В жаркий день на Караузяке
Так случилось по ряду причин, что выехали мы из города поздно, под самый вечер. Быстро проскочили 100 км асфальта и свернули в степь. Вначале ехали по известной мне дороге, но вскоре свернули на разбитую, малозаметную, редкоезженную, заросшую травой, верблюжьей колючкой и низкорастущим тростником. Началась для "Жигулей" тяжелая, с глубокой колеей, степная дорога. Проезжали открытые степные пространства с редкой растительностью, вклинивались в густые заросли зеленого тростника, форсировали сухие канавы, заброшенные каналы, арыки и в конце концов добрались.
Место просто изумительное. Канал шириной до 40-50 м. Наш берег представляет собой длинный песчаный плес. От берега мель постепенно углубляется и под противоположным берегом резко обрывается в яму. Противоположный берег обрывистый, полностью заросший высоким тростником.
Времени до темноты оставалось очень мало, не более 1,5 часов. Поэтому, не мешкая, торопимся к воде.
Достаю из чехла 2 удочки-полудонки, но без всяких сигнализаторов, насаживаю червей на крючки и забрасываю оснастки под противоположный берег. Течение довольно чувствительное - 50-граммовые грузики сносит под бровку, где они успокаиваются. Катушкой убираю провис лески, закуриваю и замираю.
Поклевка не заставила себя ждать. Кончик одного удилища задрожал и дернулся. Подсечка - и 100-граммовая плотвичка у меня в руках. Теперь можно выставить спиннинги-донки. Плотву режу на три части, насаживаю на крючки донок и забрасываю.
На удочках - леска 0,25 мм с поводками 0,2 мм и довольно крупным крючком № 8 по отечественной классификации. Но мелочь начинает доставать. Даже пучок крупных червей умудряется обгладывать, правда, иногда засекаясь. А это мне ни к чему, ведь не за мелкой рыбой мы сюда ехали! Ставлю поводки с более крупными крючками. Все равно мелочь достает, но, по крайней мере, не засекается. Кончик удилища постоянно трепещется и подергивается, но я уже на это не обращаю внимания.
И все же мое терпение вознаграждено. Кончик удилища резко дернулся. Один раз, другой - пора. Подсекаю и чувствую, что рыба попалась крупнее плотвы. Килограммовый сазанчик. Конечно, не крупняк, но это уже обнадеживает.
Перезаряжаю снасть, забрасываю и жду. Боковым зрением вижу, что леска на ближайшем спиннинге ко мне провисла. Подхожу, медленно выбираю слабину лески и дергаю на себя. Рыба пытается уйти под противоположный берег, но силы слишком не равны. Вскоре я увидел ее. Ого! Да это жерех под 2 кг!
Видимо, жара вносит свои коррективы и в водное царство. Рыба не хочет делать резких движений. Сергей Новоселов весь вечер проходил со спиннингом и практически с нулевым результатом вернулся обратно. На блесну попалась пара окушков, пара таких же недомерков-судачков и один мелкий жерешонок. Не хочет хищник покрупнее гоняться за призрачной жертвой, проще подобрать то, что уже не движется.
Опять я у удочек. Поклевки редкие. Пробую другие насадки: консервированную кукурузу, корку черного хлеба, мякиш, тесто. Поклевок вообще нет. Возвращаюсь к червям.
Кстати, о червях и их хранении в такую жару. Храним мы их в деревянном ящике, который стоит в "холодильнике" (просторный ящик из пенопласта). Там же в "холодильнике" лежат охлажденные напитки и замороженная вода. За счет замороженных бутылок низкая температура держится не менее суток, а то и более. Это зависит от количества замороженных бутылок и частоты открытия крышки "холодильника". В коробочку для червей, которая тоже склеена из пенопласта, я кладу горсть червей и ловлю рыбу. По мере потребления насадки я пополняю ее из ящика.
Уже в сумерках случилась еще одна поклевка. На крючок попалась крупная рыба. Похоже, это был сазан. Минут пять я поднимал его из ямы, сумел это сделать и стал подводить к берегу. Реверс катушки был настроен на максимальную потяжку, при плавных потяжках он, потрескивая, сдавал леску, а вот на резкий рывок не сработал. Леска поводка лопнула. Рыба ушла. Но мне ее не было жалко. Главное испытал - подержал рыбу на крючке.
Я с друзьями собирался варить уху, но наши новые знакомые сказали, что лучшая уха на рыбалке - это домлима (узбекское блюдо). В казан было заложено мясо, которое сварилось в масле. После этого заложили различные овощи и специи. Все это тушилось около часу. Блюдо оказалось очень вкусным, питательным и насыщающим желудки.
Когда в рассветной мгле стал проявляться тростник на противоположном берегу, я уже был у воды. На червя начались поклевки мелкой рыбы, но случались и исключения. Клюнул 400-граммовый карасик, пучок червей пришелся по вкусу 800-граммовому судачку. У Леши Хворова червяками заинтересовался сомик на 3 кг и такой же судачок. Похоже, моя теория на счет пассивности рыбы подтверждалась. Сергей все утро проходил со спиннингом, но попался только один килограммовый жерешок да несколько окушков.
Солнце еще не высоко поднялось над горизонтом, а у воды стало жарко. Полное безветрие. Ребята полезли купаться и достали новую наживку - раковины перловицы. Наживленное мясо ракушек на крючках оживило клев. На донки стал цепляться змееголов. Один перетер леску поводка и ушел с крючком, второй сорвался у самого берега, а вот третьего, двухкилограммового, я вытащил. На удочку попался еще один карась. Он был покрупнее предыдущего. А вот сазана мы больше не дождались.
Вскоре ребята предложили переехать на новое место - яма до 8 м глубиной. Хотя я не сторонник таких переездов, спорить не стал, тем более что канал для меня неизвестный, и хотелось его для будущих рыбалок получше разведать. Но все же на клев рассчитывать уже не приходилось: наступала жара, и рыба отказывалась от наживки.
Половив на яме пару часов, переезжаем на новое место - к разбитому шлюзу. В данном месте, сразу за перекатом из развороченных железобетонных плит, резкий обрыв до 6 м глубиной. Но и здесь сазан себя не проявил, хотя подошедший местный аксакал поведал, что с неделю назад воды было больше и ловили рыбу, судя по размеру, килограммов по 5-8.
Правда, Сергею здесь улыбнулась удача. Он, как обычно, взял спиннинг и пошел по берегу канала, делая забросы. Минут через сорок он принес двух жерехов, килограмма по полтора каждый.
- Ударов не было, - делился Сергей ощущениями, - была даже не поклевка, а такое ощущение, как будто на леске висла тяжесть, как будто зацепил крючком полиэтиленовый пакет. При вываживании никакого сопротивления. Рыба вялая и сонная.
В третьем часу пополудни мы отправились в обратный путь. Солнце нещадно жгло своими лучами и до того сухую землю. В машине наших знакомых закипал радиатор, в нашей машине отказывался работать бензонасос, приходилось останавливаться и поливать его водой, остужая. Голова от жары гудела. И ее тоже приходилось смачивать. И все же мы добрались до города.
На данной рыбалке отдыха не случилось, но удовлетворение получили, хотя домой вернулись уставшие, разморенные и разбитые жарой.
К причине плохого клева сазана отношу изменение уровня воды в канале. К нашему приезду, по словам наших товарищей, вода упала больше чем на метр. Даже за наше присутствие уровень воды в канале понизился на 10-12 см. Видимо, в такую жару поля нуждаются во влаге, и воду отдают им.
Ко второй причине отношу жару. В стоячих и слабопроточных водоемах появился термоклин. На глубине скопилась тяжелая, холодная, практически без кислорода вода. Рыба уходит из ям в более благоприятные места, а вот куда? Нужно искать.
Геннадий Побожий г. Байконур
Фото автора