Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > В погоне за плотвой

В погоне за плотвой

230-13-1.jpgЕще с вечера я почувствовал какое-то недомогание. В голове шумит, в животе непонятные спазмы. Ну мало ли, бывает, чего заморачиваться? Договорились с братом поехать на рыбалку. Спалось плохо, и встал задолго до сигнала будильника. Выпил чаю с таблетками от желудка - вроде полегчало. А тут и брат прибыл.

Раннее утро. Легкий морозец. На припорошенной за ночь пушистым снежком дороге к реке уже есть опередившие нас следы автомобиля и пешехода. Подъезжаем к популярному летом пляжу. Силуэт одного рыболова виднеется метрах в тридцати выше по течению, со вторым успеваем перемолвиться парой слов и, когда он направляется к первому, идем в противоположную сторону. Не из-за какого-то плана, просто, чтобы не мешаться.

Лед еще очень тонок и звонко трещит при каждом шаге. Брат, не отрывая ног и волоча ящик, скользит к противоположному берегу, а я, облюбовав вмерзшую ветку, в два оборота бура проделываю за ней лунку. Достаю "балалайку", оснащенную свинцовой "козой" и подвешенным в пятнадцати сантиметрах выше маленьким "чертиком". Несколько проводок - и кивок четко отбивает низкий поклон. Окунь. Бросаю его на лед и запускаю снасть обратно в лунку. Еще один и еще.... Некоторые догоняют приманку снизу и, заглатывая ее на ходу, выгибают кивок вверх. После шестого "полосатика" понимаю, что другую рыбу надо искать и бурю поодаль три новые лунки. Они совершенно "пустые", приходится уходить дальше. Брат тоже не стоит на месте, но находит только окуней.

А погода, казалось бы, явно плотвиная. Минус три. Пасмурно. Давление пониженное. Но никакая "бель" клевать не желает. Может, просто не хочет брать на безнасадку? Чтобы проверить эту вероятную причину, направляемся к другим рыболовам.

Картина безрадостная. Тут классика ловли мирной рыбы. Мотыль. Стоячка, иногда подыгрывание. А вокруг одни окуньки разбросаны. Да ладно бы хоть граммов по сто, какие встречались, а то все до единого - ни туда, ни сюда.

Еще, наверное, часа полтора не сдаемся и дырявим слабенький лед. И под самым берегом, и на середине неширокой речушки ловятся одни "разбойники". А в прошлом сезоне этот участок русла баловал крупной плотвой, подлещиком и голавлем. Может, еще рановато для белой рыбы?

Ну, насчет бесклевья у нас была предварительная договоренность и, по обоюдному согласию, делаем "ход конем". И всего через час уже загоняем братов "Акцент" в ломкий бурьян на высоком берегу Дона.

Двое отчаянных ловят на самом течении, основная же масса рыболовов благоразумно расположилась в непроточном "аппендиците" затона. Идем к последним и на свободном пятачке бурим по первой лунке.

Затон этот весьма невелик, и видно почти всех, находящихся в нем одновременно. Примерно половина ловит "на стоячку", остальные "на игру", но, похоже, все используют насадку. У нас с братом только "чертики", и те обычно не украшены излишней мишурой, как новогодняя елка, лишь на некоторых надет миллиметровый кембрик.

Получив пару невнятных тычков и поймав одного окунишку, перехожу на самый глубокий участок. Разбросанные на льду уловы совсем не радуют глаз. Делаю серию лунок и начинаю обходить их по очереди. Варьирую проводки. То быстро, то медленно. Мелкий шаг чередую с широким. Один раз "по губам мазнул", потом - сход. Ну что ж, остальные тоже "отдыхают". Встречаюсь глазами с братом и движением головы спрашиваю: "Как?". А он жестом Шурика из "Кавказской пленницы" тайком показывает три пальца.

Значит, что-то делаю не так. А попробую-ка совсем ленивую проводку, чтобы пассивной рыбе не гоняться. Мелко-мелко и медленно. Отчетливая поклевка. Подсекаю и осторожно вываживаю упруго упирающуюся плотвицу. Неплоха. Просто красавица! И на этом все. Больше нету.

Бурю новые лунки. Не хочет клевать ни в какую. Раз "по губам", два "по губам". Наконец подряд три плотвички: мал, мала и меньше. Потом сход, а за ним - тишина.

Постоянно перемещаюсь, а в движении можно взглянуть и по сторонам. Вот один на прикормленных лунках стал регулярно потягивать некрупную плотву, и к нему тотчас потянулись страждущие. Теперь, мужик, хоть косись, хоть ругайся - нечего было "показухой" увлекаться. Мне в этом плане намного легче, к лункам не привязан. Не понравилось - пошел дальше.

Минувшей зимой неплохо клевало и у травы под самым берегом. Но в этом году уровень воды значительно ниже, и хорошо знакомые места уже не выглядят так завлекательно. Однако там сейчас нет никого, а это для меня серьезный повод пойти именно туда.

Мелко. А клев, как на "Черных камнях". Ни одной даже захудалой плотвички, только микроскопические окуньки. Хорошо, хоть на миллиметр друг от друга отличаются, а то подумал бы, что клюет один и тот же сразу после отпускания.

Из серой облачности полетела крупа, а потом пушистые невесомые хлопья снега. Они маскировали углубления от сапог, засыпали небрежно брошенные окурки и накрывали шапочками "кратеры", оставленные ножами ледобуров. С интервалами в метр пересверливаюсь по направлению к середине затона. На одной из лунок - уверенный загиб кивка, и вытаскиваю толстого ерша. Нечасто это "колючка" "чертиком" соблазняется, но периодически случается.

- Замечательная рыба, - комментирует проходящий мимо старичок. - Для ухи - самое то!

Почти весь народ сосредоточился на самых глубоких местах, а на середине затона образовалась обширная прореха. Лед везде до того издырявлен, что от лунки до лунки редко больше двух шагов оказывается. Тут уже никак не разберешь, где чья, но для порядка делаю свои. Одна лунка пустая, другая, а на третьей поднимаю подряд штук семь плотвичек. И на следующей несколько. Смотрю на брата - не заметно, чтобы ловил. Ходит и ходит.

- Андрюх! - окликаю его.

- Чего?

А сам даже не оглянется, так сосредоточенно на кивок уставился.

- Времени сколько?

- Сейчас гляну, - и лезет в карман за мобильником. Ведь знает, что телефон и у меня есть, а "тормозит". Позвонить ему, что ль?

- Половина четвертого, - подсказывает кто-то сбоку.

- Спасибо! - благодарю доброго человека.

Брат наконец-то поворачивается ко мне, и я зову его ладонью. Вместе веселее. То один поймает, то другой. Крупной плотвы мало, все больше мелочь, но у "насадочников" вообще не ладится, вот и потянулись поодиночке да группами к своим автомобилям. А нам не позавидуешь - рыба в ящиках!

Вот самая обыкновенная поклевочка, а вниз давит солидная тяжесть. Как бы не оборвало! Отбросив удочку, придерживаю леску пальцами, готовый мгновенно сдать ее при сильном рывке. Гуляет рыбина из стороны в сторону, но потихоньку подтягиваю, и вот весь створ лунки заслоняет широкий белый бок. Стала боком и не идет. Толщина льда - всего семь сантиметров, можно было бы засунуть руку и попробовать перехватить как-то, а я сделал самое глупое, что мог сделать: дал слабину. Легкий рывок, и тут же неминуемый сход. Обидно.

На льду осталось всего несколько человек. "Самых жадных до рыбы" - как прокомментировал один из уходящих. Ну и ладно, а мы решаем сделать напоследок круг по свободным лункам.

Довольно много холостых поклевок, так нежно и робко рыба крючков касается. Тем не менее, кое-что ловится. Окунь, плотва. У меня "проскакивает" подлещик, у брата сразу несколько, но он и играет более плавно. Зато моя плотва крупнее... И удочка длиннее! И кивок жестче!

Шутки шутками, но безнасадка - штука стоящая. Главное - подобрать проводку. А она даже в течение одного дня, случается, срабатывает только какая-то определенная. Конечно, с одной лунки не половишь, надо все время бурить новые и новые, не вымучивая, а просто "собирая" самую активную рыбу. При очень толстом льду нагрузка серьезная, но дело того стоит, это точно. Главное - не скучно.

Быстро темнеет. Спешить нам особо не надо, но уже плоховато видно кивок. Собираемся и идем к берегу.

Весь день прошел на одном дыхании, и чувствовал я себя вполне нормально. Но только сел в машину, как появилась тяжесть в животе, заныли ноги, закружилась голова. А по дороге несколько раз проваливался в липкое забытье сна. Хорошо, что не за рулем!

Приехав домой, просто свалился на диван. И только часа через два догадался померить температуру. 37,8. Здравствуй, грипп! А на рыбалке и симптомов никаких не ощущал. Рыбалка - сама такая зараза, что посильней любого вируса будет!

Александр Тищенко, Воронежская обл.

Фото автора