Утром - спиннинг, вечером - бур

Вот прошлая зима была без "выпендрежа". Долго-долго длилась осень, до 12 декабря спокойно катался по волжским заливам на ботнике, а уже через неделю там же бегал по прозрачному, но надежному льду: морозы "под пятнашку" сковали даже большие волжские заливы очень надежно. А в этом году, похоже, будет как в позапрошлом, когда, если помните, было и "перволедье" в середине ноября, и "второледье" в декабре, и "третьеледье" в январе. Безобразие, а не зима. Хотя рыба, надо сказать, клевала неплохо, видимо, не успевала застояться вода под ненадежным льдом.
В общем, весь в предчувствиях и предположениях прибыл в деревню. Печь затопил, воды принес, чай вскипятил, термос залил - и бегом на реку, смотреть обстановку.
Обстановка была следующая. Ближайший заливчик, на берегу которого был привязан мой ботник, уже застыл. А вот сразу за ним плескалась открытая вода. До темноты оставалось часа три, не больше, так что решил со спиннингом не связываться, а взял ружье. Не столько чтобы утку подстрелить (хотя и такой расклад был вполне вероятен), а чтобы кататься со смыслом, не просто так.
По льду дюралевый ботник легко докатился до открытой воды. Сел, поехал - красота. На воде в такую пору уже никого нет, так что релаксация полная, как в мире после ядерного взрыва: плывешь - никого. Впрочем, это людей нет, а прочая живность присутствует. Вот ондатры свои шалаши к зиме укрепляют, на мою лодочку - ноль внимания и фунт презрения. А вот снегири заскрипели, предвещая скорые морозы.
С самыми крупными представителями местной фауны, а, вернее, следами этой самой фауны, встретился, заехав в узкую длинную протоку. Четырехлапые строители бобры перегородили протоку толстенной осиной. И еще одну подточили изрядно, так что скоро и ей предстояло упасть.
Ну и завал! Нет, я-то на ботнике, пригнувшись, пролез, а вот на катере уже этой дорогой не пройдешь. Может, и хорошо? Заповедней как-то станет, глуше? А то летом на реке такое творится! В деревню вместо вымирающих крестьян пришел городской человек. Деревня стала похожа на дачный поселок с вечной стройкой, музыкой, ревом моторов и прочими атрибутами цивилизованного человека. Эх, лет десять назад, пока дорогу асфальтовую до деревни не проложили, так было хорошо!..
Ладно, сейчас тоже неплохо, так что не буду ныть. Вот бобры еще как следует постараются, и снова образуется в той стороне "глухой угол".
До дальних озер я все же не добрался: лед не пустил. Покрутился, покрутился, вспугнул стаю черных уток - да подался домой, уже смеркалось. Прикинул: если половина воды еще свободна, в дальние озера легко пройду, они позже встают.
Домой пришел, еще раз затопил, а дело вечером на мороз повернуло. Ну, мороз и мороз. Пять градусов - не критично. Так думал я вплоть до следующего утра, когда, выбежав на волжский берег со спиннингом, увидел перед собой почти сплошное поле свеженького льда, лишь в нескольких местах разбавленного окнами открытой воды. Как говорят у нас в Нижнем: "встретил Третьяка".
Пришлось переставлять ботник на штатное место - в этом году на нем уже, похоже, не поплывешь. А чтобы не возвращаться не солоно хлебавши, пошел на яму под бывшую пристань - покидать джиг.
На результат вовсе не надеялся, и вот почему. Когда дороги асфальтовой в деревню не было, яма под пристанью была поистине "золотая". Практически всегда на ней можно было поймать берша, судачка или щучку. Сосед по деревне два раза брал сомов - на 28 и 40 килограммов. Мне так сильно не везло, но тоже были успехи. Но как только проложили асфальтовую дорогу и в деревню хлынули те рыболовы, кто не догадывался добраться до этих мест на "Ракете" или "Метеоре", как уловы резко пошли на убыль.
Оно и понятно: когда в сезон каждый день не по одному десятку лодок на воде, откуда на всех рыбы-то взять? Вот как ловилось на яме под пристанью три хвоста в день, так и ловится, но ловят теперь эти хвосты не один или два человека, а все двадцать. Понятно, что достается не всем, настроение у людей портится, многие уже и вовсе дают зароки с рыбалкой завязать.
А некоторые в троллингисты с горя переквалифицируются. Немудрящее такое занятие из разряда "не бей лежачего". Закинул пару воблеров, завелся и поехал вдоль берега ожидать своего рыбацкого счастья. Прямо скажем, не слишком утомительная для тела и мозгов рыбалка. Хотели у нас этот троллинг отменить, но кому-то "наверху", видимо, тоже нравится рыбалка со спиннингом, но без забросов и подсечек. Опять вернули троллинг, нате вам. Ихтиологи против, рыбнадзор против, нормальные рыболовы против, а закон - "за". Такой вот у нас демократичный закон, ни у кого в мире такого нет. Круто.
С такими вот невеселыми в целом мыслями делал я заброс за забросом, потихоньку смещаясь вниз по течению. Вот и яма "пробита", ни одной поклевки я не видел, так что можно со спокойной совестью идти домой.
Пришел домой, а душа не на месте. И что за дела: ни охоты, ни рыбалки, но что-то же должно у меня в конце концов получится? Быстренько перекусил, собрался уже по-зимнему - и на лед. Только не на тот свежий, что за морозную ночь встал, а на тот, что стоял уже днем ранее.
С крутого берега заметил рыболова, сидящего в углу ближайшего залива. Что и требовалось, так сказать. Быстренько спустился с горки и уже через десять минут подходил к своему старому (во всех смыслах) знакомому - местному дедку лет под восемьдесят.
Поздоровались, поздравили друг друга с началом зимнего сезона, повспоминали прежние времена. Дед пожаловался на нынешние: за весь день он поймал всего 17 некрупных окуней. Но мне лишь бы поклевочку увидеть, даже рыба не нужна.
Стало темнеть, но в запасе у меня где-то час еще был. Дед в деревню подался, пожелав мне всяческих рыбацких благ, а я начал блеснить. Одна лунка, вторая, третья - пусто. Сместился ближе к берегу - и понеслось. Окунь брал разнокалиберный, но постоянно. После пяти пойманных я оторвался от лунки и посмотрел в сторону берега, но деда уже и след простыл. Жаль, "тормознись" он еще на десять минут - и тоже поучаствовал бы в вечернем выходе окуня на меляк. А так - завтра встретимся и насыплю я ему соли на рану, а, может, ничего не скажу, чтобы не волновать лишний раз старое сердце...
Окунь брал уверенно, взаглот. Подвесной тройничок часто застревал глубоко в глотке, и приходилось помучиться и мне, и окуню, чтобы крючки достать. Самый крупный попался граммов на 200, не больше. Да и было таких вот безусловно зачетных всего несколько штук, но в целом клев можно было назвать "бесперебойным". Даже окунята-сеголетки азартно хватали тройник, а веса в этих "хищниках" - ну граммов пять, не больше.
Есть мнение, что отпускание окуня ведет к прекращению клева в этой лунке. Куда там! Большая часть пойманной рыбы летела обратно в лунку, а клев хуже ну никак не становился. До тех пор, пока не "отключили". Вот только что с ударом в руку нападали на блесну окуни даже весом в 30-40 граммов - и вдруг все затихло.
Попрыгал-попрыгал по лункам, но в целом было ясно, что сегодня уже ничего хорошего случиться не может - все уже и так случилось. Собрал со льда килограмма три рыбы - очень хороший результат для последних зим, грех жаловаться. Если бы шкурничал и собирал всех мальков, было бы и за четыре кг точно. В общем, достойно открылся. Даже можно сказать - ударно. И следующий день рисовался в самом что ни на есть в розовом цвете.
Однако ночью на смену морозцу пришел циклон с дождем, и выход на лед мы с дедом посчитали делом небезопасным. Так случилось очередное закрытие спиннингового сезона и первое в этом году открытие сезона зимнего. С такими зимами, как у нас в последнее время, вполне допускаю еще и спиннинговые рыбалки, и робкие вылазки на "второй", "третий" и "четвертый" лед. Но пока жизнью я доволен... Ну, дней на пять доволен точно. А там - поглядим.
Дмитрий Соколов, г. Н. Новгород
Фото автора