Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > В устье Черной Калитвы

В устье Черной Калитвы


Александр Тищенко, Воронежская обл. 
Фото автора 

Разлив в этом году случился хороший. Благодаря половодью карась массово зашел во впадающие в Дон небольшие речки. В Черной Калитве он не единично стал попадаться на удочку даже в семидесяти километрах от устья. Это не удивительно, и случается в последние годы после каждого серьезного половодья. Следуя элементарной логике, что, чем ниже по течению, тем рыбы больше, еду к слиянию Черной Калитвы с Доном. Снасти прихвачены на все случаи – спиннинг с воблерами, тяжелый фидер для сильного течения и изящная “поплавочка”, мало ли что пригодится, в зависимости от сложившейся ситуации.  

В устье Черной Калитвы

Трасса перед самым устьем Черной Калитвы проходит недалеко от Дона, и все машины, стоящие на его обрывистом берегу, мне было хорошо видно. Много машин, очень много. Ничего не поделаешь, воскресенье, да еще и отмеченный красным цветом в православном календаре праздник. Работать в такие дни многие искренне считают грехом, а рыбалка – это не работа, а отдых. Только мне совсем непонятно, как можно отдохнуть в совершенно некомфортной людской толчее? 

Вот куда-нибудь бы подальше. На мосту через Черную Калитву также толпится народ. Стоят плечо к плечу: кто с удочкой, кто с фидером. Нет, не понимаю прелестей такой рыбалки. Мост низкий, до воды всего ничего, и ограждение чисто символическое. Сидеть, конечно, можно. 

Машины за спиной постоянно проезжают, соседи буквально на расстоянии вытянутой руки… Не мое это, даже если бы рыба сама на крючки вешалась. Несколько лет назад после такого же хорошего разлива я буквально в паре десятков метров от моста заходил в воду в забродном костюме и ловил карасиков в уютном уединении за затопленными кустами. Сегодня лезть в воду совсем не хочется, еду вдоль речки в поисках подходящего места. 

Грунтовая дорога местами усыпана оставшимся после большой воды камышом, кое-где лежат целые бревна. Убирать эти громоздкие помехи со своего пути никто не удосуживается, предпочитая объезжать по траве, в результате чего накатывается новая дорога. На стандартный клиренс своей “Калины” не жалуюсь, его обычно вполне хватает, но здесь пару раз защитой двигателя основательно притерся. Так, глядишь, потихоньку грунтовка и выровняется. 

В устье Черной Калитвы

Между двумя раскидистыми вербами, похоже, как раз то, что надо. Вышедшая из русла река затопила прибрежные кусты. Между кустами и камышом образовались небольшие прогалы чистой воды. Здесь глубина всего сантиметров тридцать-сорок, и очень слабое течение. Рыбе этого вполне достаточно, вот и сейчас, скорее всего, красноперка жадно хватает невидимый корм с поверхности. И все так знакомо! Да, именно здесь я тоже когдато рыбачил. Все, конечно, сильно изменилось, но вполне поправимо. Чтобы привести место в соответствие, ломаю на берегу сухой бурьян, затем натягиваю забродный костюм и убираю с поверхности воды упавшие с верб сухие ветки и сломанные камышины. Эх, не догадался прихватить грабли, можно было бы и дно почистить. Минут десять – пятнадцать на всю уборку, и все готово. 

Пока прикормка набухает, делаю пробный заброс. В отличие от основного русла, течение под залитым берегом довольно слабое. Поплавок медленно проплывает пару метров и резко уходит под воду. Подсекаю – есть! Карась упрямо тянет в переплетение желтых стеблей тростника, но, направляемый гибким удилищем, постепенно сдается и волоком вытаскивается на берег. Начало положено! 

Помню, с десяток лет назад высокая вода в речке продержалась все лето. И карася в тот год было видимо-невидимо. На червя, особенно на целый пучок, ловились самые крупные экземпляры, на тесто попадались караси заметно помельче, но значительно чаще. Но время от времени это однообразие все равно надоедало, и тогда я делал спуск минимальным. От красноперки в подповерхностном слое не было отбоя, хотя размер ее не шел ни в какое сравнение с карасем, а уж в практическом плане, т.е. дальнейшего приготовления улова в пищу, и подавно. Но однобокая монотонность меня быстро утомляет. Но тогда было значительно глубже, ловили чаще с лодок среди лопухов, ближе к руслу. А сегодня под самым берегом очень мелко. 

Если целенаправленно ловить именно карася в подобных условиях, то с применением прикомки нужно быть крайне осторожным. В первую очередь на соблазнительный запах неминуемо подойдет всякая мелочевка – уклейка, плотва, красноперка. Но у меня сегодня нет задачи – набить садок крупной рыбой, поэтому смело забрасываю пахучие шары в воду. И через несколько минут начинается настоящий рыбий пир. Всплывающие на поверхность частицы прикормки жадно подхватываются невидимыми ртами, только пузырьки непрерывно вскипают. Упала на воду большая стрекоза, и ее тут же начали трепать за крылья и хвостик. 

По счастью, насекомому из последних сил удалось зацепиться за травинку и заползти на безопасную высоту. А под водой, наверное, вообще невесть что творится! Поклевки следуют на каждом забросе, удилище даже некогда положить на подставку, держу его в руке наизготовку. В основном ловится плотва до ладошки и такие же окуньки. Ближе к берегу клюет красноперка и небольшие подлещики. Все время наживлял целого навозного червя, откровенной мелочевке мешал засечься длинный свисающий хвостик, но она умудрялась виртуозно откусывать его еще на падении. Попробовал опарыша – клевать почему-то стало заметно хуже, а баночная кукуруза вообще никакого внимания к себе не получила. Пришлось закончить эксперименты с наживками и вернуться к непревзойденным по своей востребованности навозным червям. 

Какая все-таки идиллия! Под раскидистыми ветками верб образовался уютный тенек. Где-то высоко в их густой кроне заливисто поет соловей. Вдалеке монотонно отсчитывает время беспечная кукушка. Даже красноголовый дятел, сев на ветку, попытался было затянуть свою собственную песню, но внезапно поперхнулся и, смутившись, с остервенением принялся за свою ударную работу. Маленький ужик в поисках зазевавшейся добычи проплыл бесшумно мимо и скрылся где-то за прибившимися к берегу ветками. И больше никого вокруг. Только от сидящих на мосту рыболовов доносятся иногда порывами ветра мало разборчивые обрывки фраз. Покой и благодать. 

А карась все-таки еще клюнул, да такой бойкий попался, что из-за опаски оборвать тонкий поводок, пришлось осторожно заводить его в предусмотрительно разложенный подсачек. 

В устье Черной Калитвы

Вот такая получилась рыбалка. Тихая и незатейливая. Без набитого до верха в конечном результате целого садка трофейной рыбой, но немало насыщенная положительными эмоциями и невероятно уютная. Именно это все мне в рыбалке и нравится. 


РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 12(386), 2018г.