Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > В Сибири на Олёкме

В Сибири на Олёкме

Юрий Баркалов, г. Воронеж
Фото автора

Последние годы мы пристрастились ходить на большие сибирские реки. Сложные «пятерки» и «шестерки» нас уже не привлекают. Это чистый спорт. В таких маршрутах с природой не сольешься, тут надо постоянно работать. Нам сейчас больше по душе маршруты не выше «тройки», что предполагает единение с природой, рыбалку и душевное спокойствие, не омраченное близостью цивилизации и её носителей. В 2013 году таким местом была выбрана река Олёкма, впрочем, начали сплав мы по реке Хани.

В Сибири на Олёкме. Юрий Баркалов, г. Воронеж

Недалеко от ее устья Хани ранним утром мы выгрузились из железнодорожных вагонов. Пути и все окрестности окутывал холодный туман, на столбе электропередачи противно кричал ворон. Было мерзопакостно и промозгло. Впечатление усиливали комары, вопреки всем законам природы, летавшие в тумане. К тому же давала о себе знать поломанная стопа ноги. За сутки до этого, проезжая Северобайкальск, где поезд стоит почти час, мы побежали купаться в Байкал. На пути к нему нога соскользнула с камня, послышался хруст, - в результате я получил травму, еще не выйдя в активную часть маршрута.

Вернемся к туману полустанка Олёкма. Выломав из соседнего забора дрючок для костыля, я с его помощью поскакал к реке Хани. До неё было метров четыреста. В это время остальные члены группы в поте лица переносили вещи на берег. Он оказался удобен для стапеля. За половину дня были построены катамараны, и после обеда мы были готовы начать сплав. Рядом с нами по берегу ходил местный рыбак, пробуя выловить хариуса. По его словам, за пять дней до нашего приезда уровень реки поднялся на десять метров. Сейчас идёт спад воды, и осталось всего метров пять до нормы. Еще немного - и начнётся лучшее время для ловли рыбы. Его слова сладким елеем разлились по нашим душам. Боясь спугнуть удачу, мы торопливо отчалили от берега.

Нашими судами были два катамарана – «четверка» и «двойка», что соответствовало числу участников похода. Река шириной метров 40 несла нас довольно быстро. Спиннинги вступали в работу редко, хотя места казались перспективными в отношении рыбалки. У огромной ямы, на скале нас привлекла сделанная крупными буквами надпись «Здесь рыбы нет». Мы не поверили, и оказались неправы.

В Сибири на Олёкме. Юрий Баркалов, г. Воронеж

Через 20 километров Хани закончилась, отдав свои воды реке Олекма. Она существенно отличалась от пройденного нами притока шириной и мощью потока.

Олёкме мы, видимо, не понравились, что выразилось в длительном проливном дожде, охладившем наши ожидания хорошей рыбалки. Уровень воды начал медленно подниматься несмотря на все наши протесты и увещевания, обращенные к духу реки. Пришлось «чалиться» и ставить лагерь. Вечером, чтобы самим согреться и умилостивить духа, мы налили и себе, и ему. Сами согрелись, но в отношении духа подношение оказалось пустой тратой спиртного.


Следующий день плыли под дождём. У левого притока Тумулур увидели сторожку с бегающими по берегу собаками. Собаки приветствовали нас веселым лаем, всячески показывая свое благорасположение. Проплыть мимо было бы просто невежливо. Причалили. Спровоцированные собачьим лаем, на берег вышли два мужика и рассказали, что неделю назад был потоп, смывший у них весь огород, расположенный в 10 метрах выше уровня реки. Сейчас вода средняя, но, учитывая условия погоды, река будет «пухнуть». Рыбу в ней не поймать. Надо уходить вверх по притокам на пять-десять километров. Она вся там. Спросили, что местные подразумевают под словом «рыба». Конечно, хариуса. Мужики его заготавливают, а ленок и таймень - рыбы одиночные, и они не определяют успешность рыбалки. Поблагодарив за невеселую информацию, мы продолжили сплав.

В Сибири на Олёкме. Юрий Баркалов, г. Воронеж

Вечером разбили стоянку в устье реки Тэтингнех. Место очень приятное, если бы не мокрая тайга и продолжающийся подъем воды. Сие обстоятельство сильно нас смущало, но спиннингами мы все равно засвистели, разбредясь в разные стороны по скользким камням. Самый младший наш товарищ больше других верил в удачу, и она ему улыбнулась первым тайменем. Таймень, правда, некрупный, но - первый. Повторить успех Сергея в этот день никому не удалось.

Следующий день прошёл под знаком преодоления порогов. Поднявшаяся на два метра река в местах, где должны были быть пороги, выставила против нас более чем двухметровые валы. Качало и бросало на них сильно, зато отпала необходимость лавировки. Все шиверы под водой. Качайся на валах, цепляйся за них веслами, не подставляй борт (может перевернуть даже катамаран-«четверку»). К вечеру, мокрые от валов и от постоянно сыпавшего сверху дождя, доплыли до горячих источников.

Здесь стоит десяток домиков с лечебницей. Рядом разворочена земля для строительства вертолётной площадки. Горячая вода по трубе поднимается в крытый бассейн, где в ней купаются страждущие исцеления. В этот момент таким страждущим был только один мужчина, приехавший издалека и уверенный, что потраченные деньги на проезд и лечение не пропадут даром. Начальник всего хозяйства отсутствовал. Он должен был приехать еще вчера, но, видимо, подъём воды его задержал. Без его санкции в бассейн и в домики заходить нельзя. Часть скважин источника была залита поднявшейся рекой. Но между камнями на берегу образовалось что-то вроде ванны с горячей водой. Нам хотелось просто согреться, но получился конфуз.

В Сибири на Олёкме. Юрий Баркалов, г. Воронеж

Первые купальщики, попробовавшие принять ванну, с матюгами выскочили из чудодейственной воды и бросились охлаждаться в ледяную реку. В источнике можно свариться, а на улице - холодно. Среднего нет. Пришлось наливать половину котла горячей воды, разбавлять холодной и только после этого совершать омовение. Сия процедура нас взбодрила до такой степени, что было принято решение, отплыв с километр, встать на ночевку.

Омовение помогло не только согреться, но и получить благосклонность духа реки. На следующий день вода начала понемногу спадать, хотя дождички еще периодически перепадали. На стоянке сушняка много, в предыдущие дни мы проплыли много километров, это позволило на следующий день устроить дневку. Собрали грибов, ягод, всё это употребили по назначению. Не забыли поблагодарить духа реки за то, что он, наконец, нас услышал. При дальнейшем сплаве мы облавливали все притоки и не безрезультатно. Начали попадаться двухкилограммовые ленки и мелкий хариус.

Окончание следует