Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > В годы рекордных паводков

В годы рекордных паводков

Владимир Телельков, г. Барнаул
Фото автора


На Алтае рекордные паводки случаются не так редко. Все зависит от выпавшего зимой снега и дождей, прошедших в горах в период самого паводка. В течение лета уровень в Оби колеблется от осадков довольно чувствительно, и рыбалка на реке часто зависит от причуд небесной канцелярии. Паводковая вода выходит далеко на пойменные луга, и в заливные озера заходит рыба, там кормится и набирает вес.


Сазан

Если спиннингисты охотятся в основном за щукой и судаком, то любители фидера и поплавочной удочки настраивают свои снасти на дикого карпа, а если он не ловится, то рады лещам, язям и расплодившимся в Оби речным карасям. Рыбалка после схода воды с пойменных лугов довольно часто бывает непредсказуемой.

В годы рекордных паводков. Владимир Телельков, г. Барнаул

Сазан задерживается на глубоких местах заливных озер и оказывается отрезанным от большой воды. Кормовая база богатая, и он нагуливает вес даже в небольших водоемах, оставшихся после паводка. Так, в этом году в начале июня сазанов начали ловить в тех озерах, где его никогда не было. Рыболовам такая рыбалка была в радость, все­таки на снасть попадались не карасики-­пятачки, а достойная внимания рыба, которая сокрушала снасть и заставляла применить все свои знания и опыт, чтобы справиться с сильным соперником.

Друзья пригласили побывать в поселке за двести километров от краевого центра и половить дикого карпа. Согласился. Да, только поездка сорвалась. Залетные бригады варваров с электроудочками опустошали водоем за водоемом, и рыболовы никак не могли их вычислить, а у полиции и своих дел хватало. Так что рыбалка у меня на дальних пойменных озерах не состоялась.

Интересный факт. После браконьерской атаки электроудочками сазан находился в шоковом состоянии, и тут уж местные браконьеры не упустили свой шанс и добивали 5-7­килограммовых сазанов вилами и острогами. Конечно, в непроточных водоемах суровой сибирской зимой сазан все равно погибнет от замора, возможно, инспекции рыбоохраны в какой­то мере нужно пересмотреть свой запрет на ловлю сетями и разрешить на заморных водоемах вылов рыбы по лицензиям. До боли обидно по весне наблюдать, как берега некоторых озер покрыты погибшей рыбой, которая достается лишь воронью, и таких водоемов даже рядом с городом сотни.

Еще маленькое отступление. Подросших сазанчиков полным-­полно в каждой луже по осени. Пожалуйста, вылавливай хоть тоннами и запускай в водоемы и пруды туда, где этой рыбы не было. Лет 25 назад таким образом был зарыблен поливной пруд на речке Ляпиха, а через 5-6 лет там уже попадались сазаны под три-четыре килограмма весом. Правда, удалось половить только два года, а потом: сначала браконьеры с сетями начали беспредельничать, а когда их прижали, то они разрушили дамбу, и вся рыба из пруда ушла в Обь.


Три недели жары

Паводок принес много неожиданностей и головной боли жителям Сибири. Казалось бы, все, природа над нами смилостивилась, и после майского непогодья, когда шли дожди и столбик термометра не поднимался выше плюс пятнадцати градусов, наступила солнечная погода. Неделю радовались теплу, ловили рыбу в затопленных паводком деревьях, купались и загорали.

Вторая неделя ничем от первой не отличалась. Воздух прогревался до плюс 35 градусов, и начиналась засуха. Третья неделя с палящим солнцем в сибирский колорит жизни уже не вписывалась. Вода в полноводной Оби прогрелась до температуры плюс 22 градуса, а непроточные озера, если верить сводкам специалистов, прогрелись до +25. Все население мегаполиса от жары спасалось в воде. Пляжи в конце июня были закрыты, так как после паводка в воду попали нечистоты скотомогильников, выгребных ям, отстойников, и региональные власти не рисковали официально открывать купальный сезон. На озерах рядом с городом "яблоку негде упасть" от купальщиков.

Рыболовы могли половить рыбу только на рассвете, да и то с каждым днем клев становился все хуже и хуже. Затем рыба встала в прямом смысле: тот же карась неактивно реагировал на насадки, и его на отмели купающийся люд принялся ловить руками. Такое мне пришлось наблюдать впервые.

На обских заливах практически клев прекращался с восходом солнца. Поймаешь плотву, а она вся в слизи, по всей видимости, и у подводных обитателей происходит защитная реакция. А о количестве гнуса даже говорить страшно. После паводка мошки и комара появилось так много, что они казались живым серым облаком. Никакие мази и аэрозоли не помогали. Чуть вспотел, и уже защита не действует. Рыболовы начали такими средствами мазаться, что в общественный транспорт, если в водоеме не искупаешься, могут и не пустить. Мой друг пенсионер на каждой рыбалке изводит по три пачки ванилина, причем не разводит его, а втирает в кожу. Если наблюдать со стороны, то складывается впечатление, что помогает, правда, сам таким способом не пользовался.

В годы рекордных паводков. Владимир Телельков, г. Барнаул

Сейчас ждем похолодания. Остынет немного вода, и рыба вновь начнет активно ловиться. Конечно, это все предположение, но время еще есть, и остается надежда на удачную рыбалку.


Бывает глухозимье, бывает и глухолетье

Интересный факт: именно в годы большой воды на Оби некоторые озера, куда не доходит паводок, отдыхают. И замора не было, и кормовая база неплохая, а рыба не ловится. Плещется, трется о прибрежную растительность и камыш, садок и стойки под удочки все в икре, а клева нет. Так наше ближнее озеро рядом с домом в этом году не собирает на своих берегах местных рыболовов, хотя в это же время в прошлом сезоне там попадался крупный карась. Вновь рыболов живет надеждой, и мы верим, что в августе-­сентябре карась проявит свою активность, и вечером после трудовой смены несколько часов можно будет провести у воды.

В глухолетье и хищник в обских заливах и протоках меньше питается. Совсем недавно наблюдал такую картину. На первом от Оби мосту через городскую речку Банаулку, не успевшую освободиться от паводка, стоят и смотрят в воду не менее десяти рыболовов. Заинтересовался и я происходящим. Подхожу, и мне показывают: у сваи стоит щука, килограммов на пять, не меньше. Ее, естественно, один из рыболовов решил изловить любым способом. Уж что он только не предпринимал! Подсовывал ей под самую пасть твистер на джиг­головке, блесны менял и чуть ли не стучал ими рыбе по голове. Никакой реакции.

Наблюдали мы за таким издевательством щуки над рыболовом минут двадцать, до тех пор, пока нервы у рыболова не выдержали, и он со злости запустил в обидчицу силикатный кирпич, лежавший около моста, и только тогда зубастая скрылась на глубине.

Кстати, в этом сезоне такое огромное количество малька в воде, что складывается впечатление, что хищникам, чтобы насытиться, стоит только открыть рот. Бросишь в воду корочку хлеба, и тут же она оживает, сотни мальков толкают ее со всех сторон, и лишь окуньки, чуть крупнее самих мальков, нарушают эту идиллию.

Пробовал ловить на малька, а он не больше трех-­четырех сантиметров, час снасть простояла, и никто из хищников на моего живца не обратил внимания, значит, не голодна рыба.

Редкие поимки крупной рыбы друзьями, скорее всего, плод ожидания и терпения. Многие, несмотря на полчища мошки и комара, отправляются на реку с ночевкой. Ночь коротают у костра, а только забрезжит рассвет - выплывают и становятся на якоря на участки Оби, где им сопутствовала рыбацкая удача.

Вроде, все так и должно быть, так сказать - глухолетье, но у этого глухолетья есть и свои особенности. В конце июня состоялся массовый вылет "мымры", местное название бабочки поденки. Вся река была покрыта деликатесом для рыбы. Был у подводных обитателей настоящий пир, объелась рыба, и никакие насадки ее не соблазняли. Подмечено, что после вылета поденки на реке две недели нет никакой рыбалки, плотву и подлещиков размером с ладошку еще можно поймать, но не более, только время теряешь и сидишь, глядя на поплавки без всякой надежды.


Каждому свое...


В период паводка, когда на Оби шла большая вода, многим рыболовам ничего другого не оставалось, как посещать платные пруды. Карпятники шли по 500­800 рублей за день рыбалки, а карасятники, где запускали привезенного карася размером с ладошку, - по 150 рублей. Рыболовов было много, и дела у предпринимателей шли в гору.

Июнь преподнес жару, солнечные дни и опасность загрязнения воды в главной артерии Западной Сибири. Куда отправляться? Вновь на платники. Рыболовы стали роптать, что рыба и там плохо ловится. Раз так, предприниматели ввели новую таксу за ловлю рыбы - 100 рублей час. Мало того, теперь на платных водоемах, например, Сорочий лог, не только рыболовы должны за сутки заплатить за рыбалку, но и все, кто находятся в автомобиле, по 200 рублей за посещение водоема. Думаете, отдыхающих стало меньше? Нет. Так теперь не только за рыбалку уплати, но и кончиком удилища отгоняй пловцов от поплавков. Щепетильная ситуация, несмотря на то, что вода еще даже с лугов не ушла. Будем ждать августа и надеяться, что природа больше сюрпризов не преподнесет.