Узола десять лет спустя
Дмитрий Соколов, г.Нижний Новгород
В 2004 году мы с Владиславом Андриановым прошли Узолу на резиновых лодках от Ковернино до устья. По итогам того недельного сплава родилась повесть “Двое в лодках, не считая Джерома К.Джерома”, которую наша газета публиковала несколько лет назад. Спустя десятилетие мне захотелось снова сплавиться по замечательной реке Нижегородчины и посмотреть: что изменилось, а что осталось неизменным. Ну и, само собой, половить рыбу. Главным образом – голавля…
27 июля Михаил Князев закинул меня в Конево – место старта суточного веслопробега. Несколько дней назад мы вместе были на Урге и смогли оценить огромную разницу между этими двумя реками нашей области. На Урге даже место старта и финиша подобрать не так уж просто, настолько заросли берега тростником. А Узола – вся как на ладони: пляжики, быстринки, поколенные перекаты… Рыбалка взабродку, кстати, вполне возможна на большинстве участков. И, возможно, даже более эффективна, чем рыбалка с лодки в дрейфе. Но мне по сердцу именно сплав, с его постоянно меняющейся картинкой и непрестанным движением вперед. Первая рыба – окунь. Прозаично. Окуня я и на своей безрыбной Линде поймаю, хотелось голавля. И вскоре я его увидел. Хорошенький такой полукилошник проскочил мимо меня по песчаному перекату, это внушило оптимизм. Сплавляюсь, осматриваю берега с бобровыми погрызами, пробрасываю место перед собой воблерами…
Через два часа сплава попадается, наконец-то, белый хищник. Но это не ожидаемый голавль и даже не язь, а… жерех! Ну, не жерех, а жерешок, но видовая принадлежность рыбы не вызывает у меня никаких сомнений! Лет пятнадцать назад я поймал примерно такого же узольского шересперчика при ловле окуня на пескарика. И вот сейчас – вторая поимка такого рода. Любопытно, а где же доминирующий узольский хищник – голавль?
Видимо, мне понадобилось какое-то время, чтобы “прибиться” к реке. За сезон я совершаю несколько десятков сплавов на резиновой лодке, но даже на тридцатом походе первые забросы стараюсь делать попроще. Через какое-то время “руки встают на место”, и можно делать прицельные подкидки под нависающие кусты, за торчащие коряжки и т.д. Как только я включаюсь на полную мощность, начинаются поклевки голавля. Ничего особо крупного не ловится, но и 300-500 граммов – это очень весело и азартно!
В районе двух часов дня (а стартовал в 11) прохожу каменистый порог с быстрым течением – симпатичное место, сфотографировать которое не успеваю, поскольку ситуация требует от меня постоянного “весления”. После порога следует длинный бестолковый перекат, на котором живут, похоже, только пескари. Они на Узоле, кстати, очень приличного размера. По сравнению с линдовскими настоящие пескарищи! От безделья в голове всплывают старшиновские строчки: Я прошел по тем полянам, Я проплыл по тем протокам, Где когда-то жил достойно Старый верный Вяйнемейнен… Чтобы чем-то загрузить мозги, вспоминаю еще несколько стихотворений Николая Константиновича. Хороший был поэт. И рыболов, наверное, тоже очень хороший…
Размышления на рыболовно-литературную тему нарушает стайка рябчиков, перелетевшая реку. Одна из лесных курочек села на прибрежное дерево и с любопытством меня рассматривает, понимая, видимо, что перед ней – рыболов, а не охотник. Чуть позже я увижу и грозу этих рябчиков – ястреба – еще одного представителя таежного узольского леса.
В какой-то момент просто ложусь в лодке (мягкая сидушка располагается как раз под поясницей) и доверяюсь узольскому течению, отдыхаю. “Перекурив”, снова беру в руки спиннинг и почти сразу ловлю хорошего голавлика. Хороший в данном случае – примерно на полкило. Давным-давно на поплавочную удочку мы с товарищем ловили на Узоле и килошных красавцев, но в данной ситуации я о таком трофее и не мечтаю, меня вполне устраивают поклевки “крепких середняков”.
Наряду с воблерами пытаюсь ловить и на “железо”. На микроколебалки поклевок нет совсем, а на вертушку часто соблазняются окуни, голавль же явно предпочитает воблеры. Но к экспериментам с вертушками я периодически возвращаюсь – и вскоре добиваюсь успеха, ловлю щуку на 1,2 кг. По узольским меркам это великолепный экземпляр, хотя и далеко не рекордный, конечно. Ближе к восьми вечера слышится лай собак – это я приблизился к лагерю кинологов. Решаю вставать на ночевку.
Выбираю правый, “несобачий” берег, как позже оказывается, совершенно правильно – на левом периодически показываются такие “баскервилии”, что только водная гладь между нами успокаивает мои нервы.
Ночь проходит спокойно, в шесть я уже на ногах, а в половине восьмого, не дожидаясь, пока просохнет палатка (высохнет позже на даче), стартую. Солнце встает в дымке, и это мне на руку – голавлик при такой освещенности клюет, как правило, лучше. Что подтверждается на одном из первых забросов – трехсотграммовик на минуту составляет мне компанию и уплывает делиться новыми впечатлениями с красноперыми братьями.
Участок от лагеря кинологов до устья Братены определенно хорош. Антураж напоминает сильно уменьшенный ветлужский: один берег песчаный, второй – яр, с растущими на нем и упавшими в воду деревьями. Понятно, что в таком месте не обходится без поклевок – ловлю несколько симпатичных лобастиков подряд.
Десять лет назад ловить голавля на спиннинг мы совершенно не умели, и большую часть рыбы похода добыли на банальную как мир поплавочную удочку (хотя в итоге и спиннинговые голавли состоялись, слава нам). Видимо, эти десять лет прошли для меня не даром – наплававшись до одури по другим речкам Нижегородчины, я вернулся на Узолу значительно более подготовленным. Мне хочется задержаться подольше на хорошем участке, но график сплава очень жесткий, в полдень мне уже надо быть на Смольковском мосту.
На Льнозаводе делаю традиционную вылазку в магазин – закончилась питьевая вода. Солнце вышло из дымки и печет немилосердно, а я продолжаю свой поход. Встречается очень приличный участок, но лучшее время для ловли уже прошло, так что регистрирую голавлей только визуально, что тоже, конечно, неплохо, во всяком случае – не скучно.
Короткая остановка – перед впадением Узолы в карьер. Место нехарактерное, копаное, широкое и глубокое. По зиме, со льда, здесь ловят даже язя и леща, а осенью попадается весьма приличная щука – Володька Быков именно здесь свой трофей и поймал. Но белым хищником в этом “болоте” и не пахнет. Только орущие купальщики, машины, жирные лягвы и горы мусора по берегам… романтика похода закончилась, началась суровая правда современной жизни.
Не знаю, доживу ли, но мне хотелось бы лет через десять опять сплавиться по замечательной речке Узоле. Надеюсь, за это время она не превратится в ручей и в ней останется замечательная рыба голавль. За окунем на Узолу я точно никогда не поеду.