В краю водопадов
Автор: Виктор Маслов
Там очень красиво, мало людей и много водопадов. Заброска очень сложна или дорогая. Вот, пожалуй, и все, что я бы выдал, спроси меня прошлым летом. Даже мечта о том, чтобы туда попасть, была бледновата. Что толку мечтать, если бюджет поездки соизмерим с личным годовым доходом?
Но разговоры об этом плато стали звучать все чаще и достигли своего пика в лыжном походе, приуроченном к встрече 2012 года. Руководил походом известный тебе, читатель, по рассказу "25 дней между Европой и Азией" Аркадий.
Его слова заставили задуматься, благо планов на лето я предусмотрительно не строил. Глядя на карту, Аркадий умеет рассказать, как все там будет, получше иного снимка из космоса. Появился интерес, мечта окрепла, и вот что из этого вышло.
Концепция похода

Ближайший приемлемый населенный пункт - поселок Игарка. Недалеко еще Норильск, но в него летают самолеты только из Москвы, на самой Курейке есть город Светлогорск, но никто зимой не мог дать гарантии, что его аэропорт будет принимать самолеты летом. И бензин в Светлогорске по талонам. В процессе выяснилось, что не все так печально со Светлогорском, но кто же знал заранее... Вариантов масса, а решение нужно

О главном
В рыболовном плане Плато Путорана знаменито своими гольцами и тайменями, а кроме них - крупной щукой, хариусом и налимами (коих на северах и за рыбу не считают). С рыбалкой мне казалось все предельно просто. Гольцовые снасти лежали нетронутыми с прошлого года. К ловле северной щуки на джерк тоже, вроде, готов. Хариус, если его много, ловится и на гольцовые снасти, а будет капризничать - есть Аркадий, который хариуса своим 5метровым телескопом "на балду" ловит даже на Ветлуге. Шутка. Налима ловят на донки! Что тут может быть неясного? Тайменя я буду ловить на джерк или гольцовые блесны. Теоретически в Енисее может быть нельма, но думать про нее отдельно, имея лимит в 1(!) килограмм на снасти, очень затруднительно. Аркадий, конечно, погорячился, загоняя меня в такие жесткие рамки. Зато это дало мне мощнейший толчок для глубокого анализа комплекта приманок и планирования моей грядущей рыболовной деятельности. В конечном итоге это избавило меня от лишних душевных метаний на месте и сильно упростило все мои рыболовные устремления. Ну и, конечно, вес рыбацкого барахла оказался в итоге "три с хвостиком", не считая веса палок.


Традиционной бедой был график похода, который требовал постоянного движения и не давал возможности для длительного облавливания перспективных мест и экспериментов с приманками-проводками. Рыбалка неизменно оказывалась в режиме блиц. Дополнительно мотивировало то обстоятельство, что рыба была заложена в меню как основной источник белка.
Итак, покорять неизведанные водные просторы Плато Путорана предстояло следующими комплектами. "Норстрим Норвей" ростом 9 футов с тестом до унции в комплекте с моей любимой "Риоби Экусима", а также "Айко Балтазар" 6 футов и тестом до 120 граммов в комплекте с айковской же "мыльницей". Для "мясорубки" на выбор были шпули с плетенкой 15 Lb на разрыв и флюорокарбоном 3,5 Lb. "Мыльница" комплектовалась шнуром 25 Lb. Логичнее было бы взять для джерков "бочонок" с более толстой ниткой, но он был значительно тяжелее. В виду отсутствия планов на хариуса вертушек менее третьего номера не брал умышленно, "четверок" с "пятерками" много взять не удалось по уже озвученным причинам, в последний момент сунул несколько "троек" с утяжеленным сердечником, и не зря - они оказались очень востребованными.

Колебалки брал исключительно узкие и тяжелые - с прицелом на гольца, с учетом больших глубин и сильного течения. Еще были полдюжины джигов, пара тяжелых балансов и, на всякий пожарный, пилькер. Дабы повысить свои гольцовые шансы, опустился в своих глазах ниже плинтуса и взял аж три троллинговых воблера минимального размера и максимальной глубины погружения. Джерков убралось всего пять штук. Диаметр баллона катамарана 60 сантиметров, руками брать рыбу на борт затруднительно, взял для этих целей красный пластиковый "липгрип". Корнцанг, хирургический зажим - вот и все излишества.
Радужные планы, как всегда, были вдребезги разбиты о суровую реальность. Популяция тайменя выше плотины Курейской ГЭС сильно выбита, а новый из Енисея подниматься не имеет возможности - это раз. Голец все лето стоит на больших глубинах озера Дюпкун и практически не питается, нерестовый ход начинается в конце сентября - это два.
Радужные планы, как всегда, были вдребезги разбиты о суровую реальность. Популяция тайменя выше плотины Курейской ГЭС сильно выбита, а новый из Енисея подниматься не имеет возможности - это раз. Голец все лето стоит на больших глубинах озера Дюпкун и практически не питается, нерестовый ход начинается в конце сентября - это два.
Приплыли. А как радужно все начиналось...
Из дневника: "Прилетели на вертолете в устье реки Эндо, начали стапель, прошло полчаса, и я запросился на рыбалку. Получив благословение командира, схватил "Норвея", поставил флюорокарбон и побежал хлестать. Ни в устье, ни под порогам, ни на плесе Эндо не увидел и тычка. Стал спускаться вниз по течению Курейки. Глубина до метра, сильное течение, камни на дне - и опять тишина. Заметил вдали что-то типа миниатюрного заливчика. Глубины в нем, на первый взгляд, сантиметров 30. Нашел самую большую и самую легкую колебалку в арсенале и кинул на удачу. Из ниоткуда возникла шучка кило на два. С вываживанием не торопился, растягивал удовольствие, да и щука не больно хотела на берег. Пока вываживал, щука "подросла" в моих глазах кил до четырех. Выволок на берег и обомлел: в ней росту - метр! Контрольное взвешивание показало 8700. Вот такое вот открытие..." .


Дальнейшая рыбалка регламентировалась необходимостью в рыбе. Есть что покушать - идем, не останавливаясь. "Показала дно кастрюля", начинаем останавливаться в местах, кажущихся перспективными.
Ввиду малого рыболовного прессинга в тех местах хариус и щука ловились исправно. Ключик подбирался максимум на десятый заброс, а если нет, место объявляли "безрыбным", заводили мотор и шли дальше. С гольцом я потерпел полное фиаско. Не буду перечислять способы и места, ибо результат нулевой. Параллельно с нами шла группа "пенсионеров" из Подмосковья. Они за время пятидневного стояния под водопадами в месте слияния Ягтали и Дулисмара в 8 "смычков" зацепили одного гольца - вот и все результаты по красной рыбе.
С налимом, напротив, вышло совсем несложно: вечером на джерковый поводок пристегивал колебалку 40 граммов, вешал на нее голову хариуса с потрохами и забрасывал.
Утром был налим. Если донок забрасывал две, то налим все равно был один, но на двух сразу. Самый первый из налимов сразу побил все мои мысленные ожидания - 4800, остальные оказались поменьше. Местные утверждали, что меньше 10 кг - и не налим вовсе, а головастик-недомерок, ну, да мы довольствовались малым.
На обратном пути начались неприятности. Возле водопадов лазал по скалам со спиннингом - пытался найти нетривиальные стоянки гольца. Выбираясь в очередной раз наверх, уперся в скалу вершинкой и отломил ее между тюльпаном и первым кольцом. Тюльпан удалось демонтировать и вклеить на оставшийся пенек, но тактильная чуствительность заметно ухудшилась. Далее пришло понимание, что гольца не будет. Совсем. Потом щука на 9300 переломила пополам джерковую палку. Я знаком с теорией о том, что углепластик ломается в месте удара, но эта палка приехала в тубусе, после чего исправно отработала две недели. Хранилась в держателе. И вдруг - пополам. После таких дел даже ловля джерком на троллинг не вызывала душевных мук.


Потом вышел из строя лесоукладыватель на мультипликаторе. Его поломка совпала со сходом самой крупной щуки. К слову сказать, рубеж в 10 килограммов так и остался невзятым. Видимо, обломком удилища подсечка вышла не очень. После длительного вываживания щука просто открыла пасть - и джерк оттуда выпал. То есть все это время она, как волжский судак, сжимала приманку в челюстях, а, завидя нас на катамаране, все поняла и ретировалась. Ну, и апофеозом злоключений джерковый комплект смыло за борт во время шторма на Курейском водохранилище. Местные духи были щедры на рыбу, и мне было, в общем-то, приятно сделать им такой подарок.

После чего дела пошли не так уж плохо. В нижем течении Курейки был пойман некрупный таймень. Однако до фотосессии дело не дошло. Будучи поднятым на борт, он принялся неистово биться, вырвался из рук, сломал карабин и был таков вместе с приманкой. Потом попалась пара нельм.
Первая "околокилушная", по поклевке и вываживанию была до последней минуты похожа на некрупную щуку. Зато вторая, существенно более крупная, показала нечто выдающееся. Оказав изрядное сопротивление, она через какое-то время была подведена к борту. А вот взять ее оказалось проблемой. Липгрип не в состоянии захватить ее за челюсть, а поднять, взявшись за шнур, не позволяла его разрывная нагрузка.
Пришлось дать слабину и пробовать брать рыбу рукой. Тут нельма и продемонстрировала все то, за что ее называют "пресноводным тарпоном". Она вылетела на полметра из воды, сделала в воздухе несколько энергичных разворотов вокруг своей оси, намотала на голову и на хвост плетенку и порвала ее одним движением! После чего, упав в воду уже свободной, с гордостью удалилась. Такой шоу-программой свою свободу она заслужила. Да что там - появилось ощущение, что мы ей остались еще и должны за такой выдающийся концерт. Это было, пожалуй, последнее яркое рыболовное впечатление той поездки.
Подводя итоги месячной рыбалки на плато Путорана, получается следующее. Чаяния по щуке и налиму оправдались более чем полностью. Голец озера Дюпкун оказался мне не по зубам. Поимка таймени и нельмы стали приятной неожиданностью. А хариус... хариуса для себя я открыл заново. Нет, дело не в его отменном клеве на блесну. Нет. Дело в людях, которые рассказали нам несколько рецептов, благодаря которым хариус приобрел для меня новый смысл.
Кулинария
На всем маршруте нам встретилось очень мало людей. Основное общение у нас происходило с группой из Подмосковья, идущей параллельно почти аналогичным маршрутом. Первые встречи случились в суматохе, мельком: то мы на берегу, а они торопятся мимо, то наоборот... или вовсе обе группы на воде... а вот первая же обстоятельная беседа на берегу многое поменяла в нашем кулинарном миропонимании.

Из дневника: "Поднимаясь по Курейке, уже выше озера Дюпкун, замечаем коллег. Время к обеду, да и в гости нас давно звали. Командир командует обед. Чалимся, здороваемся. Из "употребляющих" у нас только командир, поэтому "протокол" - на нем, а мы закусываем. Да что там закусываем -отъедаем ум! Мужики просто фокусники: из хариуса и щуки творят чудеса кулинарии. Ощущаю себя криворуким варваром, которому не то что готовить, пол мыть на кухне рано".
Итак, три моих кулинарных открытия. Кому-то они покажутся наивными, но для меня они значат очень много.
Первое и главное: рыбу не мыть! Никогда, ни при каких обстоятельствах рыбу, а тем паче разделанные куски - не мыть и не промывать! Как максимум - протереть рукой. По первости было очень сложно психологически переступить через "городскую брезгливость", зато сейчас я искренне недоумеваю, зачем вообще я всю жизнь до этого мыл рыбу?
Второе: хариус в соевом соусе. Филе хариуса залить небольшим количеством соевого соуса, подождать 59 секунд... И все. Фантастически вкусно.
Третье: "селедка" из хариуса. Потрошеный хариус присаливается (соль/сахар - 2/1) и помещается под сильный гнет на 48 часов. Далее филеруется. Филе режется на порционные кусочки и заливается растительным маслом вперемешку с кольцами лука. Подождать час. Если сможете. Причем хранится эта "радость жизни" замечательно. Учитывая некоторую трудоемкость приготовления, лучше делать с запасом. Хорош и с картофельным пюре как самостоятельное блюдо, и в качестве перекуса на переходе. Ну, и, конечно, в вопросах "протокола" - ингредиент наиважнейший.
Природа и погода
Большая часть плато Путорана лежит выше семидесятой широты, поэтому с погодой особо не забалуешь. +7 градусов летом это нормально, +15 тепло. Снегопад в августе совершенно реален. Ну, и дожди, куда же без них? Нам с погодой повезло. И солнышко было, и холода с дождями. Снега не видели. Ветерок исправно отгонял кровососов, благо в августе их немного. Однажды ветра случилось даже излишне много. Мореходные качества нашей "Пупындры" были востребованы на 101%. Ветер был, конечно, встречный и случился в конце похода, когда мы поспешали домой. Просторы Курейского водохранилища нешуточные - волне и ветру есть, где разойтись. Время поджимало, поэтому рубились до последнего. Пробовали уходить к разным берегам, идти под углом к волне... Но в какой-то момент раздуло так, что исчезла возможность держать курс против ветра. После того как повернули носы в сторону безопасной бухты, стал очевиден масштаб волны. Катамаран водоизмещением 1200 килограммов, скатываясь с волны, выходил на глиссирование (!), и это под мотором в шесть лошадиных сил и с побитым винтом.


Природа под стать погоде - строгая северная красота. Визитная карточка плато - это водопады. Наверное, большая часть водопадов России - там, "в Путоранах". Временами, идя под мотором по озеру Дюпкун, можно было насчитать до 12 одновременно видимых водопадов. Главный водопад - это, конечно, Большой Курейский. Нам чуть-чуть не повезло: лето 2012 года вышло засушливое, и "воды в водопад не налили". Зато была возможность осмотреть весь каменный ансамбль водопада и оценить причудливые формы камня, выточенные неутомимой водой.
Животный мир в августе обитает на "верхних этажах", на границе камней и лесотундры, звери и птицы опускаются вниз только с холодами, которые наверху наступают раньше. В лесах огромное количество миграционных оленьих троп, поэтому ходить с севера на юг можно практически по асфальту, а вот с запада на восток приходится месить мхи. Олени на плато бывают дважды в году. Весной бегут от гнуса на север, к Ледовитому океану, а осенью бегут на юг в тайгу от морозов и ветров. Следы медведей, волков и росомах встречаются на прибрежном песке, но не настолько часто, чтобы придавать им какое-либо значение. Нередки в тех краях белохвостые орланы. Их силуэты в небе как нельзя лучше дополняли суровый пейзаж.
Послесловие
Плато Путорана - затерянный в сибирских просторах заповедный уголок, который стоит посетить, чтобы ощутить невероятный восторг от осознания величия и красоты родной природы. От камней, воды и воздуха исходит там что-то магическое. Эта магия наполняет сердце энергией, которая очень кстати в нашем с вами городском однообразии. Если поедете туда, берите с собой мольберт, кинокамеру или фотоаппарат - все, чем можно увековечить тамошнюю красоту. А вот джиги и балансиры не берите - они там совершенно ни к чему. Там хватит и воблеров с блеснами.
