Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Уж сколько раз писали о “гибриде”...

Уж сколько раз писали о “гибриде”...

15-8-1.jpg

(размышления на карасиную тему)

Шаманскую пляску пузатенького поплавка прервала короткая подсечка, и на крючке, вальяжно переваливаясь коротким черно-серебристым слиточком, затрепыхался... “Душман”? “Гибрид”? Или, может быть, все-таки буффало?.. Хотя с виду это – такой знакомый каждому из нас с детства серебряный карась, способный выживать в любом мало-мальски пригодном для обитания водоемчике и подробно описанный еще Аксаковым и Сабанеевым.
Попытавшись на примере собственного опыта и с привлечением толики научной литературы разобраться в вопросе разграничения вышеназванных рыб, я, как рыболов-любитель, допускаю, что со стороны ученых-ихтиологов могут возникнуть определенные возражения, но в этом случае буду только рад, если нас, рыболов, по “карасино-гибридному” вопросу просветит более квалифицированный специалист.

За последние годы в рыболовной периодике появлялась масса материалов, совершенно по-разному объясняющих засилье серебряного карася (будем пока называть его так) в водоемах бассейна Нижней Волги. Одним из последних, самых тревожных предположений было то, что этот вид приехал к нам, ни много ни мало, с Дальнего Востока, с реки Амур. Причем для местных обитателей реки и поймы он является опасным конкурентом, так как в безмерном количестве поедает икру и молодь других рыб.

От пожилых рыболовов слышал не менее устрашающую историю о том, что этот вид рыбы (“гибрид”, или “душман” по-местному) был выведен на одном из рыбоводческих хозяйств Волгоградской области путем гибридизации серебряного карася, леща и карпа. Причем выведен он был еще в пятидесятые годы прошлого столетия с целью выполнения продовольственной программы, так как являлся рыбой быстрорастущей, практически всеядной и абсолютно неприхотливой к условиям обитания. И, будучи выпущенным на вольные хлеба, начал свое победоносное шествие по водоемам, став серьезным пищевым конкурентов для других рыб.

С понятием “гибрид”, употребляемым по отношению к серебряному (или белому) карасю, я столкнулся еще в детстве, когда в одном из закрытых прудов летом стал ловиться карась совершенно нехарактерного для таких водоемов размера – килограмм и больше. Для сравнения: в степных прудах нашей области серебряный карась является самым массовым и распространенным видом (не менее 80%), но средний вес его едва ли превышает сто граммов. А клюют на удочку исключительно этакие рахитики, которые, едва дотянув до размера пятирублевой монеты, уже становятся вполне сформировавшимися половозрелыми особями.

Крупный карась, которого с легкой руки местные жители стали именовать “гибридом”, на том водоеме клевал только один сезон, и уже на следующее лето на удочку вновь попадались стандартные карасики в ладошку. А причина укрупнения размера карася стала понятна через несколько лет на примере другого, такого же закрытого водоема, в который кто-то запустил несколько экземпляров щуки. Попав на такое обилие корма и удачно отнерестившись, уже через несколько лет щука стала в этом пруду доминирующим видом, заметно проредив карасиное население.

И в результате уменьшения кормовой конкуренции, а может быть, у карася включились защитные механизмы, спасающие его от щучьих зубов, но мелкий карась из водоема попросту пропал. И даже если удавалось увидеть мальков карася, еще не съеденных прожорливой щукой, то обращала на себя внимание изменившаяся форма их тела: вместо продолговатых они стали круглыми и плоскими, совсем как золотые караси, которые также водились в пруду, но в гораздо меньшем количестве, и вели более скрытный образ жизни.

А вообще, если говорить о серебряных и золотых карасях в степных прудах нашей области, то, опять же по рассказам пожилых рыболовов, окажется, что до середины прошлого века преобладающей рыбой был также карась, но только золотой, а наравне с ним линь и карп. Серебряных карасей не то, что не было, о них даже и не знали, и когда рыболовы из Средней полосы, даже из соседней Воронежской области, рассказывали о карасях с серебристым цветом чешуи, им попросту не верили. А сейчас за всю мою рыболовную практику я могу вспомнить только два или три случая поимки золотого карася на удочку, при том что количество серебряного подсчету не поддается.

В любой специализированной литературе для рыболовов можно прочесть о колоссальной приспособляемости и плодовитости серебряного карася. Даже встречалось упоминание о том, что вмороженный в лед карась не погибает, если у него не повреждены органы кровоснабжения и пищеварения. Знакомые рассказывали, что даже пролежавшие несколько суток в холодильнике караси при помещении их в воду оттаивали и начинали плавать как ни в чем не бывало.

Так что совсем не удивительно, что прекрасно адаптирующийся к условиям среды карась за последние десятилетия расплодился так широко. Во-первых, уже никто не станет спорить, что рыбы в Волге по сравнению с серединой прошлого века стало значительно меньше. В связи с зарегулированием речного стока Волжской ГЭС практически полностью исчезли осетровые, значительно меньше стало судака, леща, сазана да и другой рыбы. А ведь освободившиеся экологические ниши не могут пустовать – это закон природы. И для того чтобы их занять, карасю даже не надо скрещиваться ни с лещом, ни с сазаном – у него для успешного размножения и увеличения численности и так есть все необходимые условия. Ведь, если верить все той же рыболовной литературе, то в стае карася преобладают исключительно самки, икру которых во время нереста оплодотворяют другие карповые – те же карп, линь, сазан, лещ, золотой карась.

Надо сказать, что в закрытых степных прудах при ловле карасиков-ладошечников мне ни разу (!) не попался карась с молоками – вся рыба поголовно была икряными самками. При ловле же в пойменных озерах, в разлив соединяющихся с рекой, соотношение карасей самцов и самок было примерно одинаковым, хотя самки, кажется, все же несколько преобладали. Скорее всего, это говорит о том, что карась при размножении уже мало надеется на помощь посторонних рыб – им ведь свое поголовье поддерживать нужно!

К вопросу о всеядности и прожорливости карася. Действительно, все рыболовы прекрасно знают, насколько разнообразны и изменчивы предпочтения карася. Чего только стоит хлеб с губной помадой или тесто, замешанное на отваре чабреца! Эксперимента ради, во время активного клева пытался ловить на сыр, соленое сало, кусочек гриба, росшего рядом, и даже на глаз его же сородича! Карась клевал на все. Но несмотря на это слухи о его хищнических наклонностях все же преувеличены. Конечно, карась, как и многие другие рыбы, не прочь полакомиться чужой икрой, и так же, как и другие карповые, он не побрезгует при случае зазевавшемся мальком. Но предпочитает он все же, как и положено его статусу, растительные насадки.

15-8-2.jpgВо время ловли на пойменном озере, чтобы отсечь поклевки мелочи, был проведен такой эксперимент: одна из трех удочек была оставлена наживленной червем, на другую я насадил катыш темного хлеба размером с фундук, а на третий – резку свежепойманной уклейки. В итоге очередной полуторакилограммовый “поросенок” соблазнился хлебушком, а вот удочка с резкой молчала до тех пор, пока до нее не добрались вездесущие раки...

Отдельно стоит сказать и о так называемом буффало. Насколько я знаю, в соседней Астраханской области, да и у нас в Волгоградской тоже, этих рыб не различают, называя буффало карасем, но чаще наоборот. Скажу сразу, что буффало я ни разу не ловил и даже не представляю, как он выглядит, и поэтому обратился за помощью к учебнику по рыбоводству для студентов вузов.

Сравнив помещенные там рисунки серебряного карася и буффало, честно говоря, мало дающие представление о сходствах и различиях этих рыб, тем не менее, обратил внимание, что буффало изображен более продолговатым, узкотелым и с более мелкой чешуей. Из приведенного же текста следовало, что буффало (Ictiobus sp. p.), относящиеся к семейству чукучановые, были завезены в 1971 году из США. Они любят тихую, спокойную, и, что самое главное, теплую (!) воду, поэтому ограничивающим фактором среды их обитания является температура воды. В связи с этим для разведения буффало наиболее подходящими являются водоемы юга России (Астраханской, Ростовской областей и Краснодарского и Ставропольского краев), а также водоемы-охладители.

Питается буффало мелкими и крупными формами зоопланктона, в меньшей мере бентосом, а в рыборазводных прудах приучены потреблять комбикорм. Ни о каких хищнических наклонностях буффало в учебнике не сказано, так что логично заключить, что по характеру питания это вид более близок к белому амуру и толстолобику и не имеет ничего общего с серебряным карасем, и уж тем более не может составлять ему конкуренцию.

Поэтому самый главный вывод, который можно сделать из всего вышесказанного, на мой взгляд, таков: нельзя отождествлять серебряного карася с буффало и уж тем более с каким-то мифическим “гибридом”. В любом водоеме при благоприятных для него условиях карась быстро становится самой многочисленной рыбой, а если появляются факторы, сдерживающие его численность (те же хищники), то весь свой потенциал он пускает в рост, достигая выдающихся размеров.

В рыболовной периодике была опубликована информация с фотографией о поимке в Астраханской области карася весом 6 килограммов, хотя максимальный вес виденного мною карася был около 3 кг. И ничего аномального в этом нет! Еще Аксаков упоминал о 9-фунтовых карасях (около 3,5 кг), а Л.П. Сабанеев называет его предполагаемый предельный вес в 15 фунтов (больше 6 кг). А вот в том, что другой рыбы становится меньше, виноват не серебряный увалень карась, а куда более страшный двуногий хищник.

Так что давайте радоваться, что в наших водоемах еще сохранилась рыба, которая балует и количеством, и размерами, да и по вкусовым качествам очень даже ничего! И, вспоминая известный мультик, хочется завершить статью словами Крошки-Енота, адресовав их серебряному карасю: “А не такой уж ты и страшный – Тот, Кто Живет В Пруду!..”

Виталий Волков, Волгоградская обл.

Фото автора