Уж небо октябрем дышало
Ну как в такую пору усидишь дома? К тому же, по рассказам бывалых рыбаков, карась ловился на отдельных лесных озерах от килограмма и выше. Вот и я, тепло распростившись со своим "четвероногим другом" диваном, решил поискать на старицах Тобола свое рыбацкое счастье.
Собрал небогатый инвентарь, накопал червей и лесными заросшими дорожками добрался до клевой старицы. Ее берега вездесущие рыбаки оккупировали с раннего утра, но обтоптанных мест было еще предостаточно. На одном из них, где было навалено немало крупной карасевой чешуи, я и обосновался.
Рядом на шестиметровые удочки таскал некрупных карасиков почтенного возраста рыбачок. Оказался он словоохотливым и веселым человеком, к тому же постоянно поучал меня, где и каким образом можно взять крупную рыбу.
По его словам выходило, что "крупняк" из-за прозрачной воды близко к берегу не подойдет, поэтому надо налаживать и запускать в дело спиннинги-закидушки. Дальше от берега трофейный карась берет смело и сам засекается, что в стоячей воде при ловле на поплавочную удочку случается крайне редко.
Последовал его совету, забросил оснастки спиннингов на средину старицы и стал ждать. Не прошло и пяти минут, как хлыстик одного из них резко вздрогнул, потом еще раз. Подсекаю, начинаю выводить трофейную рыбину. Карась отчаянно режет леской воду, убегая то влево, то вправо. Вот блеснул на солнце его серебряный бок - и увесистый красавец у моих ног. Добрый "лапоть", хотя до килограмма он явно не дотягивает.
Подошел сосед, поздравил меня с первым трофеем, сообщил, что на удочки клюют более мелкие обитатели водоема, да и ротаны часто заглатывают наживку. При нем я еще вытащил пару карасей, поделился с ним маринованной "магазинской" кукурузой, которую ротан не очень-то жаловал.
Сосед ушел с новой приманкой к своим удочкам, быстро соорудил на крючках "бутерброды" из червя и баночной кукурузы, забросил удочки и снова вернулся ко мне. Пришлось угощать гостя горячим чаем из термоса. Мы удобно расположились на берегу, завязалась душевная беседа, которая прерывалась не частыми, но довольно требовательными поклевками рыбы то на моих спиннингах, то на удочках соседа.
Вскоре недалеко от нас остановилась оранжевая "Ока" - прибыл еще один рыбак. Вместе с рыболовными снастями на берег водоема он прихватил еще и охотничье двуствольное ружье. В начале октября через наши места проходит северная утка, большими табунами идет непуганая казарка. Сидит такой охотник день на водоеме: за поплавками следит и в небо поглядывает. Бывает так, что и рыбы наловит, и птицу добудет.
- Зря он пытается сразу двух зайцев убить, - говорит сосед. - Да, не дай Бог, еще как у нашего Афоньки в прошлом году получится.
- А что у него получилось?
- Ты разве не слыхал? Весь район, почитай, знает. Тоже в эту пору случилось. Собрался он на своем "Москвиче" в эти края порыбачить и пострелять, если повезет. Жена ему наказала заехать в райцентр и купить три булки горячего хлеба. Заехал, купил, на заднее сиденье положил. Че он на пакет денег пожалел, не знаю, вернее всего, себе на пивишко выкраивал...
Тут на одной из удочек у рассказчика резко в сторону пошел поплавок, а потом и совсем скрылся под водой. Рванул он к своим снастям, вывел неплохого карася, вернулся ко мне:
- Верно ты мне посоветовал на счет кукурузы-то. Сейчас вот на "бутерброд" хорошего карася вытащил. Ну, так вот, - продолжил он свой рассказ, - расположился Афонька в осочке на берегу водоема, расставил удочки и посиживает. Смотрит, стороной один табунок чернети (стая уток - прим. Ред.) протянул, а второй разворачивается вдалеке и к его бережку направляется. Соскочил наш охотник и за двустволкой в машину. Сгреб ружье и обратно, в свою засидку, даже дверку машины не закрыл, а сам глаз от табунка не отрывает. Заметила его птица и прошла низко, но над противоположным берегом. Не удалось пальнуть охотнику. Отложил ружье в сторонку и рыбалкой занялся.
Не знаю, чего уж он там наловил, только услышал вскорости непонятные шумы около своего "Москвича". Глянул, а там корова от стада отбилась и в машине промышляет. Подбежал к ней Афоня, а она уже наполовину в "Москвич" залезла и вторую булку горячего хлеба доедает.
Ах ты, мать честная! Забегал он вокруг машины, хочет чем-то блудливую корову шугануть, только палки никакой близко не оказалось. В руках, однако, ружье, вот и решил он эту пакостницу за невиданное нахальство наказать. Пальнул сразу два раза, можно сказать, над самым ее ухом. Бедная буренка как прыгнет, да только не на зад, а вперед и в доли секунды вся в Афонькином "Москвиче" оказалась. Давай он ее вытаскивать, да только куда там! Корова, она и есть корова! Ни в одну дверку не проходит, не умеет, оказывается, на полусогнутых ногах-то ходить.
Пастух подъехал, давай они вдвоем пытаться извлекать бедное животное из салона автомобиля. Ничего не получается. Заломила она переднее пассажирское сидение под себя, голова - над передней панелью, зад - на левой стороне заднего, сильно перепачканного коровьим испугом, сиденья. Ни взад не идет, ни вперед. Слышно только, как драматически звенит какая-то лопнувшая пружина.
Ничего не получилось у мужиков. Так и повез незваную пассажирку Афоня в деревню. Там тоже усилия десяти мужиков с применением веревок оказались напрасными. Пришлось вызывать МЧС. Приехали специалисты, гидравлические ножницы привезли, вскрыли крышу "Москвича", правую междверную стойку вырезали и только тогда вызволили коровенку.
Не получилось у Афони в тот раз ни рыбалки, ни охоты, и "Москвича" лишился. Верно говорят, что за двумя зайцами гоняться бестолку, - подытожил свой рассказ мой сосед и тут же быстро удалился к своим удочкам: одного поплавка опять не оказалось на поверхности голубой старицы.
До трех часов устойчиво кормился карась, правда, килограммового мне так поймать и не удалось. Зато прекрасный денек золотой осени порадовал нас в полной мере своим теплом и тишиной, а старица одарила рыбаков хорошим уловом.
Николай Злобин, Тюменская обл.
Фото автора