Вариант второй закона о рыбалке
В Проекте 31 статья (в первом - было 25), 9 из которых новые. В него включены статьи, посвященные подводной охоте, рекреационному рыболовному хозяйству, правам и обязанностям организаторов любительского и спортивного рыболовства.
Разработчики, услышав предложения любителей, включили в Проект статьи по организации общественного контроля, участию граждан и юридических лиц в охране объектов любительского и спортивного рыболовства, сохранению и восстановлению среды обитания водных биоресурсов.
Появились статья об использовании земельных участков для целей любительского и спортивного рыболовства, о внесении изменений в КоАП РФ (в ст. 28.3, 27.2), статья о переходных положениях.
В Проекте организовывать любительское и спортивное рыболовство предполагают не на РПУ, а на рыболовных участках, чему посвящена новая статья 12.
Рыболовный участок для любительского и спортивного рыболовства предлагается формировать в соответствии с требованиями статьи 18 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов".
В названной статье установлено так же, что совокупная площадь акваторий рыболовных участков не должна превышать 5% общего водного фонда субъекта Российской Федерации.
Рыболовный же участок в границах одного водного объекта на территории субъекта РФ может быть сформирован лишь в случае, когда в радиусе до 5 км имеется водный объект общего пользования, на котором возможно осуществление любительского и спортивного рыболовства.
Те или иные изменения коснулись большинства статей. Так, в Проекте появились, к примеру, определения: рыболова-спортсмена, организации спортивного рыболовства, а из понятия организации любительского рыболовства исключили слово "предпринимательская".
В пункте 2 статьи 8 Проекта установлено, что любительское рыболовство на рыболовных участках осуществляют бесплатно пенсионеры, ветераны войны и труда, инвалиды, несовершеннолетние лица, а также жители муниципальных образований, в границах которых расположены рыболовные участки, при предъявлении соответствующих удостоверяющих документов, с соблюдением норм добычи (вылова) водных биоресурсов и правил рыболовства.
Знакомясь со вторым вариантом Проекта, чувствовал удовлетворение оттого, что работа ведется. Уже много меньше бросающихся в глаза недоработок. В то же время в нем остались вопросы, с которыми автор не может согласиться.
К сожалению, и в этом варианте Проекта ни Российская Федерация, ни федеральные органы власти, ни субъекты РФ, ни органы местного самоуправления (МСУ), их исполнительные органы, не отнесены к организаторам любительской и спортивной рыбалки граждан.
Государству с его вертикалью власти, МСУ, предлагается через внесение изменений в ФЗ-166 рада усилить свое участие в государственном контроле (надзоре) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
И снова непонятно, кто и когда освободил государство, его уполномоченные органы, субъекты РФ и МСУ от обязанности обеспечивать благополучие граждан. А ведь рыбалка, которой занимаются любители, и в которую вовлечены члены семей, друзья и близкие, помогает восстановить силы граждан, а часто и просто выжить в период безудержанного роста цен и тарифов.
В то же время в новом варианте Проекта появились определенность в том, а за что, возможно, придется платить тем, кто будет рыбачить на общедоступных участках. Это я про сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Еще 11 ноября 2003 г. Федеральным законом № 148-ФЗ в Налоговый кодекс РФ была введена специальная Глава 25.1. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Как известно, любители-охотники второй год платят такой сбор при получении разрешения на охоту в общедоступных охотничьих угодьях. Теперь наступает время и любителей рыболовов. Хотел бы оказаться не правым.
Плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, как сказано в части 2 статьи 333.1 НК РФ, признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
А в пункте 4 статьи 15 Проекта сказано: "Организатор любительского и спортивного рыболовства в случае установления платы за лицензию определяет ее размер пропорционально ставке сбора за соответствующий объект водных биоресурсов, установленной в статье 333.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 года № 117 ФЗ".
В соответствии с пунктом 4 этой статьи НК РФ установлены конкретные ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов. К примеру, организатор любительского рыболовства на Волге за тонну белого амура, жереха, толстолобика, сома должен будет уплатить сбор в 150 рублей. За тонну каспийской воблы - 200 рублей, за судака - 1000 рублей, и т.п.
О втором, думаю, не последнем варианте Проекта можно говорить долго. Слушать комментарии специалистов и журналистов. Но лучше, конечно же, прочитать его самому любителю.Тогда и предложения появятся, без которых трудно рассчитывать, что голоса простых любителей услышат разработчики проекта.
Поэтому просил бы через "РКГ", Интернет, доводить до господ депутатов и членов рабочей группы по подготовке проекта Федерального закона "О любительском и спортивном рыболовстве", свои предложения. Сейчас нельзя оставаться равнодушным. Вместе мы - сила.
P.S. Стало известно, что проект должен быть внесен в Государственную Думу РФ 31 мая 2011 г.
Вячеслав Михайлов, юрист, г. Калуга