Весенний карась на фидер
Виталий Волков, Волгоградская обл.
Фото автора
Когда на рассвете мы выезжали из дома, небо было ясным и безоблачным, лишь далеко над степью висела, будто тушью проведенная, тонкая полоска туч. Кажется, она была ещё с вечера, решив там заночевать. А потому мы не очень беспокоились по поводу дождя, когда отправлялись на дальний степной пруд открывать карасиный сезон.
Но через час пути безобидная тучка, будто опомнившись ото сна, двинулась нам навстречу, постепенно заволакивая всё небо. Последний десяток километров трассы мы ехали в пелене дождя, и я напряжённо всматривался сквозь размазываемые дворниками по лобовому стеклу дождевые капли, силясь разглядеть просвет в скоплении проливающийся на землю воды.
И погода сжалилась над нами: когда свернули с трассы в направлении пруда, небо стало гораздо светлее и безобиднее, а напугавшая нас туча понесла свою напитанную влагой массу в сторону далёкой Волги. Ну и хорошо, а то мы, понадеявшись на ясную погоду, даже не захватили с собой дождевиков!..
Карасиный сезон на этом пруду открываем уже который год подряд, правда, каждой весной такое волнительное рыболовное событие происходит всё раньше и раньше из-за устанавливающегося тепла. Но всякий раз знакомый пруд встречает нас чем-то новым, не сразу позволяя сориентироваться в поменявшихся условиях.
Вот и в этот весенний визит мы были очень удивлены крайне низким уровнем воды, который был едва ли не на метр меньше, чем в апреле прошлого года. Всему виной тёплая, короткая и малоснежная зима этого года, которая обмелила и поставила под угрозу пересыхания многие степные водоёмы. В сужении пруда, где в прошлом году мы на поплавочные удочки вылавливали мерных карасей из затопленных кустов, в этом году и вовсе было сухо. В другом знакомом и пригодном для рыбалки месте прибрежные кусты, в которых раньше тёрся по весне карась, тоже оказались далеко на берегу. А от уреза воды метров на двадцать пять тянулась глинистая отмель с глубиной чуть больше, чем по колено. Стало понятно, что поплавочные удочки сегодня останутся не у дел, а потому мы стали расчехлять фидеры. Нашему с Настей примеру последовала и коллега по работе Юля, которая впервые посетила этот пруд. У неё из «орудий рыболовного труда» было два спиннинга, оборудованных под донную ловлю.
Что еще удивило нас в этот приезд, так это полное безветрие над прудом. Дело в том, что такая тихая погода весной – очень большая редкость в нашей местности. А уж на открытом всем ветрам степном пруду мы такой подарок и вовсе могли припомнить с большим трудом. Правда, над нами в этой безмолвной неподвижности всё ещё висели отставшие от основной массы тучки. Пока мы обустраивали место ловли, собирали снасти и замешивали прикорм, тучки несколько раз принимались сыпать на нас редким дождём, будто лениво выжимали из себя последние капли.
Под мерное капанье последних дождинок мы и забросили свои удочки. Первой уже через десять минут карасиком чуть поболее ладони обрыбилась Настя. Следом серебристого красавца вывела Юля. Не успел я попенять на своё невезение, как и у меня случилась первая поклёвка. В общем, рыбалка началась обнадёживающе, да и тучи почти отступили, горизонт на юге начал светлеть, а над противоположным берегом пруда показался кусочек радуги.
Карасиные оснастки у нас очень простые: на конце основной лески вертлюжком с застёжкой пристегнута кормушка-клетка весом 50 граммов, а выше неё друг за другом привязаны два 15-сантиметровых поводка из более тонкой, чем основная, лески. Зная по прошлогодним рыбалкам вкусы местного карася, на цевьё крючка мы натягивали навозных червей, оставляя шевелящийся кончик, а острое жало прикрывали двумя опарышами. Очень уж жаловал в прошлые вёсны карась такой незамысловатый мясной бутерброд. Да и в этот раз, как оказалось, он был ему вполне по душе.
Первые карасиные поклевки были всё же какими-то ленивыми, да и подсечённый карась на снасти сопротивлялся вяло. Ещё мы заметили, что большинство поклёвок происходило на верхний крючок – почему-то карась охотнее брал наживку на удалении от кормушки. Возможно, его настораживал инородный предмет?
Расположившийся рядом с нами пожилой рыбак разобрал поплавочную удочку и, забросив оснастку подальше от берега, вскоре вывел небольшого карася. Юля последовала его примеру, пустив в бой поплавочку, но была вознаграждена лишь парой пустых поклевок. А вот на донки караси ей не давали заскучать, попеременно сотрясая вершинку то одного, то второго удилища.
Выловив более десятка ровненьких карасей, Юля с большой неохотой, всячески оттягивая время, стала собираться в обратную дорогу. Ближе к обеду карасиный клёв становился только сильнее, но впервые оказавшуюся на этом пруду рыбачку, увы, ждали неотложные дела. Зато разведка боем удалась!
Мы с Настей не были так жёстко ограничены во времени, а потому продолжили рыбалку в своё удовольствие. Вот только, когда небо очистилось от туч и выглянуло солнце, поверхность пруда стал рябить южный ветерок, который очень быстро перерос в настоящий шквал. Вместо лёгкой ряби по взмутившейся от поднятой взвеси поверхности пруда теперь перекатывались большие волны, увенчанные белыми барашками. Наши соседи слева и справа, будто давно ожидали этого момента, стали очень быстро сматывать снасти, и вскоре на нашем берегу пруда мы с Настей остались одни. На противоположном берегу народ пока не спешил разъезжаться, видимо, там от ветра укрывал высокий обрывистый берег.
Конечно, с таким буйством ветра наблюдать за чуткими квиверами было гораздо сложнее. Но на карася случившаяся перемена погоды оказала самое благотворное влияние: его поклевки стали более уверенными и дерзкими, а сопротивлялся серебристый увалень так ретиво, что мы даже не ожидали от него такой прыти. Несколько раз мне посчастливилось вытащить по два карася за раз, и тогда вываживание было особенно захватывающим!
Любопытно ещё и то, что теперь подавляющее большинство поклевок происходило на нижний, ближний к кормушке крючок. В то время как караси успевали истрепать червя и сорвать личинок опарыша на нижнем крючке, наживка на верхнем, который располагался всего-то на 20 сантиметров выше, оставалась вовсе нетронутой. Можно было предположить, что активизировавшийся карась начал больше интересоваться набиваемым в кормушку кормом, и, соответственно, наживкой на том крючке, который был ближе к кормушке. Но когда мы перестали наполнять кормушку перед забросом, картина никак не поменялась – по-прежнему большинство поклёвок приходилось на ближний к кормушке крючок.
Учитывая относительно небольшую глубину в месте ловли, а также плавное понижение дна от берега, я предполагаю, что после заброса ближний к кормушке крючок касался дна, а дальний от кормушки (верхний) оказывался в подвешенном состоянии. Пока карась был мало активен, он стоял в паре десятков сантиметров над дном, а потому брал именно на тот крючок, который находился в поле его зрения. Но когда поднялся ветер и усилившаяся волна стала размывать донный грунт, поднимая муть, карась опустился ближе ко дну, видно разыскивая в поднятой взвеси частички корма и вымытые организмы. Тут и оказался более актуален нижний крючок – видно, увлеченно роясь на дне, карась воспринимал червя на крючке как естественную пищу. А подниматься выше от грунта, когда всё самое вкусное находится на дне, ему не было никакого интереса.
Подобное поведение карася я наблюдал и раньше, не только на этом водоёме, но и на других похожих степных прудах, а также на пойменных озёрах. Правда, в сильно заиленных водоёмах карась очень редко берёт насадку или наживку со дна. А вот в данном пруду такой проблемы не было, потому как дно здесь в основном твёрдое и глинистое.
Знание такой особенности карасиного поведения показывает, как иногда полезно бывает иметь на снасти два крючка, которые позволяют облавливать разные горизонты. Сам я не любитель большого количества крючков, и редко ставлю на фидерную оснастку больше одного поводка. Но, как показывает практика, иногда дополнительный крючок может существенно повлиять на результат рыбалки.
Кстати, о результатах. Устав воевать с ветром и договорившись поймать по последнему карасю, ловлю мы прекратили ровно в час дня. А подняв из мутной воды садок, удивились его немаленькому весу. Как потом показало взвешивание, первая весенняя рыбалка на фидер подарила нам без малого 7,5 килограммов отборного карася!
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 9(335), 2016 г.