Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > В канун спиннингового запрета

В канун спиннингового запрета

Евгений Велиас, г. Н. Новгород
Фото автора

Апрель. Месяц полноправной весны, свежайшего воздуха и начала нерестового запрета в Нижегородской области. Более шестидесяти дней мы не сможем ловить рыбу на любимую спиннинговую снасть, расчехлив из рыболовных шкафов только донные и поплавочные удочки. 

310-9-1.jpg

Перед самым запретом, буквально за несколько дней, я в компании друзей - заядлых спиннингистов - отправился на одну из малых речек Балахнинского района, чтобы завершить свой спиннинговый сезон и перейти на маховую снасть. Так как на спиннинг я ловлю круглый год, то закрываю его не в ноябре и декабре, как многие рыболовы Средней полосы, а в середине апреля, вместе с началом запрета. О том, ловить или не ловить запрещенными снастями, можно спорить вечно. Лично я для себя в этот период открываю новые горизонты в совершенно разных видах ловли, таких как маховая удочка и фидер.

У нас, как у героев фильма «С легким паром», есть тоже своя традиция  -провожать уходящий сезон спиннинга. Второй год подряд мы посещаем это место в середине апреля. И каждый раз речка предстает перед нами новой: с бесконечной системой проб и ошибок, побед и нескончаемых положительных эмоций. 

В этот раз по прибытии она встретила нас бурным течением, кое-где переливающимся на солнце снегом и обилием перспективных мест для ловли щуки. Именно зубастая была главной целью этой поездки. 

Я раскладываю заждавшегося своего часа «американца» до ѕ-унции. Такого теста здесь предостаточно. Товарищи параллельно тоже настраиваются на хороший лад: один поет, второй что-то бубнит себе под нос, видимо, заколдовывая плетеную леску. 

Первые проводки, и тишина со стороны рыбы. Я начинаю понимать, что рыбалка будет трудовой.

Узкие места чередуются широкими разливами, высокие берега сменяются болотистыми низинами, а увидеть даже одну поклевку на троих, за два часа и три пройденных километра мы так и не смогли. Блуждая друг за другом по извивающейся, словно змея, речке, тщетно пытаемся разглядеть сквозь поляризационные очки хотя бы малейшую активность рыбы - река журчит, а результат вместе с ее течением убегает прочь. 

Собрав совещание на одном из «перекуров», мы рассредоточиваем свои силы для последнего, решающего удара. Я твердо решаю ловить довольно большими кренками в местах с сильным течением и около них, Иван берет на себя обратки и затишки, обкидывая их с разных точек суспендерами и медленно всплывающими минноу различного размера, а Михаил, пробует искать ямки легким джигом. Я начинаю невольно улыбаться, гоняя в голове мысль, что не хватает еще одного человека, какого-нибудь деда с алюминиевым спиннингом, монкой 0,4 и, чтобы он непременно ловил на «железяки», тогда точно, если ничего не поймаем, я смогу с уверенностью сказать, что была толпа народа, которая ловила на все, но тщетно!

Речка протекает в большинстве своем через поля и обширные открытые территории, где нет никакой защиты от сильнейшего ветра, который постоянно мешает точному забросу. Кидать приманку далеко в таких условиях - это оставить ее на противоположном берегу висящей на каком-нибудь дереве. Поэтому мы передвигаемся очень тихо и аккуратно, чтобы не спугнуть рыбу, выжидаем момент, когда ветер стихнет, и делаем точный заброс в перспективное место.

310-9-2.jpg

Самым главным таким местом, на которое следует обратить внимание в первую очередь, - это разлив. Здесь мы всегда облавливаем первоначально самую глубокую часть джигом, на более мелководных и тихих участках работаем воблерами класса минноу с небольшим заглублением и размером от 80 до 130 мм, там же, где течение заметно сильнее, я пускаю в ход «упитанные» кренки, делая проводку сначала downsream, а затем, меняя позицию, опускаюсь вниз, кидаю вверх по течению и веду приманку на скорости, равной скорости движения общего потока (upstream). Разумеется, направление первого заброса полезно менять, как и точки подачи приманки. Я заметил, что при ловле на кренки у меня случается заметно больше зацепов, которые кажутся мертвыми, но это только на первый взгляд. Я прекрасно отцепляю воблеры, просто переходя на позицию не ниже, а выше зацепа, так как в большинстве случаев на весенней реке он просто закапывается в прошлогодней сгнившей траве. 

Итак, разливы молчат, никакой реакции со стороны рыбы, создается впечатление, что ее вовсе нет.

Следующим местом, на котором мы останавливаемся, это поворот реки с отбойной струей в высокий, практически отвесный берег, где захламленное и порой состоящее из сжиженной массы старых водорослей дно резко переходит в чистое песчаное. На этом участке сильная «обратка», а через несколько метров резкий поворот реки на 45 градусов вправо. 

Первые проводки джигом показывают наличие рыбы. Щука вяло прикусывает сиреневый твистер от компании Mann’s М-040 и тут же отпускает приманку, не давая сделать результативную подсечку. В этом случае, думаю, помогла бы съедобка, но ее, как назло, никто из нас не взял, считая, что «съедобность» резины меньше всего оказывает влияние именно на щуку. 

По закону Мерфи, этого самого влияния нам и не хватает, чтобы поймать удачу, а заодно пятнистый хвост, который начинает раздражать одного из моих спутников. Щука держится около течения, прямо на границе основной струи и обратки, отбивающейся от высокого берега. Я решаю пустить в ход воблер кренк. Так как глубина в месте ловли около метра, я с легкостью провожу его там, где несколько минут назад случались нереализованные поклевки у моих товарищей. Темп проводки очень медленный, против течения. Воблер Samba 100 F активно виляет всем телом, оставаясь при этом практически на месте. И зубастая хищница не выдержала, позарилась! Борьба оказывается недолгой, но доставляет массу удовольствия. Быстрая фотосессия, и щучка отправляется домой, как мы говорим: «За мамой!». 

Проходит несколько минут. Мой товарищ тащит рыбу такого же размера, но уже на медленно всплывающий минноу, проведя его на «обратке», максимально близко к урезу воды, заняв позицию ниже по течению. Медленная вызывающая проводка дала свой результат. В обоих случаях сработало зависание приманки, либо ее работа на одном уровне, рядом с местом щучьей засады. Такая провокация по отношению к зубастой заставляет ее атаковать приманку, как только та надолго задерживается в ее поле зрения. 

На обратном пути мы досконально прочесываем все ранее пройденные перспективные точки, используя отработанную ранее схему, но поклевок больше не случается. Смотрю на часы - время около пяти часов вечера, и нам пора собираться домой. День прошел не зря, ключ к замку щучьего клева подобран, пусть и под конец рыболовного дня, последнего в настоящем, уже прошедшем спиннинговом сезоне. 

310-9-3.jpg

Для меня, рыбалка - это постоянный поиск и разгадка загадок, путей их познания, философия, которая учит тому, что рыба не только гастрономический продукт, а порой очень хитрый и сложный оппонент, употреблять которого в пищу мне не позволяет в первую очередь уважение к своему объекту охоты. Думаю, каждый для себя решает сам, для чего он занимается рыбалкой, я же надеюсь, что с каждым годом число людей, пропагандирующих к рыбе сугубо спортивный и гуманный интерес, продолжает активно расти, что не может не радовать от чистого сердца.