел уже более десятка лунок - и ни одной поклевки. Решаю заменить мормышку и ставлю серебристую "капельку". Иду по тем же лункам в обратном порядке. И опять ни одной поклевки. Но вот наконец в одной лунке вдруг как-то кивок шевельнулся не так. Мормышка была на самом дне, и кивок на какие-то доли миллиметра приподнялся. Или, может быть, мне показалось? Не могу уже сказать. Но я в этот момент сумел подсечь и тут же почувствовал рывки рыбы, севшей на крючок. Это была граммов на 350 плотва.

Наконец-то попалась первая зимняя рыба на реке. Я опять опустил мормышку на дно и стал очень медленно шевелить ее. И опять кивок слегка распрямился. В общем, рыбалка началась. Я быстро об этом сообщил друзьям. И у них тоже постепенно стало все получаться.

Часа через полтора у моей лунки уже лежало больше десятка достойных рыбешек: несколько синцов, пара подлещиков и аральская вобла. Не было ни одной рыбки менее 300 граммов. Правда, не попалось и особо крупных рыб. А вот Володя сумел все-таки вытащить леща на 1,2 кг.

Когда видишь осязаемый улов, знаешь, что есть уже с чем вернуться домой, можно расслабиться и поэкспериментировать. Я решил попробовать половить на голый крючок, а точнее - не на голый, а с червяком, но без мормышки.

Достаю поплавочную удочку и быстро переделываю ее. Поплавок убираю, ставлю жесткий кивок. На конец лески привязываю грузик такого веса, чтобы он держал дно (12 г) и над ним привязываю метровый поводок с крючком №4. Насаживаю червяка и отправляю под лед. Грузик - на дне, а вот червяк - еще в движении, он, падая, сносится на метр от лунки и, по идее, должен, опустившись на дно, шевелиться за счет течения.

Проходит с минуту, я резко приподнимаю грузик сантиметров на 30 и отпускаю его, одновременно отпуская леску. Грузик уходит с полметра по течению. Получилась "ступенька". Так я стравил снасть метров на пять и при очередной "ступеньке" вдруг чувствую, как поклевка отозвалась в руке.

140-12-4.jpgМгновенная подсечка - и рыба яростно сопротивляется. Медленно, сантиметр за сантиметром, я стал ее подтягивать к лунке. Несколько раз приходилось отпускать рыбу при напористых рывках. Все же я ее победил и удивился, когда из лунки показался остромордый судак весом около килограмма. Вот это рыба! Такой я вообще-то не ожидал поймать в первый же день на реке. Ведь у меня нет никакого опыта зимней ловли на течении, все в основном интуитивно. Правда, старался вспоминать опыт других рыболовов, поделившихся им на страницах рыболовных изданий.

Все же, видимо, новичкам везет. "Раз ловится судак, то нужно бы попробовать половить его целенаправленно", - подумал я и пошел к ящику за "дергалкой".

Поставил узкую блесну. Вначале ловил на пустую блесну, но поклевок не происходило, тогда я вырезал небольшую полоску со спинки подлещика и насадил на крючок.

Уже проверил несколько пустых лунок, когда в очередной лунке почувствовал слабый тычок в руку. Подсечка прошла впустую. "Играю" дальше. Опять еле различимый тычок и безрезультативная подсечка. Так продолжалось несколько раз, наконец все же сумел подсечь. Рывки рыбы несильные, значит, идет мелкая. Так и есть - 200-граммовый судачишка. Вот почему не с первого раза попался на крючок. Голод, видимо, толкал его схватить наживку, да вот только в рот она не пролазила, а я выдергивал резку изо рта.

Меняю 9-сантиметровую блесну на 5-сантиметровую. Также на крючок вешаю полоску свежей спинки рыбы и отправляю в воду. Только блесна опустилась на дно, как ее прижало, кивок опустился вниз, я подсек. Конечно, судак был не такой, как попался на удочку, но 400 граммов в нем было. Еще попалось три подобных судачка, и клев стих.

Я походил по свободным лункам, но больше на судака не нарвался. Видимо, он переместился ближе к шлюзу, а соваться к рыбакам не хотелось.

Кстати, Алексею тоже попался судачок на удочку. А вот у Володи не было судака. Зато он нарвался на стаю леща и вытащил четырех лещей за килограмм. У нас такой рыбы не было.

Солнце висело еще высоко, но из-за высокого берега нас накрыла тень. Первые рыбаки потянулись к машинам. Мы тоже решили сворачиваться. Рыбы было килограммов по 7-8 на брата, удовольствие получили отменное. Сегодня первый раз ловили на удочки, не выставляя жерлиц, и всем понравилось. Конечно, крупной рыбы особо не было, но и явной мелочи тоже нет.

- Мужики, тащить килограммового леща на удочку с тонкой леской гораздо увлекательнее и азартнее, чем тащить такую же щуку на жерличную леску, - поделился Володя. - Я очень доволен, что мы приехали сюда.

Был доволен не только он, но и я с Лешей. Баскара нас порадовала.

Погода с каждым днем становится все теплее и теплее. Впереди рабочая неделя. Но если представится случай вернуться сюда на лед, мы еще приедем, а нет, так значит, эту рыбалку будем считать закрытием зимнего сезона.