В Новогодние праздники
Перед самым Новым годом пришло затяжное потепление. Температура колебалась возле нуля то в одну, то в другую сторону, но больше задерживалась на плюсовых значениях. Образовавшийся к этому времени лед заметно не таял, просто становился с каждым днем все более рыхлым и мягким. Лед-то держал нормально, но заходить на него с нагретого берега было непросто, мешали подмокшие закраины. А зловредные синоптики грозились, что морозов не будет еще недели две. Жалко, если все совсем растает.
Новый год встретили "насухо", а вернее, запив салаты лимонадом, решили, что никуда он не денется, и, наверное, сильно не обидится, если наступит утром, чего встречать его, как дорогого гостя, и без пяти двенадцать легли спать. А 1-го января, пока все нормальные люди только начали отдыхать после полуночного празднования, поехали с супругой на рыбалку.
Нет, мы даже и не надеялись, что будем совсем одни, в любой праздник и любую погоду кто-то непременно да приедет, но рыбаков, на удивление , оказалось немало. Что ж, все трезвенники да язвенники? Или, как и нам, рыбалка даже новогодних возлияний дороже? Видимо, так. В донском затоне народу десятка четыре "тихопомешанных" точно было.
По немного качающейся широкой доске, уложенной кем-то для страховки, выходим на лед. Накануне здесь был брат и наказал отыскать лежащее на льду "палкобревнышко", мол, вокруг него вся рыба и держится. Единственную, издали заметную толстую ветку нашли, но как раз ее и оккупировали заядлые "чертежники". Видно, что не зря эти парни на одном месте крутятся. Среди них оказался немного знакомый, признался, что пару подлещиков уже поймать успел. Берет, правда, очень неохотно.
Бурю лунки невдалеке. Супруге вручаю удочку с "гвоздешариком" - универсальной мормышкой, и, как мне кажется, очень простой в освоении и "набивании" руки. А именно этим моей половине сегодня и придется заняться, для чего специально просил оставить всю наживку дома, чтобы не было соблазна оставить тренировку на потом. Сам беру удочку с "паровозом" из двух "чертиков" - самая классика жанра.
Первая поклевка случается на уровне глаз. Достаю густерку и, сделав десяток оборотов на катушке, запускаю снасть назад в лунку. Поклевка - мимо, еще поклевка - опять густерка. Для подтверждения наметившегося вывода опускаю приманки на дно. Не клюет совсем. Поднимаю на метр - начинаются поклевки. Когда кивок проходит мимо груди и выше. Понятно, давление подняло рыбу в верхние горизонты. Советую супруге подмотать леску, и она сразу отмечает поклевку. Но рыба не засекается. Разочарование понятно, но отчаиваться рано, все еще будет, надо только запастись терпением. Смотрю, уже и ритм проводки понемногу начал выравниваться. И вот первый подлещик на льду. С почином! Потом за спину полетела густерка, а за ней сопешка-белоглазка. Ну, теперь дело пойдет!
Ловим вполводы. Попадается исключительно мелкая густера и подлещик. Плотвы, что удивительно, нет, всего пара небольших, идеально живцовых, не в счет. А вот неделей раньше только одна плотва и ловилась. Не сильно завидная, но вполне "сковородочная". Раз на раз никогда не приходится.
Под самым берегом на прикормленных лунках на мотыля плотвичку ловят, но совсем мелкую, буквально с мизинчик. Зачем - совершенно непонятно. Ладно бы, на живца, хотя и для жерлицы мала, так нет, просто кучки перед собой набрасывают. Жарить, как семечки, или котам? Скорее, лишь бы хоть что поймать, а там видно будет.
На безмотылку поклевки слабые. Не берет, а пробует, крайне неохотно. Ребята ловят с подсадкой мотыля, и у них получается заметно лучше. Но для меня мотыль на крючке "чертика", как козе баян. Само название "безнасадка", "безмотылка" отвергает все, кроме бусинок и кембриков. Но, факт есть факт. Главное, такое непотребство работает и соблазняет на поклевку излишне разборчивых подлещиков. А без подсадки так слабо трогает, что не подсечешь.
Люба поставила одну удочку на лед. Другой играет. Ага! Взяла-таки втихую опарыша. Ну-ну! К любому правильному выводу лучше прийти самому, потому молчу. А игра у нее потихоньку начинает получаться, сбои в проводке есть, куда без них совсем, но они уже не так часты, как в начале. Как бы там ни было, рыбу ловит. Жалуется на частые сходы, разводит огорченно руками. Мол, что не так делаю? Да все так, бывает. И бывает довольно часто, к этому со временем понемногу привыкаешь и принимаешь, как неизбежное. Не засеклось - и ладно.
А на опарыша (ой, какое спасибо!) так и не клюнуло ни разу, ни со дна, ни вполводы, провисел на мормышке пару часов и цел-целехонек! Не хочет рыбка кушать, хоть ты тресни. Но раздразнить ее все-таки можно. Потому, безнасадка для меня - в бесспорном приоритете.
И рыбалка, несомненно, вполне удалась. И по настроению, и по улову...
Работаю посменно. Два через два дня, поэтому при стандартной пятидневке супруги совместные выходные получаются нечасто. Благодаря посленовогодним нерабочим дням у нее (меня-то это не касается) стараемся всецело воспользоваться ими для семейных поездок. Пятого января снова едем на рыбалку. И, конечно, на Дон.
Народ уже, в большинстве своем, протрезвел и, одумавшись, массово бросился на природу. Настолько массово, будто в последний раз. В затоне не протолкнуться, разве только песен не слыхать. Ну, это временно, не обойдется и без продолжения праздника. Много сорвиголов и на самом Дону. А хочется, если не полного безлюдья и уединения, то, хотя бы, не откровенной тесноты, как на рынке. Посмотрел я с берега на это многолюдье, покачал в раздумье головой. Поехали, говорю, дальше, если сумеем выйти на лед у сбоя донского течения - половим хоть окуня.
По-над Доном скользко по подтаявшей земле и остаткам мокрого снега. Машину по извилистой колее немного водит, буйно разросшийся за лето бурьян противно скребет колючками по кузову. Опять "царапки" затирать придется. Вот оно и место. Никого. По следам же видно, что кто-то недавно здесь был. С вечера или с утра?
От берега вмерзшая полоса травы. За этой травой живет окунь, это я точно знаю, только, как к нему дойти? Лед под ногами проламывается на раз, высоты сапог не хватает до держащей вес крепи. Но вижу цепочку старых лунок. Как-то же заходили! Идем с надеждой в душе по чужим следам вдоль берега.
Вот оно! Кем-то заботливо уложены толстые ветки и обломки стволов упавших деревьев. Сухостоя много, только выбирай - хоть на костер, хоть на помост. Опираясь на бур, чтобы не поскользнуться на скользкой коре, выхожу на лед. Пробурил пару лунок, даже попрыгал для пробы - вполне надежно, можно заходить и жене. Вручаю ей удочку с привычным уже "гвоздешариком", а сам напрасно роюсь в ячейках ящика. Ага, балансиры дома остались. Сам же и выложил, думал, не потребуются. Отрываю "чертик" и привязываю маленькую блесенку с начищенной до блеска латунной коронкой. Добавляю еще с десяток лунок вдоль берегового затишка и начинаю их по очереди облавливать. Не отзывается что-то сходу. Даже не подбивает. Блесна проверенная, вполне уловистая. Да есть ли он тут вообще?
Есть! Супруга неожиданно для самой себя вытаскивает крупненького окуня. Любуемся толстым красноперым красавцем. Хорош! Граммов на триста, точно. Потом она ловит еще одного, и еще. Мне тоже попадается окунек, но уже становится понятно, что блесна сегодня не в почете. Беру удочку с мормышкой "Кошачий глаз" - тот же "гвоздешарик", только бусина не латунная, а зеленая пластмассовая. Честно говоря, в моих руках этот хваленый "кошеглазик" рыбу ловить отказывается. И в том году, и в этом. Нет, иногда что-то попадалось мелкое, но одиночно и после весьма продолжительной "медитации". Короче, латунному шарику проигрывал катастрофически. Но я все не теряю надежды. Во-первых, люди хвалят, значит, ловить определенно должен, а, во-вторых, "гвоздешарики" экономлю - почти все уже из запасов на коряжках остались.
Не пошло и в этот раз. А супруга все, знай, таскает. Один, самый толстомордый, даже в "стодесятую" лунку не пролез, прямо в ней обидно оторвался и ушел. Пришлось мне брать "чертика" и догонять жену, наверстывая упущенное. Так несколько полосатых все-таки успел поймать. На двоих ровно два десятка получилось.
Потом как-то сразу клевать бросило. Метров сто вдоль берега иссверлил - ничего. И мы смотали удочки. А дома неподатливую чешую даже чистить не стали, просто, выпустив внутренности, запекли к ужину самых крупных окуней в духовке. Вкуснотища получилась - пальцы отъешь!
На следующие мои выходные для разнообразия поехали на пруд. В соседнюю область. И, для разнообразия, не сами, а с приятелями. На их машине беспечными пассажирами. И рыба, наверное, тоже для полного разнообразия не стала клевать вовсе. Не поймали, а вымучили, считай совсем ничего, хотя очень старались. Зато - при желании, во всем можно найти плюс - походили на свежем воздухе, пообщались, да еще и с уловом не пришлось возиться.
Вот так и прошли Новогодние каникулы. Не со снегом и хлопушками, а с настоящим, не елочным, мокрым дождиком и кисельным туманом. Не на диване у телевизора, а в любимом отдыхе - на рыбалке.
Александр Тищенко, Воронежская обл.
Фото автора
Новый год встретили "насухо", а вернее, запив салаты лимонадом, решили, что никуда он не денется, и, наверное, сильно не обидится, если наступит утром, чего встречать его, как дорогого гостя, и без пяти двенадцать легли спать. А 1-го января, пока все нормальные люди только начали отдыхать после полуночного празднования, поехали с супругой на рыбалку.
Нет, мы даже и не надеялись, что будем совсем одни, в любой праздник и любую погоду кто-то непременно да приедет, но рыбаков, на удивление , оказалось немало. Что ж, все трезвенники да язвенники? Или, как и нам, рыбалка даже новогодних возлияний дороже? Видимо, так. В донском затоне народу десятка четыре "тихопомешанных" точно было.
По немного качающейся широкой доске, уложенной кем-то для страховки, выходим на лед. Накануне здесь был брат и наказал отыскать лежащее на льду "палкобревнышко", мол, вокруг него вся рыба и держится. Единственную, издали заметную толстую ветку нашли, но как раз ее и оккупировали заядлые "чертежники". Видно, что не зря эти парни на одном месте крутятся. Среди них оказался немного знакомый, признался, что пару подлещиков уже поймать успел. Берет, правда, очень неохотно.
Бурю лунки невдалеке. Супруге вручаю удочку с "гвоздешариком" - универсальной мормышкой, и, как мне кажется, очень простой в освоении и "набивании" руки. А именно этим моей половине сегодня и придется заняться, для чего специально просил оставить всю наживку дома, чтобы не было соблазна оставить тренировку на потом. Сам беру удочку с "паровозом" из двух "чертиков" - самая классика жанра.
Первая поклевка случается на уровне глаз. Достаю густерку и, сделав десяток оборотов на катушке, запускаю снасть назад в лунку. Поклевка - мимо, еще поклевка - опять густерка. Для подтверждения наметившегося вывода опускаю приманки на дно. Не клюет совсем. Поднимаю на метр - начинаются поклевки. Когда кивок проходит мимо груди и выше. Понятно, давление подняло рыбу в верхние горизонты. Советую супруге подмотать леску, и она сразу отмечает поклевку. Но рыба не засекается. Разочарование понятно, но отчаиваться рано, все еще будет, надо только запастись терпением. Смотрю, уже и ритм проводки понемногу начал выравниваться. И вот первый подлещик на льду. С почином! Потом за спину полетела густерка, а за ней сопешка-белоглазка. Ну, теперь дело пойдет!
Ловим вполводы. Попадается исключительно мелкая густера и подлещик. Плотвы, что удивительно, нет, всего пара небольших, идеально живцовых, не в счет. А вот неделей раньше только одна плотва и ловилась. Не сильно завидная, но вполне "сковородочная". Раз на раз никогда не приходится.
Под самым берегом на прикормленных лунках на мотыля плотвичку ловят, но совсем мелкую, буквально с мизинчик. Зачем - совершенно непонятно. Ладно бы, на живца, хотя и для жерлицы мала, так нет, просто кучки перед собой набрасывают. Жарить, как семечки, или котам? Скорее, лишь бы хоть что поймать, а там видно будет.
На безмотылку поклевки слабые. Не берет, а пробует, крайне неохотно. Ребята ловят с подсадкой мотыля, и у них получается заметно лучше. Но для меня мотыль на крючке "чертика", как козе баян. Само название "безнасадка", "безмотылка" отвергает все, кроме бусинок и кембриков. Но, факт есть факт. Главное, такое непотребство работает и соблазняет на поклевку излишне разборчивых подлещиков. А без подсадки так слабо трогает, что не подсечешь.
Люба поставила одну удочку на лед. Другой играет. Ага! Взяла-таки втихую опарыша. Ну-ну! К любому правильному выводу лучше прийти самому, потому молчу. А игра у нее потихоньку начинает получаться, сбои в проводке есть, куда без них совсем, но они уже не так часты, как в начале. Как бы там ни было, рыбу ловит. Жалуется на частые сходы, разводит огорченно руками. Мол, что не так делаю? Да все так, бывает. И бывает довольно часто, к этому со временем понемногу привыкаешь и принимаешь, как неизбежное. Не засеклось - и ладно.
А на опарыша (ой, какое спасибо!) так и не клюнуло ни разу, ни со дна, ни вполводы, провисел на мормышке пару часов и цел-целехонек! Не хочет рыбка кушать, хоть ты тресни. Но раздразнить ее все-таки можно. Потому, безнасадка для меня - в бесспорном приоритете.
И рыбалка, несомненно, вполне удалась. И по настроению, и по улову...
Работаю посменно. Два через два дня, поэтому при стандартной пятидневке супруги совместные выходные получаются нечасто. Благодаря посленовогодним нерабочим дням у нее (меня-то это не касается) стараемся всецело воспользоваться ими для семейных поездок. Пятого января снова едем на рыбалку. И, конечно, на Дон.
Народ уже, в большинстве своем, протрезвел и, одумавшись, массово бросился на природу. Настолько массово, будто в последний раз. В затоне не протолкнуться, разве только песен не слыхать. Ну, это временно, не обойдется и без продолжения праздника. Много сорвиголов и на самом Дону. А хочется, если не полного безлюдья и уединения, то, хотя бы, не откровенной тесноты, как на рынке. Посмотрел я с берега на это многолюдье, покачал в раздумье головой. Поехали, говорю, дальше, если сумеем выйти на лед у сбоя донского течения - половим хоть окуня.
По-над Доном скользко по подтаявшей земле и остаткам мокрого снега. Машину по извилистой колее немного водит, буйно разросшийся за лето бурьян противно скребет колючками по кузову. Опять "царапки" затирать придется. Вот оно и место. Никого. По следам же видно, что кто-то недавно здесь был. С вечера или с утра?
От берега вмерзшая полоса травы. За этой травой живет окунь, это я точно знаю, только, как к нему дойти? Лед под ногами проламывается на раз, высоты сапог не хватает до держащей вес крепи. Но вижу цепочку старых лунок. Как-то же заходили! Идем с надеждой в душе по чужим следам вдоль берега.
Вот оно! Кем-то заботливо уложены толстые ветки и обломки стволов упавших деревьев. Сухостоя много, только выбирай - хоть на костер, хоть на помост. Опираясь на бур, чтобы не поскользнуться на скользкой коре, выхожу на лед. Пробурил пару лунок, даже попрыгал для пробы - вполне надежно, можно заходить и жене. Вручаю ей удочку с привычным уже "гвоздешариком", а сам напрасно роюсь в ячейках ящика. Ага, балансиры дома остались. Сам же и выложил, думал, не потребуются. Отрываю "чертик" и привязываю маленькую блесенку с начищенной до блеска латунной коронкой. Добавляю еще с десяток лунок вдоль берегового затишка и начинаю их по очереди облавливать. Не отзывается что-то сходу. Даже не подбивает. Блесна проверенная, вполне уловистая. Да есть ли он тут вообще?
Есть! Супруга неожиданно для самой себя вытаскивает крупненького окуня. Любуемся толстым красноперым красавцем. Хорош! Граммов на триста, точно. Потом она ловит еще одного, и еще. Мне тоже попадается окунек, но уже становится понятно, что блесна сегодня не в почете. Беру удочку с мормышкой "Кошачий глаз" - тот же "гвоздешарик", только бусина не латунная, а зеленая пластмассовая. Честно говоря, в моих руках этот хваленый "кошеглазик" рыбу ловить отказывается. И в том году, и в этом. Нет, иногда что-то попадалось мелкое, но одиночно и после весьма продолжительной "медитации". Короче, латунному шарику проигрывал катастрофически. Но я все не теряю надежды. Во-первых, люди хвалят, значит, ловить определенно должен, а, во-вторых, "гвоздешарики" экономлю - почти все уже из запасов на коряжках остались.
Не пошло и в этот раз. А супруга все, знай, таскает. Один, самый толстомордый, даже в "стодесятую" лунку не пролез, прямо в ней обидно оторвался и ушел. Пришлось мне брать "чертика" и догонять жену, наверстывая упущенное. Так несколько полосатых все-таки успел поймать. На двоих ровно два десятка получилось.
Потом как-то сразу клевать бросило. Метров сто вдоль берега иссверлил - ничего. И мы смотали удочки. А дома неподатливую чешую даже чистить не стали, просто, выпустив внутренности, запекли к ужину самых крупных окуней в духовке. Вкуснотища получилась - пальцы отъешь!
На следующие мои выходные для разнообразия поехали на пруд. В соседнюю область. И, для разнообразия, не сами, а с приятелями. На их машине беспечными пассажирами. И рыба, наверное, тоже для полного разнообразия не стала клевать вовсе. Не поймали, а вымучили, считай совсем ничего, хотя очень старались. Зато - при желании, во всем можно найти плюс - походили на свежем воздухе, пообщались, да еще и с уловом не пришлось возиться.
Вот так и прошли Новогодние каникулы. Не со снегом и хлопушками, а с настоящим, не елочным, мокрым дождиком и кисельным туманом. Не на диване у телевизора, а в любимом отдыхе - на рыбалке.
Александр Тищенко, Воронежская обл.
Фото автора