В сибирскую метель
Если сказать честно, когда беснуется метель, а ты сидишь в рыбацкой палатке на льду и нет возможности искать рыбу, - лучшая погода заняться экспериментами.
Впервые за ледостав отправляюсь на канал в поселке Ильича, один из районов краевого центра. От остановки городского автобуса до льда по занесенной вьюгой тропе идти от силы минут десять, а до обского залива - наполовину меньше, но рыболовов здесь и без меня хватает.
На канале лед в нынешнем сезоне не толстый и наледи нет, снег спрессовался и служит неплохим утеплителем, что заметили многие завсегдатаи канала. Это по сибирским меркам не толстый, под замок ледобура, и в хорошую погоду за день лунок сорок бы сделал, а в метель и одной хватит, лишь бы "общение" с рыбой было.
Немаловажен и настрой на рыбалку. Когда веришь, что обязательно вызовешь рыбу на поклевку, появляется уверенность, и неожиданный поклон кивка будет наградой за усердие, а когда идешь чтобы "отметиться", здесь уже "бабушка на двое сказала".
На канале для выходного дня рыболовов оказалось немного. Все спрятались в палатки, и правильно делают: и леску не задувает, и лунки постоянно не забивает снегом. В трехстах метрах от бетонной дамбы и "бочкового" моста находится коряжник, так что, не раздумывая, ухожу к нему. В коряжнике на свале берега в глубину постоянно держится окунь, попадается некрупная щучка, и если учесть, что канал "бочками" (круглые понтоны диаметром три метра и длиной шесть) перекрыли в конце паводка, то вся рыба осталась в канале.
Странно, но на уловистом участке конкурентов поблизости не было, рыболовы на середине канала ловили плотвичек и подлещиков, которые по малолетству ловятся при любой погоде. Рыбалка на мелочь несложная, и задача городских удильщиков заключается в том, чтобы насадить мотыля на крючок мормышки и вовремя сделать подсечку при поклевке на одной из удочек.
Знакомые "подлещатники" этой зимой жалуются, что "фанера" плохо ловится на тесто. Здесь, скорее всего, причина в кормовой базе. Я не знаю ни одного поплавочника, который не прикармливает рыбу своим "хитрым" прикормом, состоящим в основном из вареной пшенной каши, горстки жмыха, мятного пряника, кусочка хлеба или сухарей. Кормовым мотылем прикармливают редко, и, в принципе, рыболовы правы: зачем мудрить, когда рыба и так ловится?
Метель не унималась. Порывы ветра достигали двадцати метров в секунду. Вершины деревьев ходуном ходили. Раздумывать некогда, сверлю рабочую лунку, а в полуметре от нее бурю еще одну, но не до воды, и в ней оставляю ледобур. Накрываюсь полиэтиленом, достаю чехол с удочками и черпачок. Устраиваюсь поудобней. Все! На рыбалке!
Заранее планирую ход рыбалки: первой в лунку пойдет "окуневка", затем "паровоз" из мормышек с крупными бусинками, и последним под лед запущу беспроигрышный вариант из легких "чертиков" на тонкой леске. В чем-то жалею, что не был на канале по первому льду. По рассказам знакомых пенсионеров, здесь ловился пятиперстный карась на поплавочные удочки. Насадкой служил мелкий калифорнийский червь и пучок мотыля. Попадался карась и на маленькую светлую блесну при блеснении окуня, но целенаправленно этой снастью его никто не ловил. К середине зимы поимку карася рыболовы начали относить к рыбацкой удаче.
Насыпаю в кормушку живого мормыша и опускаю на грунт. Встряхиваю, освобождаю жучков бокоплавов из заточения и вновь заряжаю кормушку мормышем. На этот раз кормушка открывается в метре от дна, что позволяет жучкам разбежаться подальше от лунки. Небольшой перекур. Засыпаю ледяной крошкой щели внизу палатки и достаю удочку с маленькой блесной на 0,16 леске. Глубина чуть меньше четырех метров. Нахожу дно, приподнимаю приманку сантиметров на пятнадцать и кивком делаю невысокий подброс.
Не успела блесна вернуться в исходное опложение, как кивок резко бьет вниз. Подсечка, несколько перехватов лески руками - и щуренок граммов на триста оказывается у меня в палатке. "Дурной знак" - пронеслось у меня в голове, так как, не веря в приметы, давно заметил: когда рыба попадается на первых минутах ловли, далее следует томительное затишье. Хотя щуренку был рад и не зря в метель пришел на лед, хорошо, что поклевку увидел - уже не пустой.
Еще что занятно: совсем недавно опустил под лед кормушку с мормышем и, по логике, должен был отпугнуть рыбу, но этого не случилось. Рыба шума не боится, и тому пример - окунь.
Делаю ряд лунок и тут же начинаю их облавливать. Если хищник под лункой есть, он чем-то себя проявит, а когда "полосатого" нет, можно и час трясти, а поклевки не будет. После поимки щуренка минут десять безрезультатно играю подо льдом блесенкой. За моим укрытием беснуется природа, а под пленкой становится все теплее - можно держать удочку в руках без меховых рукавиц.
Кивок из пружинки вздрагивает, подо льдом кто-то промахнулся и ударил в тело приманки. Повадки не щучьи, спишем касание на мелкого окунька. Еще через минуту окунишка не промахивается и хватает блесенку на паузе. О том, что рыба оказалась на крючке, почувствовал только на подбросе. "Полосатик" вполне едовой, граммов на сто - хоть какой-то результат.
Вновь мистика: стоит только подумать "сейчас попру..." - как кто-то подо льдом начинает отгонять рыбу от моей приманки. Так и вышло, следующие тридцать минут кивок качал только блесну.
Сматываю снасть и достаю удочку с мормышками. Внизу на леске диаметром 0,12 мм навязана обманка "уральская" с крупной бусинкой желтого цвета, а выше на двадцать сантиметров мормышка "горбатая" с серого цвета бусинкой на цевье крючка. Такой "паровоз" неоднократно меня выручал на обских протоках, зато поодиночке безмотылки работали менее уловисто.
Техника ловли заметно отличается от проводки "состава" с "чертиками". Если "чертики" поднимаются снизу вверх равномерным шагом, где "качания" на одном месте могут насторожить рыбу, с мормышками проще: игра идет в ускоренном темпе, постоянное покачивание с убеганием обманок в верхние слои воды. Подлещик такой игрой соблазняется не часто, зато окуню и плотве такие движения безмотылок вполне привлекательны.
За следующие два часа ловли на "бусинки" удалось поймать два десятка плотвичек и окуньков. Подлещики "тыкались" в бусинку, кивок вздрагивал, но после подсечки рыбы на крючке мормышки не было. Подсыпаю в лунку еще одну горсть мормышка, не забыв оглушить его в ладонях потоком воздуха, чтобы бокоплав потерял подвижность, и достаю "паровоз" с "чертиками".
Поклевка произошла сразу, сантиметрах в двадцати от дна. Попался подлещик размером чуть меньше верхонки - для частопосещаемых городских участков Оби вполне крупная рыба. Отпускать назад в родную стихию "фанерку" не стал, может отпугнуть стайку, и вновь придется ждать подхода рыбы, так что подлещику суждено отправиться на ужин соседскому коту.
Рыбалка перешла в разряд спокойной ловли. Широкобокие мне были абсолютно не нужны, и до наступления сумерек экспериментировал с безмотылками, сортируя их на уловистые и не очень. Обратил внимание, что даже при активном клеве подлещики ловились на верхние обманки, а нижний "чертик" так и прослужил грузом. Нет, и этот "чертик" уловист, если стоит в середине "состава", а нижний вновь не ловит.
Метель так и не стихла. Через сорок минут был дома, а после ужина отвечал на звонки друзей, которые, испугавшись непогоды, остались смотреть телевизор в свой выходной день.
Владимир Телельков, г. Барнаул