Уж небо осенью дышало
Небо с утра внушает некоторые подозрения. Все оно темно-синее с размытыми вкраплениями грязно-серых полос. Пасмурно, похоже, собравшись с силами, вот-вот прольется-таки дождь. Когда вчера ложился спать, причем довольно поздно, небо так и не вызвездилось, только одинокая Луна выглядывала сердито из-за тучи, как пастух, потерявший свое стадо. Да, впрочем, и синоптики обещали осадки. Чему удивляться - осень на носу. Поэтому из целого веера намеченных с вечера направлений выбираю самое безопасное, где при всем желании засадить машину в грязи просто невозможно.
Ветер гнет верхушки деревьев, обрывая желтеющие листья. А вот до неба никак не достанет, чтобы очистить его от мрачной пелены. Дорога до пруда заняла немногим более часа. Доехав, надумал вдруг по грунтовке вдоль скошенного поля и через березовую посадку пробраться к уютному песчаному пляжу, где очень удобно и выплывать, и причаливать, но не удалось. Здоровенная лужа полностью перегородила проезд, объехать негде, а прямиком через нее не рискнул. По всему, похоже, ямка довольно глубокая, а края крутоваты. Кое-как развернувшись, возвращаюсь на асфальт, благо, сама трасса проходит непосредственно по самой дамбе, и ширины обочины для парковки автомобиля вполне достаточно.
На пруду сегодня ни единой души, значит, вся рыба моя. Это, конечно, шутка, но доля истины в ней тоже есть. Спиннингисты и поплавочники, естественно, не в счет, а вот кружочники, выставлявшие чуть ли не сотню ярких пенопластовых "тарелок" именно здесь, бывало, вызывали сильное раздражение. Заняв почти всю акваторию, они и сами на удивление не ловили, и мне откровенно мешали. Даже отбросив элементарное чувство меры и забыв о нормированном правилами рыболовства количестве снастей, поразило неутомимое терпение, с которым мужики доставали из объемных мешков, снаряжали и устанавливали целые флотилии жерлиц. И даже то, что на оставшемся крохотном пятачке я их вчистую "сделал" с парой щурят на воблер, утешило самую малость.
А вот присутствие одного или нескольких спиннингистов внесло бы несомненное разнообразие. Тут и посоревноваться негласно придется, и чему-то, может, подучиться. В конце концов увидеть, что кто-то из местных здесь тоже ищет хищника. Хотя накануне звонил по этому поводу проживающему всего в десятке километров от пруда знакомому, и тот поведал, что сам не ездил, но рыбачков наблюдал. Ловили, мол, на живца в окошках-чистинах среди травы. Мутная, но все ж информация.
Под заинтересованные взгляды из пролетающих мимо машин поспешно накачиваю лодку и сталкиваю ее с обрыва к воде. Собираю спиннинг и, уложив под скамейку коробки с приманками, отплываю.
Ветер так и не ослабел и дует ровнехонько от хвоста пруда к дамбе. Волны мелкие, но лодку, не поставленную на якорь, споро утыкают в осоку, в которой на неудачном забросе намертво застревает легкая джиг-головка с твистером. Плетенка оказывается более слабым звеном. Побросав для порядка на глубине еще и диповые воблеры, плыву через весь пруд в самый его хвост, к заманчивому затишку.
Пляж, к которому не решился прорваться, желтеет песком ровно посередине, и к нему одновременно подъезжают две "Газели". Если сразу две, то навряд ли рыбаки, думаю. И оказываюсь прав, водители распахивают двери салонов, доставая ведра с тряпками. Понятно, больше-то негде отмыть пыль дорожную.
Вот и укрытое стеной тростника и осоки тиховодье. Мелко. Здесь даже не островки, а целые материки травы. Но есть и удобные для заброса приманки прогалы. Можно даже попробовать легкую вертушку или колебалочку, однако мелко заглубляющимся воблером манипулировать много удобнее. Был я здесь последний раз в позапрошлом году, но, кажется, что до последней травинки совершенно ничего не изменилось. Те же заросли, та же трава. Под лодкой сквозь темную воду отчетливо просматривается дно, где незаметно ни единой, даже самой малой, рыбешки. Но щука присутствует, и, смотря по настроению, как-нибудь, да временами ловится.
На третьей или четвертой проводке воблер кто-то легонько словно подбивает. И на последующих забросах неведомый хищник стучит по приманке, удивительным образом не накалываясь на крючки. Складывается ощущение, что расшалился мелкий окунек, но в воде мелькает довольно прогонистый, и никак не полосатый бок. Наконец у самого борта щука решается, неожиданно вывернувшись, хватает воблер, молниеносно утаскивая его на дно. Пара секунд вываживания - и в руке взбрыкивает пятнистая разбойница граммов на семьсот. Под стать воде, она довольно темна телом, чем сильно отличается от речной родственницы. Красавица ж ты моя!
Через несколько пустых забросов происходит новая серия постукиваний, и на продолжительной паузе садится-таки щучка размером немногим меньше первой. Обыкновенная "травяночка", но давненько не брал я в руки спиннинг, рад уже поклевке любой рыбы. Переплываю. Показалось, или опять стукнула? Выяснить не удалось, крепко зацепился за стебли воблер, пришлось спиннингом подтягивать через хорошее место лодку.
Якорь при малейшей возможности не опускаю, потому как при его извлечении не только поднимается целое облако мути, но и травы навешивается добрый пук. Гораздо удобнее пользоваться стеблями осоки: зажал несколько штук под коленом или придавил к лавке мягким местом, вот и застопорился надежно, даже привязываться не нужно - ненадолго, ведь.
Щука сегодня крайне неактивна, не кидается вдогон, каждую приходится тщательно уговаривать, а она все никак не соглашается. Выходы есть, а не берет. Щучий детеныш зацепился слабенько и, выйдя на свечку, сошел еще на дальней дистанции. Все равно отпускать на доращивание.
А вот показывается такая уютная микрозаводь. Углубление в сплошной стене осоки не более метра в диаметре, но глаз его мгновенно отмечает. Такое место никак не может быть без хозяйки. Главное не спешить. Заброс необходим очень точный, иначе все надежды останутся пустыми. Прицеливаюсь и кладу воблер ровно по центру и всего в сантиметре от растительности. Даже сам не ожидал, что при ветре сбоку так красиво получится. Делаю первый рывочек приманкой, и сразу же следует мощная поклевка. Если там еще кто был, то после таких выкрутасов уже точно не клюнет. Странные мысли на стадии вываживания, но потерять этот улов практически невозможно: воблер проглочен полностью, из пасти торчит только поводок из полевки. Куда она может деться, кроме, как из воды, да в садок? А главное, щука уже вполне зачетная, явно больше килограмма в ней точно будет. (Электронные весы потом, уже на берегу, немного разочаруют, показав 1,060 кг.)
Время от времени, прислушиваясь к непонятным глухим звукам, вопросительно поглядываю на сумрачное небо. Гадаю, гром ли это слышится, или от недалекого переезда шум проходящих поездов. Но вот упали на воду первые капли, и пустился монотонный дождик. В прохладную погоду падающая сверху вода не вызывает озноба, совсем наоборот, кажется даже теплой. Куртки с собою нет, а легкая одежда промокает быстро. Ну, не глиняный, совсем не раскисну, а автомобиль стоит на асфальте, так что особо переживать не стоит. А вот "Газельки", взвизгнув моторами, поспешно покидают коварное место, испугались шоферы. Разумно. Хорошо, сам туда не заехал, пришлось бы сейчас вовсю махать веслами.
Дрейфую, гонимый ветерком, вдоль берега. Якорь для удобства все-таки приходится опускать. Травы много, цепляется временами на крючки длинными веревками коричневая растительность. Дождик, наконец, закончился, и даже попыталось было выглянуть солнышко, но его почти сразу заволокло сероватой дымкой.
Доплыл почти до самой дамбы. Один щуренок-шнурок, отпущенный за мамкой, вот и весь результат. Гребу назад, в хвост. Встаю на прежнюю точку, сую заломленные прежде стебли под зад. Почти сразу ощущаю звонкую поклевку, и юная хищница засекается за самые кончики тройников. Отцепляю и "топлю" ее у борта. Больше не клюет, одна неплохая вроде крутнулась у проводимой приманки, но не взяла. Наверное, здесь мой лимит исчерпан.
Сплавляюсь вдоль другого берега. Повсюду водоросли, в малюсенькие окна и забросы недальние, и проводки короткие. А вот между плотных скоплений травы, словно Берингов пролив образовался. Кидаю туда, и уже на выходе из коридора полукилошная щучка, заглотив воблер, затрепетала на тонком шнуре.
Плыву дальше. Между заросшим осокой берегом и полосой травы замечаю узкий, в полметра шириной, промежуток. Тут сходу может не получиться, опускаю якорь. Первый заброс пустой, но в самых стеблях затаившаяся хищница шевельнулась запоздало, явственно выдав свое присутствие. Хотя, что она здесь живет, и так было понятно. На следующем забросе щука уже не растерялась, резво вышла за приманкой и уверенно ее схватила. В углу рядом с дамбой трава еще слишком высока. В темной воде скрытых препятствий не увидишь, вот и вязну крючками в шикарной ветке. Протащив ее по поверхности, наверняка распугиваю всех местных обитателей. Ну и пусть! Хотя именно здесь всегда почему-то попадались самые крупные щуки. Снова начинает накрапывать дождик, лениво и монотонно. Настоящий грибной. А дальше - больше. Дожди, слякоть, утренняя прохлада. Прошло, промчалось лето, уже не догонишь. Значит, надо поверить, что у каждого времени года есть свои достоинства, своя прелесть. У осени это, с точки зрения рыболова, в первую очередь, щуки. Окуни и судаки тоже. Короче, начинается время хищника. И то, что небо дышит осенью, не беда и даже не межсезонье. Это время хорошей рыбалки.
Александр Тищенко, Воронежская обл.
Фото автора
Ветер гнет верхушки деревьев, обрывая желтеющие листья. А вот до неба никак не достанет, чтобы очистить его от мрачной пелены. Дорога до пруда заняла немногим более часа. Доехав, надумал вдруг по грунтовке вдоль скошенного поля и через березовую посадку пробраться к уютному песчаному пляжу, где очень удобно и выплывать, и причаливать, но не удалось. Здоровенная лужа полностью перегородила проезд, объехать негде, а прямиком через нее не рискнул. По всему, похоже, ямка довольно глубокая, а края крутоваты. Кое-как развернувшись, возвращаюсь на асфальт, благо, сама трасса проходит непосредственно по самой дамбе, и ширины обочины для парковки автомобиля вполне достаточно.
На пруду сегодня ни единой души, значит, вся рыба моя. Это, конечно, шутка, но доля истины в ней тоже есть. Спиннингисты и поплавочники, естественно, не в счет, а вот кружочники, выставлявшие чуть ли не сотню ярких пенопластовых "тарелок" именно здесь, бывало, вызывали сильное раздражение. Заняв почти всю акваторию, они и сами на удивление не ловили, и мне откровенно мешали. Даже отбросив элементарное чувство меры и забыв о нормированном правилами рыболовства количестве снастей, поразило неутомимое терпение, с которым мужики доставали из объемных мешков, снаряжали и устанавливали целые флотилии жерлиц. И даже то, что на оставшемся крохотном пятачке я их вчистую "сделал" с парой щурят на воблер, утешило самую малость.
А вот присутствие одного или нескольких спиннингистов внесло бы несомненное разнообразие. Тут и посоревноваться негласно придется, и чему-то, может, подучиться. В конце концов увидеть, что кто-то из местных здесь тоже ищет хищника. Хотя накануне звонил по этому поводу проживающему всего в десятке километров от пруда знакомому, и тот поведал, что сам не ездил, но рыбачков наблюдал. Ловили, мол, на живца в окошках-чистинах среди травы. Мутная, но все ж информация.
Под заинтересованные взгляды из пролетающих мимо машин поспешно накачиваю лодку и сталкиваю ее с обрыва к воде. Собираю спиннинг и, уложив под скамейку коробки с приманками, отплываю.
Ветер так и не ослабел и дует ровнехонько от хвоста пруда к дамбе. Волны мелкие, но лодку, не поставленную на якорь, споро утыкают в осоку, в которой на неудачном забросе намертво застревает легкая джиг-головка с твистером. Плетенка оказывается более слабым звеном. Побросав для порядка на глубине еще и диповые воблеры, плыву через весь пруд в самый его хвост, к заманчивому затишку.
Пляж, к которому не решился прорваться, желтеет песком ровно посередине, и к нему одновременно подъезжают две "Газели". Если сразу две, то навряд ли рыбаки, думаю. И оказываюсь прав, водители распахивают двери салонов, доставая ведра с тряпками. Понятно, больше-то негде отмыть пыль дорожную.
Вот и укрытое стеной тростника и осоки тиховодье. Мелко. Здесь даже не островки, а целые материки травы. Но есть и удобные для заброса приманки прогалы. Можно даже попробовать легкую вертушку или колебалочку, однако мелко заглубляющимся воблером манипулировать много удобнее. Был я здесь последний раз в позапрошлом году, но, кажется, что до последней травинки совершенно ничего не изменилось. Те же заросли, та же трава. Под лодкой сквозь темную воду отчетливо просматривается дно, где незаметно ни единой, даже самой малой, рыбешки. Но щука присутствует, и, смотря по настроению, как-нибудь, да временами ловится.
На третьей или четвертой проводке воблер кто-то легонько словно подбивает. И на последующих забросах неведомый хищник стучит по приманке, удивительным образом не накалываясь на крючки. Складывается ощущение, что расшалился мелкий окунек, но в воде мелькает довольно прогонистый, и никак не полосатый бок. Наконец у самого борта щука решается, неожиданно вывернувшись, хватает воблер, молниеносно утаскивая его на дно. Пара секунд вываживания - и в руке взбрыкивает пятнистая разбойница граммов на семьсот. Под стать воде, она довольно темна телом, чем сильно отличается от речной родственницы. Красавица ж ты моя!
Через несколько пустых забросов происходит новая серия постукиваний, и на продолжительной паузе садится-таки щучка размером немногим меньше первой. Обыкновенная "травяночка", но давненько не брал я в руки спиннинг, рад уже поклевке любой рыбы. Переплываю. Показалось, или опять стукнула? Выяснить не удалось, крепко зацепился за стебли воблер, пришлось спиннингом подтягивать через хорошее место лодку.
Якорь при малейшей возможности не опускаю, потому как при его извлечении не только поднимается целое облако мути, но и травы навешивается добрый пук. Гораздо удобнее пользоваться стеблями осоки: зажал несколько штук под коленом или придавил к лавке мягким местом, вот и застопорился надежно, даже привязываться не нужно - ненадолго, ведь.
Щука сегодня крайне неактивна, не кидается вдогон, каждую приходится тщательно уговаривать, а она все никак не соглашается. Выходы есть, а не берет. Щучий детеныш зацепился слабенько и, выйдя на свечку, сошел еще на дальней дистанции. Все равно отпускать на доращивание.
А вот показывается такая уютная микрозаводь. Углубление в сплошной стене осоки не более метра в диаметре, но глаз его мгновенно отмечает. Такое место никак не может быть без хозяйки. Главное не спешить. Заброс необходим очень точный, иначе все надежды останутся пустыми. Прицеливаюсь и кладу воблер ровно по центру и всего в сантиметре от растительности. Даже сам не ожидал, что при ветре сбоку так красиво получится. Делаю первый рывочек приманкой, и сразу же следует мощная поклевка. Если там еще кто был, то после таких выкрутасов уже точно не клюнет. Странные мысли на стадии вываживания, но потерять этот улов практически невозможно: воблер проглочен полностью, из пасти торчит только поводок из полевки. Куда она может деться, кроме, как из воды, да в садок? А главное, щука уже вполне зачетная, явно больше килограмма в ней точно будет. (Электронные весы потом, уже на берегу, немного разочаруют, показав 1,060 кг.)
Время от времени, прислушиваясь к непонятным глухим звукам, вопросительно поглядываю на сумрачное небо. Гадаю, гром ли это слышится, или от недалекого переезда шум проходящих поездов. Но вот упали на воду первые капли, и пустился монотонный дождик. В прохладную погоду падающая сверху вода не вызывает озноба, совсем наоборот, кажется даже теплой. Куртки с собою нет, а легкая одежда промокает быстро. Ну, не глиняный, совсем не раскисну, а автомобиль стоит на асфальте, так что особо переживать не стоит. А вот "Газельки", взвизгнув моторами, поспешно покидают коварное место, испугались шоферы. Разумно. Хорошо, сам туда не заехал, пришлось бы сейчас вовсю махать веслами.
Дрейфую, гонимый ветерком, вдоль берега. Якорь для удобства все-таки приходится опускать. Травы много, цепляется временами на крючки длинными веревками коричневая растительность. Дождик, наконец, закончился, и даже попыталось было выглянуть солнышко, но его почти сразу заволокло сероватой дымкой.
Доплыл почти до самой дамбы. Один щуренок-шнурок, отпущенный за мамкой, вот и весь результат. Гребу назад, в хвост. Встаю на прежнюю точку, сую заломленные прежде стебли под зад. Почти сразу ощущаю звонкую поклевку, и юная хищница засекается за самые кончики тройников. Отцепляю и "топлю" ее у борта. Больше не клюет, одна неплохая вроде крутнулась у проводимой приманки, но не взяла. Наверное, здесь мой лимит исчерпан.
Сплавляюсь вдоль другого берега. Повсюду водоросли, в малюсенькие окна и забросы недальние, и проводки короткие. А вот между плотных скоплений травы, словно Берингов пролив образовался. Кидаю туда, и уже на выходе из коридора полукилошная щучка, заглотив воблер, затрепетала на тонком шнуре.
Плыву дальше. Между заросшим осокой берегом и полосой травы замечаю узкий, в полметра шириной, промежуток. Тут сходу может не получиться, опускаю якорь. Первый заброс пустой, но в самых стеблях затаившаяся хищница шевельнулась запоздало, явственно выдав свое присутствие. Хотя, что она здесь живет, и так было понятно. На следующем забросе щука уже не растерялась, резво вышла за приманкой и уверенно ее схватила. В углу рядом с дамбой трава еще слишком высока. В темной воде скрытых препятствий не увидишь, вот и вязну крючками в шикарной ветке. Протащив ее по поверхности, наверняка распугиваю всех местных обитателей. Ну и пусть! Хотя именно здесь всегда почему-то попадались самые крупные щуки. Снова начинает накрапывать дождик, лениво и монотонно. Настоящий грибной. А дальше - больше. Дожди, слякоть, утренняя прохлада. Прошло, промчалось лето, уже не догонишь. Значит, надо поверить, что у каждого времени года есть свои достоинства, своя прелесть. У осени это, с точки зрения рыболова, в первую очередь, щуки. Окуни и судаки тоже. Короче, начинается время хищника. И то, что небо дышит осенью, не беда и даже не межсезонье. Это время хорошей рыбалки.
Александр Тищенко, Воронежская обл.
Фото автора