В сибирское половодье
Пик паводка на Оби приходится на середину июня. Большая вода достигает своего пика, когда на весенний паводок накладывается паводок, пришедший с верховья реки от таяния снега и ледников в горах Алтая. Пойменные луга получают столько воды, что становятся бескрайними. Поселки, стоящие на обских берегах, подтоплены под самые крыши, а по улицам пригородного микрорайона идет сообщение на моторных лодках. Впечатление такое, что поймать рыбу в такой разлив невозможно, и лучший вариант - отправиться на непроточные водоемы ловить карасей, но многолетняя практика показывает обратное.
С трассы
Автобусное сообщение с пригородным поселком Затон в пик паводка прерывается. Не теплоход, по воде не поплывет, трасса местами сильно подтоплена, а ее нахождение можно определить лишь по стоящим по обочинам затопленной дороги деревьям. Чем мне интересна рыбалка с трассы?
Во-первых, романтично, стульчик стоит у воды на асфальтированной дороге. Сразу идет глубина, ведь "кюветы" также залиты водой, и нет зацепов. Во-вторых, чуть дальше находиться густая стена затопленного разнотравья. Не нужно длинного удилища, вполне хватает трехметрового, оснастка, который преподносит насадку рыбе, стоящей на кормовом столе. Действительно, без прикорма подманить плотву на чистый участок ловли практически невозможно, корма в траве ей в избытке хватает. С другой стороны, тех же букашек нужно искать, а здесь рыболов дармовое угощение горстями подбрасывает.
Клевые места часто бывают заняты, но рельеф берега известен, так что стараемся выбрать точки, где насадка ложится ближе к затопленной растительности. Самой "крутой" участок находится рядом с трубой, проложенной под дорогой. Перепад на разных обочинах дороги довольно существенный, и вода под натиском паводка, под давлением бурля, вырывается наружу. Там, где течение успокаивается, мы и располагаемся. Обычно место ловли не меняем, ждем подхода плотвы, и она приходит.
Кстати: даже небольшое движение воды разносит по округе запах ароматизатора. Довольно часто на прикормленных точках попадается речной карась. Крупных ловить не приходилось, в основном до двухсот граммов веса. На вареную перловку карась по каким-то причинам брать отказывается и ловится исключительно на червя. В чем причина такого отказа, до сих пор не разобрался, вот и приходится в процессе ловли чередовать насадку. Обычно место ловли не меняем, ждем подхода плотвы, и она приходит.
Почему я в половодье ловлю на перловку? На червя чебаки попадаются, но по размеру гораздо мельче, чем на кашу. Доставляет неудобства и мелкий окунь, который активно охотится за появившимися мальками и не оставляет без внимания кусочек червя на крючке. Когда плотва подходит, на два удилища ловить просто не успеваешь. Наилучшего клева добиваешься впроводку, это происходит при движении воды от ветра или течением из трубы. Как говорится, при ловле с дороги "ловим момент": паводок с лугов уходит быстро, и увлекательная рыбалка длится не больше недели.
Лет десять назад на затопленных лугах "заблудились" сазаны. Кажется, и опыт есть, и снасти надежные, но из десяти поклевок дикого карпа взять не удалось ни одного. Поклевки были на перловку, а на червя в те дни ловились все те же мелкие окуньки и плотвички.
В дебрях тальника
Познакомились с Анатолием Степановичем по последнему льду. Обменялись телефонами и часто созванивались, делясь информацией о любимом увлечении. В самый пик паводка Степаныч пригласил меня половить чебака на разливе. Мне стало интересно, так как в эту пору рыба разбрелась по пойменным лугам и жирует. Анатолий заверил, что без поклевок не останусь, и мы наметили встречу и совместную рыбалку на ближайший выходной день.
На отводной канал приехал первым рейсом автобуса. Товарищ уже ждал и повел на проверенное место. Вода в канале вышла из берегов и затопила округу, где густо разросся зеленеющий тальник. От берега осталась коса шириной метра три, по ней мы и пробирались, пока все та же вода не преградила нам путь. Кругом разлив и деревья, и где ловить рыбу, для меня становилось полной загадкой. Степаныч понял мое недоумение и объяснил, что ловить будем в просветах между кустов тальника.
Весной рыболов специально расчистил для рыбалки в паводок несколько участков и ловил в них практически ежедневно. Уловом оставался доволен.
Что ж, больше вариантов нет, будем пытаться ловить рыбу в таких условиях. Из-за нависших над головой кустов пришлось разматывать оснастку на трехметровом удилище. Начал искать глубину, и вновь сомнения, под поплавком всего лишь сорок сантиметров глубины. Причем вода далека от прозрачной и, вполне возможно, никакой прикорм не подтянет на меляк рыбу. Особые неудобства доставляли комары. Полчища, да здоровенные, и такие кусучие, слетелись со всего водоема, словно нас ждали. Пришлось срочно обрабатывать лицо мазью, иначе никакой рыбалки бы не получилось. Прикормил окошко, поставил удочку на подставку и стал дожидаться поклевки.
Степаныч разместился в кустах в метрах двадцати от меня и ловил двумя удилищами в более широком окошке. По всей видимости, на своем участке он забрасывал удочки не первый день, прикармливал и поэтому обрыбился значительно раньше меня, поймав одну за другой пять плотвиц. Обратил внимание на глубину на оснастке товарища: точно такая, как у меня, так что паниковать было рано. Еще были небольшие сомнения, что Анатолий ловил на червя, а я на перловку и, возможно, в насадку не "попал". Отпали сомнения, когда мой поплавок скрылся под водой. Подсечка и счет улова открыт. Попалась довольно приличная плотвичка длиной сантиметров восемнадцать, которая практически не сопротивлялась, дала подвести себя к берегу и приподнять над водой. Бросаю рыбу в открытую горловину садка, насаживаю на крючок кашу, подбрасываю несколько зерен перловки на кормовой стол и забрасываю.
Чебаки стали вполне сносно ловиться, и радовало еще то, что мелочи вообще не было. У Анатолия попался двухсотграммовый карасик. Вчера он поймал девять хвостов, чем не замедлил похвалиться. Мне также хотелось почувствовать сопротивление карася на своей снасти, но вместо него попался подъязок граммов на четыреста который заставил меня маневрировать и не дать возможность рыбе завести оснастку в плотную стену тальника. Жаль, что подъязок всего один был, зато к вечеру в моем садке "прописались" шесть карасей и килограммов пять плотвы.
По карасям Степаныч лидировал в этот день, он поймал их десяток, но по плотве заметно проигрывал. Предлагал товарищу горсть вареной перловки, но он отказался, сославшись на то, что на червя у него ловля лучше получается. Сказать честно: на таком мелком и заросшем участке я вряд бы остался рыбачить и постарался найти более удобное место.
Вечером, поблагодарив Анатолия, договорились на следующий день встретиться вновь и здесь же половить рыбу. За ночь практически ничего не изменилось. Вода стояла на том же уровне. Так же зло заедали комары, но вчерашнего клева не было. В общей сложности поймал килограмма три плотвы и четыре карася.
Затем на отводном канале был еще два раза, но без Степаныча. Вода потихоньку шла на убыль, но плотва ловилась даже тогда, когда под поплавком оставалось сантиметров тридцать воды. Сделал для себя вывод, что ловить плотву в паводок можно в самых разных условиях и добиваться неплохих результатов.
На Гусином
Паводок пошел на убыль, но в огородах десятков усадьб еще стоит вода. Бобровская протока еще не вошла в берега, да и канал, отведенный от речки Талая, во власти половодья. Удобных участков для рыбалки практически нет, но не возвращаться же в город, так и не "размотав" удочки.
Пока ехали в автобусе, обратил внимание на Гусиное озеро, которое находится на окраине поселка, и решил узнать у единомышленников, как там рыбалка?
Развернув болотники, бреду к рыболовам и вижу на лицах недовольство. Явно помешал. Простите, братишки, но что возможно поймать на разливе, когда до самого Гусиного метров тридцать. У мужиков еще садок не опущен в воду и явно рыбалка не клеится. Осматриваюсь и замечаю, что неподалеку есть еще один небольшой островок, а впереди из воды торчат несколько кустов тальника. По прошлым посещениям знаю, что там начинается покатый берег Гусиного, только как туда пробраться, чтобы не зачерпнуть воды в болотники?
Возвращаюсь на берег и делаю заход напротив островка. Пробрался удачно, и за голенищами сухо. Одно плохо: выбранный мной островок скользкий от мокрого ила, не просох после схода воды. Забрался, теперь нужно расположиться, хорошо, что почва твердая под ногами. Достал из рюкзака полиэтиленовую пленку, расстелил на островке, а сверху разместил свою поклажу и чехол с удилищами. Вот теперь и можно рыбу ловить. Далее следует десятиминутный ритуал замеса прикорма, поиск глубины на оснастке, прикармливание и первый заброс.
Рыба в водоеме была, изредка выпрыгивала из воды в охоте за мошками и просто обязана подойти на участок ловли. Минут пятнадцать пришлось поскучать, поплавочек стоял как "вкопанный" и не подавал сигнала.
Лиха беда начало, и попавшийся крупный чебак настроил меня на серьезную ловлю. Клев был не очень активным, но заниматься наблюдением природы времени не было. Средний размер вылавливаемых плотвичк сантиметров пятнадцать, для сибирского чебака это неплохо, и ловился он по всей толще воды, а глубины под поплавком было больше метра.
Кстати, в тридцати сантиметрах ото дна рыба ловилась несколько лучше, чем с грунта. Почему? Вот на этот вопрос однозначного ответа не было. Возможно, что плотвы было много, или на кормовой стол подошел табунок карасей, они и собирали съедобные компоненты с грунта.
Пока не поднялась трава, плотва и караси постоянно радовали нас своими поклевками, а когда в Бобровской протоке начал ловиться сазан, мы переключились на более серьезную рыбалку.
Владимир Телельков, г. Барнаул
С трассы
Автобусное сообщение с пригородным поселком Затон в пик паводка прерывается. Не теплоход, по воде не поплывет, трасса местами сильно подтоплена, а ее нахождение можно определить лишь по стоящим по обочинам затопленной дороги деревьям. Чем мне интересна рыбалка с трассы?
Во-первых, романтично, стульчик стоит у воды на асфальтированной дороге. Сразу идет глубина, ведь "кюветы" также залиты водой, и нет зацепов. Во-вторых, чуть дальше находиться густая стена затопленного разнотравья. Не нужно длинного удилища, вполне хватает трехметрового, оснастка, который преподносит насадку рыбе, стоящей на кормовом столе. Действительно, без прикорма подманить плотву на чистый участок ловли практически невозможно, корма в траве ей в избытке хватает. С другой стороны, тех же букашек нужно искать, а здесь рыболов дармовое угощение горстями подбрасывает.
Клевые места часто бывают заняты, но рельеф берега известен, так что стараемся выбрать точки, где насадка ложится ближе к затопленной растительности. Самой "крутой" участок находится рядом с трубой, проложенной под дорогой. Перепад на разных обочинах дороги довольно существенный, и вода под натиском паводка, под давлением бурля, вырывается наружу. Там, где течение успокаивается, мы и располагаемся. Обычно место ловли не меняем, ждем подхода плотвы, и она приходит.
Кстати: даже небольшое движение воды разносит по округе запах ароматизатора. Довольно часто на прикормленных точках попадается речной карась. Крупных ловить не приходилось, в основном до двухсот граммов веса. На вареную перловку карась по каким-то причинам брать отказывается и ловится исключительно на червя. В чем причина такого отказа, до сих пор не разобрался, вот и приходится в процессе ловли чередовать насадку. Обычно место ловли не меняем, ждем подхода плотвы, и она приходит.
Почему я в половодье ловлю на перловку? На червя чебаки попадаются, но по размеру гораздо мельче, чем на кашу. Доставляет неудобства и мелкий окунь, который активно охотится за появившимися мальками и не оставляет без внимания кусочек червя на крючке. Когда плотва подходит, на два удилища ловить просто не успеваешь. Наилучшего клева добиваешься впроводку, это происходит при движении воды от ветра или течением из трубы. Как говорится, при ловле с дороги "ловим момент": паводок с лугов уходит быстро, и увлекательная рыбалка длится не больше недели.
Лет десять назад на затопленных лугах "заблудились" сазаны. Кажется, и опыт есть, и снасти надежные, но из десяти поклевок дикого карпа взять не удалось ни одного. Поклевки были на перловку, а на червя в те дни ловились все те же мелкие окуньки и плотвички.
В дебрях тальника
Познакомились с Анатолием Степановичем по последнему льду. Обменялись телефонами и часто созванивались, делясь информацией о любимом увлечении. В самый пик паводка Степаныч пригласил меня половить чебака на разливе. Мне стало интересно, так как в эту пору рыба разбрелась по пойменным лугам и жирует. Анатолий заверил, что без поклевок не останусь, и мы наметили встречу и совместную рыбалку на ближайший выходной день.
На отводной канал приехал первым рейсом автобуса. Товарищ уже ждал и повел на проверенное место. Вода в канале вышла из берегов и затопила округу, где густо разросся зеленеющий тальник. От берега осталась коса шириной метра три, по ней мы и пробирались, пока все та же вода не преградила нам путь. Кругом разлив и деревья, и где ловить рыбу, для меня становилось полной загадкой. Степаныч понял мое недоумение и объяснил, что ловить будем в просветах между кустов тальника.
Весной рыболов специально расчистил для рыбалки в паводок несколько участков и ловил в них практически ежедневно. Уловом оставался доволен.
Что ж, больше вариантов нет, будем пытаться ловить рыбу в таких условиях. Из-за нависших над головой кустов пришлось разматывать оснастку на трехметровом удилище. Начал искать глубину, и вновь сомнения, под поплавком всего лишь сорок сантиметров глубины. Причем вода далека от прозрачной и, вполне возможно, никакой прикорм не подтянет на меляк рыбу. Особые неудобства доставляли комары. Полчища, да здоровенные, и такие кусучие, слетелись со всего водоема, словно нас ждали. Пришлось срочно обрабатывать лицо мазью, иначе никакой рыбалки бы не получилось. Прикормил окошко, поставил удочку на подставку и стал дожидаться поклевки.
Степаныч разместился в кустах в метрах двадцати от меня и ловил двумя удилищами в более широком окошке. По всей видимости, на своем участке он забрасывал удочки не первый день, прикармливал и поэтому обрыбился значительно раньше меня, поймав одну за другой пять плотвиц. Обратил внимание на глубину на оснастке товарища: точно такая, как у меня, так что паниковать было рано. Еще были небольшие сомнения, что Анатолий ловил на червя, а я на перловку и, возможно, в насадку не "попал". Отпали сомнения, когда мой поплавок скрылся под водой. Подсечка и счет улова открыт. Попалась довольно приличная плотвичка длиной сантиметров восемнадцать, которая практически не сопротивлялась, дала подвести себя к берегу и приподнять над водой. Бросаю рыбу в открытую горловину садка, насаживаю на крючок кашу, подбрасываю несколько зерен перловки на кормовой стол и забрасываю.
Чебаки стали вполне сносно ловиться, и радовало еще то, что мелочи вообще не было. У Анатолия попался двухсотграммовый карасик. Вчера он поймал девять хвостов, чем не замедлил похвалиться. Мне также хотелось почувствовать сопротивление карася на своей снасти, но вместо него попался подъязок граммов на четыреста который заставил меня маневрировать и не дать возможность рыбе завести оснастку в плотную стену тальника. Жаль, что подъязок всего один был, зато к вечеру в моем садке "прописались" шесть карасей и килограммов пять плотвы.
По карасям Степаныч лидировал в этот день, он поймал их десяток, но по плотве заметно проигрывал. Предлагал товарищу горсть вареной перловки, но он отказался, сославшись на то, что на червя у него ловля лучше получается. Сказать честно: на таком мелком и заросшем участке я вряд бы остался рыбачить и постарался найти более удобное место.
Вечером, поблагодарив Анатолия, договорились на следующий день встретиться вновь и здесь же половить рыбу. За ночь практически ничего не изменилось. Вода стояла на том же уровне. Так же зло заедали комары, но вчерашнего клева не было. В общей сложности поймал килограмма три плотвы и четыре карася.
Затем на отводном канале был еще два раза, но без Степаныча. Вода потихоньку шла на убыль, но плотва ловилась даже тогда, когда под поплавком оставалось сантиметров тридцать воды. Сделал для себя вывод, что ловить плотву в паводок можно в самых разных условиях и добиваться неплохих результатов.
На Гусином
Паводок пошел на убыль, но в огородах десятков усадьб еще стоит вода. Бобровская протока еще не вошла в берега, да и канал, отведенный от речки Талая, во власти половодья. Удобных участков для рыбалки практически нет, но не возвращаться же в город, так и не "размотав" удочки.
Пока ехали в автобусе, обратил внимание на Гусиное озеро, которое находится на окраине поселка, и решил узнать у единомышленников, как там рыбалка?
Развернув болотники, бреду к рыболовам и вижу на лицах недовольство. Явно помешал. Простите, братишки, но что возможно поймать на разливе, когда до самого Гусиного метров тридцать. У мужиков еще садок не опущен в воду и явно рыбалка не клеится. Осматриваюсь и замечаю, что неподалеку есть еще один небольшой островок, а впереди из воды торчат несколько кустов тальника. По прошлым посещениям знаю, что там начинается покатый берег Гусиного, только как туда пробраться, чтобы не зачерпнуть воды в болотники?
Возвращаюсь на берег и делаю заход напротив островка. Пробрался удачно, и за голенищами сухо. Одно плохо: выбранный мной островок скользкий от мокрого ила, не просох после схода воды. Забрался, теперь нужно расположиться, хорошо, что почва твердая под ногами. Достал из рюкзака полиэтиленовую пленку, расстелил на островке, а сверху разместил свою поклажу и чехол с удилищами. Вот теперь и можно рыбу ловить. Далее следует десятиминутный ритуал замеса прикорма, поиск глубины на оснастке, прикармливание и первый заброс.
Рыба в водоеме была, изредка выпрыгивала из воды в охоте за мошками и просто обязана подойти на участок ловли. Минут пятнадцать пришлось поскучать, поплавочек стоял как "вкопанный" и не подавал сигнала.
Лиха беда начало, и попавшийся крупный чебак настроил меня на серьезную ловлю. Клев был не очень активным, но заниматься наблюдением природы времени не было. Средний размер вылавливаемых плотвичк сантиметров пятнадцать, для сибирского чебака это неплохо, и ловился он по всей толще воды, а глубины под поплавком было больше метра.
Кстати, в тридцати сантиметрах ото дна рыба ловилась несколько лучше, чем с грунта. Почему? Вот на этот вопрос однозначного ответа не было. Возможно, что плотвы было много, или на кормовой стол подошел табунок карасей, они и собирали съедобные компоненты с грунта.
Пока не поднялась трава, плотва и караси постоянно радовали нас своими поклевками, а когда в Бобровской протоке начал ловиться сазан, мы переключились на более серьезную рыбалку.
Владимир Телельков, г. Барнаул