В активном поиске
Александр Тищенко, Воронежская обл.
Фото автора
Велик батюшка Дон, и рыба в нем пока еще есть, только вот найти ее не всегда получается. Именно найти, потому как, просто забросить удочку в воду, еще не значит что-либо поймать. Рыбы становится все меньше, а количество рыболовов неуклонно растет год от года. А летом еще и праздно отдыхающих на берегу полно, не бросать же снасти через головы купающихся. Вот и приходится порой мудрить.
Зорьку в этот раз благополучно проспали, так уж получилось. Дорога неблизкая, и к воде прибыли, когда нормальные рыбаки уже снимались с якорей. Один из местных на тупоносой деревянной плоскодонке поведал, что клева уже неделю нет. На самой зорьке он поймал несколько хвостов, на том и закончилось. Причем из всех наживок работали исключительно красные личинки колорадского жука.
Когда-то и я пробовал на них ловить. Один раз впроводку действительно натаскал хорошей плотвы, которая по непонятной причине ничего другого не хотела. Больше такого разительного преимущества не случалось, наоборот, часто имело место полное игнорирование сомнительного яства, и неприятные личинки совсем выпали из арсенала наживок. Да и взять их теперь негде. Это когда-то был в личном пользовании огород, да не один, а в прошлом году на последний крохотный участок, где и сажалось не больше пяти ведер картошки, залез слепыш и забрал в свою тайную кладовую добрую половину урожая. Это стало последней каплей. Участок бросили, и я даже вздохнул с облегчением. А к чужим людям в картошку не полезешь. Вряд ли подумают, что за «колорадами», еще и лопатой, не разобравшись, пригостят.
Местный дед охотно поделился полосатыми вредителями, сунув в руки пластмассовое ведерко из-под майонеза. Я их брать не стал, решив обойтись привычным опарышем, а напарник мой не отказался и выплыв на яму, забросил увесистую кормушку и раскидал бортовые удочки. Место очень перспективное. Только почему с него прямо перед нами три лодки снялись?
Однако надо пробовать самому. Бросаю якорь и раскладываю дешевый телескопический спиннинг, оснащенный крупной инерционной катушкой. На леске скользящий грузик шаровидной формы, карабинчик с вертлюжком и семидесятисантиметровый поводок с небольшим крючком. Обычная снасть для ловли «на шарик» или «покаток» - кто как называет. Обычно так ловят зимой, а мне и по открытой воде иногда интересно не сидеть сиднем, а рыбачить активным способом.
Ловля «на шарик» требует сноровки и правильного веса грузила. Важно четко чувствовать дно, именно момент удара об него грузика. При подергивании и отпускании лески шарик должен свободно идти по течению. И при остановке не зависать в струе, а уверенно падать на дно. Как при джиговой ловле, только наоборот. При сбалансированной снасти и некотором опыте - все очень просто.
А клева действительно нет. Напарник поймал густерку, крупненькую такую, упитанную, но вот и вся рыба. Кстати, именно на колорадского червячка. Ну, что, ему только ждать. Кормушка на дне пылит, удочки застыли на страже поклевки. Вдруг стая подойдет, все наготове. Мне проще с одним удильником: не клюет, смотал - переплыл. Поелозил туда-сюда по яме - нет ничего. Значит, рыбу надо искать!
Решаю подняться вверх по течению, потом возвращаться будет легче. Выше очень длинный перекат и очень мелкий, даже весла временами утыкаются в дно. От пологого берега мель по колено, а до самой середины реки не будет и по пояс. А под крутым бережком тянется глубина под три метра. Вот там и хочется попробовать. Только бы не помешать монаху.
Я издали видел его приезд. Не сел, ведь, на яме под самой горой, на которой издалека виден установленный крест. Где-то за ним находится мужской монастырь. Оттуда божий человек и прибыл на стареньком «Москвиче». Он расположился под кручей на самом безлюдном месте. Подплыв поближе, удалось рассмотреть все подробнее. Все аскетически просто! В воде торчит ярко-красный поплавок размером с бутылку, отмечающий местонахождение сетки-кормушки с сухарями. Сам монах, в черной шапочке и черном балахоне, стоит босыми ногами в воде, делая проводку за проводкой стройной маховой удочкой. И почти на каждом забросе вытаскивает рыбу! И не мелочь там какую, а вполне товарную, от ладони и выше. Вот те раз! Ни у кого не клюет, а он ловит!
Становлюсь метрах в ста ниже по течению. Тут уж точно не помешаю. Сколько в моем шарике граммов? Кажется, четырнадцать. Вполне подходяще, менять не надо. Дно чувствуется хорошо, а при подбрасывании снасть уверенно идет дальше. Прокатил - пауза - потяжка. Дальше и дальше. И вот на очередной потяжке волнующее «тр-р-р» в руку. Есть! Вполне нормальная густерка. Поклевка случилась метрах в сорока. Случайность? Нет, ближе рыба отсутствует. При продолжительной задержке на крючке незаметно виснут пескарики чуть больше спички. И катай их потом туда-сюда! Не слышно же совсем! Вымотаешь леску, проверить наживку, а там гость висит нежданный. Поэтому стараюсь ускоренно доставить наживку на нужную дистанцию. И на первой - второй протяжке уверенно хватает густера или подлещик. Там на дне есть какая-то аномалия, неровность с придонным мусором. Крючок время от времени цепляется. Но и рыбе там интересно.
Пытаясь сократить расстояние, чтобы ловить почти под лодкой, приподнимаю якорь и сплавляюсь метров на двадцать. И - пролетаю. Нет, не дальше, просто чуть в сторону от нужной струи. Как-то лодка пошла немного вбок. Вероятно, снесло ветром. И разительная разница. Так часто бывает зимой. Всего полметра между лунками, а клюет только в одной. Лучшего наказания для любителей подбуриваться к удачливому рыболову не придумаешь. Вот и я ошибся. Пескари и ракушки. Мимо! Назад также не вернешься точно на прежнее место, ориентиров не приметил. Сплавляюсь еще вниз, подгребая к берегу. Бросил якорь. Лети «шарик», ищи «фанерку». Густера нашлась. Только теперь еще дальше. Вот и выиграл в расстоянии! Но рыбу-таки нашел! Ловлю.
Немного досаждают «водоплавающие». С противоположной стороны реки до самой середины мелко, поэтому все проходят максимально близко от моей лодчонки. А желающих покататься слишком много. Всевозможные катера, прогулочные «автобусы» с праздными пассажирами и скоростные «феррари», деревянные плоскодонки и упругие ПВХашки. Весь этот флот с различной скоростью, иногда по двое - трое одновременно проносится то вверх, то вниз. Не понимаю бесцельного катания, но не нервничаю особо. У каждого свое понятие отдыха. Лишь бы не зацепили ненароком, а на поднятой волне удержусь, тельняшку когда-то носил.
Напрягают другие, псевдорыболовы. Троллингисты. Фанаты самого пассивного спиннинга. Не все, конечно, но некоторые из них почему-то считают в порядке вещей пройти почти вплотную к другой лодке или крутому берегу, прямо по забросу сидящих с фидерами. Последние тоже не всегда святые. И порою обустраиваются прямо напротив заякоренной лодки и бросают под нее, будто норовя попасть в борт. Правило хорошего тона гласит: кто первый встал, того и тапки. Есть и троллингисты воспитанные, они стараются не мешать другим людям. Но есть же и другие. И их слишком много. Против течения, волоча воблер, идут на малом газу, а вниз летят на максимальной скорости, не замечая ни стоящих на якоре, ни «береговиков», так спешат начать свой промысел сызнова. И это пренебрежение к окружающим, наверное, тоже считающих себя рыболовами, заставляет раздраженно плеваться им вслед. Злой, что ли, к старости становлюсь?
А монах как-то незаметно уехал. Вот только что ловил, и уже нет его. Думаю, братии на обед наловил достаточно. Хорошо у него получалось. Степенная такая, незамысловатая, но умная рыбалка. Мне тоже пора закругляться. Жарко, и оводы лютуют, не отгонишь. Да и приятель мой, смотрю, уже на берег лодку вытащил.
При сравнении результатов, количеством я от напарника сильно оторвался. И завялить можно, и пожарить при желании. Да и поделиться не грех. А он высидел еще только две густеры. Но хороших. Мне таких крупных не попалось. Был бы клев, ходить приятелю в почетных победителях. Кормушка - штука завлекательная. Для рыбы. Когда та сама пищу ищет. А мне вот самому больше поиск по душе. Динамика. Активное участие в процессе. Не могу сидеть в засаде. А долго совсем не могу. Скучно.