В глухозимье с чертиком
В январе и феврале поймать рыбу на безнасадочные мормышки намного сложнее, чем по первому и последнему льду, но, как говорят опытные безнасадочники, все заключается в правильной технике ловли. Главное - подобрать игру обманками и постоянно экспериментировать, так как в глухозимье для успешной ловли важны многие детали: форма и размер мормышки, ее цвет и цвет кембрика на крючке.
На алтайские водоемы мы выбираемся с друзьями-безнасадочниками не одно десятилетие. В компании легче и рыбу подо льдом обнаружить и подсмотреть наиболее уловистую обманку.
Большую часть декабря мы ловили подлещиков рядом со столицей Алтая, на обской протоке Две Воды. Утро посвящали блеснению, а ближе к полудню, когда хищники отказывались от приманок, переходили на ловлю безнасадками. Ежедневно на водоеме собиралось до трех сотен зимников, и все были с уловом, рыба в этом сезоне задержалась в протоке.
У нашей команды проблем с поиском подлещика не было, так как в середине дня над стайками рыбы стояли рыбацкие палатки, и рыболовы усердно работали руками, часто не успевая ловить двумя удочками. У нас поклевки следовали в восьми из десяти пробуренных лунок. Приходилось отказываться от мелкой "фанерки" и вести поиск, а порой и высматривать более крупного подлещика. Не всегда, но наш поиск удавался, и в наших рыбацких ящиках прописывались широкобокие рыбешки крупнее верхонки, что для часто посещаемых водоемов вполне приличный улов.
Хочется отметить, что все безнасадочники, и мы в том числе, ловят исключительно "паровозами", где "чертики" навязаны на леске на разных уровнях. Техника ловли у каждого рыболова своя. И у кого проводка более ровная на всем пути следования и амплитуда колебания обманок одинакова, у того и поклевок больше, и рыбы.
Есть одна хитрость: поднять подлещика от грунта и ловить в 20-40 сантиметрах от дна. Делается это достаточно просто. Первые проводки "паровозом" делаются в стандартном режиме: медленное ровное покачивание с подъемом "чертиков" на высоту вытянутой руки. Самые смелые подлещики выходят на хватку сразу, а остальные или насторожились, или чуть касаются обманок (тычок, который по кивку хорошо заметен).
Здесь своя тактика. В верхней точке обязательная остановка на пару секунд - и подсечка. Довольно часто подлещик хватает именно внезапно остановившуюся обманку. Выловишь одну-две "фанерки", поклевки прекращаются.
Теперь настало время отрывать подлещиков от грунта. Несколько раз самым крупным в "паровозе" "чертиком" стучу по дну и в окуневом быстром темпе поднимаю обманку вверх. Подлещики явно за мормышками не успевают. Вполне достаточно трех энергичных проводок, чтобы активизировать рыбу. Следующий этап - вновь спокойная и медленная проводка. Если подлещик находится под лункой, он сразу выходит на хватку.
Используя такую тактику ловли рыбы на безнасадочные мормышки, мне неоднократно удавалось поднимать лещей до трех килограммов, хотя у рыболовов бытует мнение, что крупный лещ "чертика" не берет. Есть одно "но": за последние пять лет могу похвалиться только килограммовыми экземплярами. К сожалению, рыбы в сибирской Оби больше не становится, а за крупной приходиться выбираться за триста верст от краевого центра в начало Обского водохранилища.
В феврале, месяце сибирских метелей, в моих дневниковых записях постоянно встречаются пометки, что ловил рыбу на безнасадочные мормышки с одной точки в палатке. Бывает в нашей рыбалке и такое.
Кстати, за 30 лет целенаправленной рыбалки у меня ветром унесло три палатки. Что такое в сильную метель ловить рыбу без укрытия, да еще на безнасадки, знают, наверное, немногие рыболовы. В такую погоду умные люди дома телевизор смотрят, а мы мерзнем, но что поделаешь, если сильно хочется...
Когда сидишь в палатке, времени для экспериментов бывает вполне достаточно. Хорошо, если под лункой находится стайка рыбы, пусть даже некрупной, то скучать не приходится. Совсем другая рыбалка, когда ловишь подходящую одиночную рыбу и вздергивание кивка ждешь минут по десять.
В глухозимье выработалась иная тактика проводки, и "паровоз" ведешь вдвое медленнее, чем обычно. Шаг подъема равен 1-2 мм, скорость каждого шага равна секунде. На каждые четыре медленных подъема - один быстрый, и, что интересно, именно вновь срабатывают первые два медленные подъема после скоростного. Вот так сидишь в палатке под завывание несущегося вдоль Оби ветра, меняешь проводки, а в итоге - рыба в улове есть, и день недаром прошел.
Перелистывая пожелтевшие листы дневников о выездах на рыбалку за феврали прошедших лет, обращаю внимание на особые пометки, которые в дальнейшем попадают в копилку опыта и помогают в интересной ловле на безнасадочные мормышки.
На дворе, вместо февральской обещанной синоптиками метели, стоит сибирский мороз. На термометре -33О. Можно было остаться в теплой квартире и за банкой пива расслабиться после напряженной трудовой недели, но друзья уболтали съездить на рыбалку на ближний городской водоем - половить подлещиков. Согласился, так как остановка общественного транспорта в двух минутах ходьбы от лунок, и в любое время можно смотать снасть и закончить рыбалку. Состав команды три человека: я, Борис Вяткин и Олег. У нас с Борисом довольно большой стаж рыбалки со льда, а вот Олег только в этом году стал приобщаться к этому интересному увлечению.
До канала добрались без проблем. Мороз морозом, а на льду, возле дамбы, уже с утра стояло около сотни палаток. Рыбы, некрупного подлещика, в канал зашло по осени с Оби много, и городские рыболовы успешно ловят его весь ледостав.
Ловить без палатки в мороз не очень-то приятно. Лунка схватывается пленкой льда практически сразу после прочистки, да и леску от ледяного нароста приходится очищать после каждой проводки.
У Бориса большая брезентовая палатка, какими пользуются рыболовы, отправляясь на рыбалку на несколько дней. Одно плохо: устанавливается она на вмороженные колья, а края палатки обкладываются снегом снаружи. Пока друзья занимались своим укрытием, я успел просверлить лунку, засверлить по шнек от нее в сантиметрах тридцати ледобур, накинуть на себя полиэтиленовый мешок и зажечь воткнутые в снег между ледобуром и лункой три хозяйственные свечи. Почистил от ледяной крошки отверстие в подводный мир и достал из рюкзака удочку - "телефончик" с "паровозом", в составе которого было три "чертика". В палатке минут за десять стало заметно теплее, и пришлось отложить в сторону теплые меховые рукавицы.
Пока мужики установили на колья свой брезентовый домик, раскочегарили примус, разместились внутри, у меня в пакете уже лежали четыре пойманных подлещика размером чуть крупнее ладошки. Все схватили верхнего маленького "чертика", изготовленного из крючков-заглотышей и надетой на цевье трубочки-кембрика бордового цвета.
Подлещики попадались серийно: то поклевки следуют одна за другой, то пятнадцать минут вообще нет касаний обманок. А поклевки до того слабые, что только интуитивно делаешь подсечку, кивок из лавсана лишь вздрагивает, и воспринимаешь такой сигнал как касание лески за кромку лунки. Изредка рыба поклевывает, и ладно, в такую погоду лучшего ожидать не приходится. Борис с Олегом в пяти метрах ниже меня. Молчат, значит, рыбу ловят.
Ошибся, однако. Мои компаньоны скучали и ждали подхода рыбы. Борис громко поинтересовался, ловлю ли я. Ответил, что ловлю. Рыболов не поверил, вылез из своей палатки и засунул голову под мою накидку. Показал другу пакет с рыбешкой. "А у нас вообще не ловится, - вздохнул Борис и продолжил: - Хоть бы научил, как ловить надо".
Мне стало интересно: почему у соседей подлещик "забастовал"? Смотал на рукавицу леску удочки с "паровозом", прижал пленку палатки, задул свечи и отправился под брезентовую крышу. В рыбацком укрытии на одинаковом расстоянии были пробурены пять лунок. Три у Бориса, две у Олега. У Бориса в крайних стояли две поплавочные удочки, а в средней он тряс на "чертиков". Упаковались. Сразу в палатке стало теплее, хоть и тесновато, но все равно свободней, чем в моей накидке.
Поинтересовался, чем рыбу кормили. Все правильно, живым мормышем. Кормушку живых жучков-бокоплавов опустили на грунт и еще время от времени, по щепотке, их подбрасывали в лунку. Олег мне уделяет крайнюю лунку, сматывая на мотовильце "кобылки" 0,15 леску. Конечно, леска толстовата для ловли в глухозимье, но дилетанту замечание я не сделал. У Бориса и на "паровозе", и на поплавочных удочках диаметр лески 0,10 мм.
Сел на валенок, подвернув ногу под себя, пожалев, что не захватил с собой стульчик, а хозяева на чем сидеть не предложили. Размотал свою снасть и сделал медленные четыре проводки на высоту вытянутой руки. В самом верху, под потолком, произошел тычок. Подматываю пять оборотов барабана катушки и продолжаю ловлю. На следующей проводке кивок не выходит на следующую ступеньку. Делаю подсечку и чувствую на снасти вес рыбы. Три перехвата лески руками - и подлещик показывается в неестественно голубой лунке. Такой окраски лед можно увидеть только в полумраке палатки из непрозрачного материала, под моим полиэтиленом такой красоты нет.
За первым подлещиком, почти сразу, попадается второй, третий... пятый. Борис угрюмо на меня смотрит и говорит: "Выгнать тебя что ли?" Затем добавляет: "Может, у меня что-то со снастью. Дай, попробую половить на твою удочку". - "Да легко".
Когда мне удалось поймать еще четыре подлещика, а друг не видел и поклевки, Борис попросил: "Колись, в чем дело?" Пришлось прочитать целую лекцию о глухозимье, что бокоплав имеет свойство подниматься в верхние слои воды, а за ним и подлещик меняет горизонт. Рыболов сделал подмотку лески на подсказанный уровень и сразу подсек "фанерку". Олег попросил и ему настроить "паровоз".
Короче, терпение друзей не стал испытывать и ждать, когда они меня выгонят, да и ногу конкретно отсидел. Рыбу свою забрал. У Бориса попросил вернуть на "родину" удочку и ушел в свою накидку.
Какое-то время пришлось "нагонять" тепло и вновь приниматься за ловлю, делая проводку за проводкой. После активного клева в палатке друзей в моей лунке рыба ловиться не спешила, а раскармливать точку ловли было уже поздно. Вместо того чтобы, как договаривались, половить подлещиков до полудня, мы засиделись в своих палатках до заката солнца. Друзья, даже если бы они сложили рыбу вместе, так меня и не обловили, но на обратном пути благодарили за преподнесенный урок.
Другой февральский случай у меня произошел на Двух Водах обской протоки, и тоже в крепкий мороз. Ловили рыбу мы с братом Василием. Где-то в полдень неаккуратно задел заусенцем на черпаке бок полиэтиленовой накидки, и словно бритвой распоротая прошла полоса сантиметров 50 длины. Сразу стало холодно. Быстро сматываюсь, бросая и лунку, и палатку. Ухожу к брату. Залезаю к нему под пленку: тесно, зато тепло.
Ловим "паровозами" из одной лунки. На каждого одного мной пойманного подлещика брат вытаскивает трех. В чем дело? Ловить разучился? Присматриваюсь к снасти брата и вижу вместо верхнего "чертика" крошечную мормышку. Перестраиваю свою снасть и заметно увеличиваю свои шансы. В глухозимье важна любая деталь.
Владимир Телельков, г. Барнаул
В мороз или метель не беру с собой на рыбалку довольно объемный рыбацкий ящик. Сам высокий, да еще ящик высокий, и сидишь, сгорбившись над лункой, спина затекает быстро, начинает "клинить", и рыбалка из удовольствия превращается в наказание. Милое дело - стульчик: и невысоко сидишь, и точке опоры не так холодно. Плюс в рюкзак легко входит заиндевелая на морозе и стоящая "колом" полиэтиленовая палатка.
Кстати, давно сделал наблюдение. Когда безнасадочники сидят вплотную друг к другу, количество поклевок больше у того рыболова, у кого проводка "паровоза" ровная, без сбоев.
Рыбалка круглый год №4(138), 2008 г.