В погоне за «тремя зайцами»
После веселых новогодних праздников решили мы с друзьями открыть новый рыболовный год. Общий боевой настрой – на жерлицу, за щукой. Наше высокогорное озеро Зюраткуль с щуками-“крокодилами” подо льдом, в меру морозный штиль и хорошее настроение – рыбалка обещала принести удовольствие. Но, как оказалось, только не для меня…
Читайте эту заметку с юмором, чего-то серьезного и полезного из нее вы вряд ли почерпнете. Но, как говорится, учиться лучше на чужих ошибках.
Во-первых, надо сказать, что перед праздниками я стал счастливым обладателем зимней палатки “Маверик ICE-5”. Естественно, я ее взял с собой с целью протестировать обещанную производителем высокоскоростную сборку, ее устройство и все прелести, пока будет свободное время в ожидании хваток. Как позже оказалось, это была моя первая ошибка.
Итак, мы еще затемно в пути, на въезде в горы, в свете фар начинаем замечать, что ветви деревьев как-то подозрительно резво шатаются. Та-ак… Похоже, что штиль плавно переходит в нашу обычную зюраткульскую погоду – рваный ветер с зарядами жесткого снега по всей ледовой территории.
Вскарабкавшись по “убитой” дороге на подвывающей от натуги “десятке” на макушку Уральского хребта к нашему любимому озеру и открыв двери авто, сразу понимаем, что температура, которая была внизу, в городе, довольно прилично отличается от местной: –20 против –10, плюс с приличным порывистым ветром. Отлично, нечего сказать…
Но нам, рыбакам, как известно, хоть камни с неба, и мы с боевым настроем раскладываем свои пожитки по саням. И тут… Упс... А палаточка-то моя далеко не маленькая – пятиместка! Размерчик в разложенном состоянии в высоту, конечно, как раз мой, но длина ее в сложенном виде почти метр и ни в какие сани не влазит. Вай-вай… Топать-то до места совсем не близко, тем более лыжи не взяли, а наст еще нетвердый и предательски проваливается по ногами. Короче, переход предстоит просто “замечательный”.
Мужики сочувствуют, скрывая ехидные ухмылки в усах, а я вешаю палатку (6 кг) на плечо и впрягаюсь в санки со всеми пожитками. Была не была – в путь!
Как всем известно, когда идешь на рыбалку, все тягости в разы незаметнее, чем при возращении назад, и под веселый говорок и с бодрящим лобовым ветерком мы все-таки довольно быстро доходим до рабочего места. Забыл упомянуть, что приехали мы затемно, но, надеясь на свою память по береговым ориентирам, выставлять (готовить) жерлицы начинаем еще в темноте. Это была ошибка №2.
К рассвету у меня стояли уже все 12 жерлиц. Вроде бы все отлично, но присмотревшись внимательнее при свете дня к своей береговой метке “кривая узлом береза”, обнаруживаю, что это и не береза вообще, а какая-то осина! Во попал…
Осматриваюсь и вижу, что ошибся на 150 метров и засверлился не на перепаде, а на ровном дне. Чуть не плача, хватаю снова ледобур и опять вгрызаюсь в лед. Еще почти час работы, и начинаю экстренно вылавливать наживку. Окушок, на мою радость, берет активно, и через 15 минут все жерлицы стоят на взводе.
На этом первая часть трехплановой рыболовной операции закончена. Вторая часть – это почти невыполнимая, но очень желаемая моя мечта: снять на видео хватку щуки от начала (с постановки жерлицы) и до конца – вываживания “мамки”. Приступаю к ее выполнению. Долго и тщательно анализирую все предыдущие рыбалки в этом месте и останавливаюсь на двух точках как самых перспективных. Осталось выбрать, на которую из них поставить камеру. Задача, надо сказать, мучительная – шансы 50 на 50. Бросаю жребий и таким образом делаю выбор.
Снимаю на видео разборку и установку жерлицы, попутно делая комментарии и упоминая все тонкости, которые знаю – короче, все как полагается, достойно настоящего фильма по ловле на жерлицу. Устанавливаю камеру и обнаруживаю, что неслабая поземка моментально заметает объектив! Та-ак… Придумываю все возможные укрытия для камеры и в итоге получаю более-менее достойный вариант. Все готово, жерлица в кадре, и вот-вот стрельнет-взовьется ввысь долгожданный жерличный флаг. Осталось только ждать…
Ну, ждать можно и час, и два, и, чтобы не терять времени даром, начинаю экспериментировать с разборкой палатки, попутно фотографируя сей процесс. Делать все это одному – задача не из простых. Ставишь фотоаппарат на ящик, примерно наводишь объектив на место действия, делаешь замедленный спуск и бежишь к палатке. Щелк! Снимок есть. Возвращаешься, просматриваешь… Упс… А я-то где? В кадре одни ноги и низ палатки. Мда… Меняешь ракурс, снова взвод затвора, опять бегом к палатке, щелк! Снова проверка. Вот зараза! Теперь я в кадре, зато палатки не видать. Еще правка-корректировка на цель, и все снова. Щелк! Не понял, а что это с фотиком? Да екарный бабай! Ты че упал-то вдруг?! Короче, нервы на пределе…
И тут вспоминаю, что кассета в видео камере рассчитана всего на час, потом надо перематывать или менять на новую. Смотрю на часы: прошло 50 минут – значит, осталось всего 10. Быстро время летит, однако… Поднимаю глаза на жерлицы и… Провались ты под лед! “Горит”! Да только не та, на которой стоит камера, а другая, между которыми я как раз и выбирал. Ярость меня переполняет.
Бросаю эту чертову палатку и бегу на спринтерской скорости к жерлицам, а в голове бьется одна мысль – кассета кончается! “Не думай о секундах свысока!” – вот, оказывается, о чем поется в песне.
Подбегая к камере, пытаюсь что-то сказать в микрофон и пояснить расклад, но захлебываюсь от недостатка кислорода, а язык не слушается от избытка адреналина, и в итоге получаются какие-то невразумительные звуки, а не комментарии к рыболовной ловле.
Хватаю камеру, совершенно забыв про злополучный снег, который щедро сыплется на стекло объектива. Я этого, конечно, не вижу – все внимание на сработавшую жерлицу. Бегу к “горящему” флагу и вижу, что катушка крутится мощными рывками. Приостанавливаюсь, фокусирую камеру на жерлицу, дабы показать вращение катушки и вижу, что на мониторе быстро мигает красная цифра: “2 минуты!”. Ну все…. Точно, не успею снять. Плакал мой супер-фильм.
Тем временем катушка вдруг стартует с немыслимой скоростью, и ее верещание слышно даже в камере и проходит испытание на скорость вращения. Леска исчезает мгновенно, и заниматься установкой и фокусировкой камеры просто некогда! Подсекаю, держа в одной руке камеру, и на том конце лески чувствую неслабый рывок примерно под три килограмма.
Пячусь от лунки с леской в руке и наугад втыкаю камеру в снег, молясь, что бы хоть что-то попало в ракурс объектива. Ага… Сейчас… Попало, но это был снег, а не мой “фильм о щуке”.
Помня, что времени у меня всего с минуту, начинаю экстренно вываживать щуку. А она не идет ни в какую! Вес явно не менее трех килограммов – самый бойкий размер при своем уже немалом весе. Леску тяну на пределе, после каждого ответного рывка-броска щуки чуть травлю и сразу тяну ее назад. Щука как взбесилась от такого безобразия! Первое же касание льда вызывает у нее бурный восторг и настоящий водоворот с брызгами в лунке, что слышно даже в камере. А время идет! Кассета кончается!
Напряжение на пределе, адреналин кипит и у меня и у щуки – настоящая схватка. Ни о каких комментариях уже нет и речи – просто задыхаюсь от избытка адреналина и только что-то бормочу и пыхчу себе под нос. Первый заход в лунку и тяну зубастую бедолагу “дуром”, надеясь взять нахрапом. Щука в ужасе от такой бесцеремонности делает мощный кульбит и упирается в лед хвостом и всеми плавниками: не хочу!!!
Но я ее держу и не пускаю обратно, плюнув на осторожность, так как в голове бьется одна мысль: кассета кончилась! Не успел! Щука на мгновенье замирает в шоке от всего с ней происходящего, и я трясущейся рукой с горем пополам цепляю ее под жабру и вываливаю на лед. Наконец-то…
Сразу кидаюсь к камере – кассета крутится! Ура! Но что за дела? А что это я ничего не вижу на мониторчике камеры? Ах ты, мат-перемат… Дак ведь весь объектив в снегу… Вот тебе и снял вываживание. Горю моему нет предела. Протираю объектив и успеваю снять в чистом кадре только обессиленную щуку у лунки. И кассета останавливается. Финита ля комедия.
Настроение падает почти до нуля, топаю к соседней жерлице, чтобы поставить снова камеру на “слежку”. Меняю кассету, и тут порыв ветра вгоняет порядочную порцию снега в открытый кассетоприемник. Камера сразу пищит: “Влага! Работа запрещена!” Хана, отснимался. Э-эх… Да что же за “непруха”… Заряжаю опять жерлицу и плетусь далее экспериментировать с палаткой. На подходе вижу, что забытый на ящике фотоаппарат, естественно, валяется в сугробе. Просто замечательно… Но, слава Богу, мой “Олимпус” влагозащищенный, и съемки палатки продолжаются.
Короче, вдоволь намучавшись с подобной фотосессией, сажусь перекусить. Открываю термос с горячим бульоном и думаю: “Сейчас будет флаг – это закон подлости”. И… Дальняя жерлица “стреляет”. Браво! Бросаю термос и опять бегу. А силенок уже все меньше и меньше, высокогорье, однако – это прежде всего нехватка кислорода. На подходе вижу, что катушка немного вращается…. Жду… И катушка вдруг, как будто ей подключили 380 V, срывается в бешенную скорость! Да что они там сегодня все пьяные что ли после праздника? Подсечка – есть. Не спеша вываживаю щучку на полтора кило. Нормально – как раз на жареху.
Вынимаю тройник, сматываю леску на катушку и “боковым слухом” слышу какой-то знакомый высокочастотный звук. Оборачиваюсь… Соседняя жерлица “горит”, и катушка вертится так, что метки сливаются в одну полосу! Ужас! Вы чего там – сбесились?! Прыгаю к ней, хватаюсь за основание и одновременно с окончанием лески на катушке делаю подсечку. Слабый рывок – и пусто. У-уф… Ну и плыви себе. Только дайте отдохнуть, Бога ради!
Навожу порядок, устанавливаю снова эти жерлицы (хотя делать это уже совсем не хочется) и ползу обратно на фотосессию к палатке, которая собрана только до половины (а времени требуется всего-то полчаса со всем фотографированием!). Термос выливаю в сугроб – остыл. Присаживаюсь отдохнуть на забытую лунку, прикормленную под чебака, делаю проводку и почти сразу следует уверенный загиб. Хорошее сопротивление – и на “медузе” трофейная рыбеха граммов под 200. Та-ак… Если я сейчас еще и чебаком займусь, то просто не успею собрать палатку – дело к вечеру, и уже смеркается. Находясь в полутрансе, сматываю удочку и заканчиваю фотографирование палатки.
Вечереет. Затягиваю баул палатки, падаю без сил на ящик и поворачиваюсь в сторону жерлиц… Прямо передо мной “горит” флаг. Да провались они все пропадом! Дайте же отдохнуть! Не спеша иду и опять слышу нарастающий по частоте звук вращающейся катушки. Да что такое? Неужели опять “прет дуром”? Бегу и вижу, что катушка так же бешено вращается. Не успеваю добежать пару шагов, и леска кончается. Рывок! Стойка падает на 45 градусов, леска (0,35 мм, 18 м) пружинит, я прыгаю к жерлице, вдобавок немного подсекаю – есть.
Минуты 3-4 не спеша вываживаю, попутно обнаружив, что свой мини-багорик где-то потерял, пока бегал по всей истоптанной вдоль и поперек территории, и в итоге волоком вытаскиваю еще одну “клыкастую” – около двух кило весом. Все, с меня достаточно – можно сматываться. Хватит с меня всех этих видео-фото-камер, съемок, щук, бешеных катушек, палаток и т.д. Наловился “по уши”.
Пока собирал жерлицы, температура упала почти вдвое. Перегруженные санки мертво цепляются за влажный снег, под которым вдобавок проступила вода. При первой попытке сдвинуть их с места сразу приходит мысль о покупке хорошего снегохода, а при взгляде в далекую даль, где нас ждет машина, хочется все бросить прямо здесь и идти налегке. Или вообще никуда не идти…
Короче, с помощью мужиков я все-таки дошел (дополз?) до машины и потом дома час не мог встать из горячей ванны – просто не было сил. Но самыми “горячими” были не все эти “приключения”, а конечный результат, который я просмотрел уже на компьютере и ради которого было вложено столько сил, – качество видео, на котором красиво запечатлелись… уральские новогодние снежинки, а не мой “крутой фильм о ловле щуки на жерлицу”.
Но пройдет 2-3 дня, и все мучения забудутся! И снова наша “болезнь” погонит нас на лед! За впечатлениями и адреналином! И ничего остановить нас не может! Всем удачи!
Марат Яруллин, г. Бакал Челябинской обл.
Фото автора