Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Утро на Нижней Волге

Утро на Нижней Волге

130-8-1.jpgУтро начиналось - как всегда. Будильник сотового телефона весело проиграл какую-то душераздирающую мелодию, способную мертвого поставить на ноги и счастливо затих ровно в четыре часа. Пора вставать. Я нашел фонарик, пошарив по углам палатки, и надев его на голову, стал выбираться. Проклиная про себя всех кровососущих насекомых, сходил к реке умыться, поставил чайник на плитку и стал ждать. Минут через пять раздался визг будильника в соседней палатке. Мой друг, чертыхаясь и ругая производителей телефонов, вылетел наружу с "трубой", пытаясь заглушить идущие из нее звуки. Я улыбнулся. Мы проснулись, и мы готовы. Сегодня у нас по плану - чехонь!

Собственно, тактика ловли чехони на удочку проста. Нашел стаю, установил глубину и выдергивай рыбку по одной, пока садок не наполнишь. Все просто, на первый взгляд, но не все. В большом водоёме есть много мест, где могла бы быть рыба. И пока найдешь это место (если найдешь), может пройти уйма времени, так что на рыбалку его и вовсе может не остаться.

Чехонь, по натуре своей, - рыба открытой и глубокой воды. Нередко по утрам свое присутствие она выказывает мелкими всплесками. А может устраивать и котлы, подобно жереховым и окуневым. Но это все там, где мало рыбаков и ей никто не мешает. А вот когда по реке гоняют моторки туда-сюда... Причем круглосуточно. Да еще жара стоит градусов под сорок... Вот тогда рыбу следует искать на глубине. И на очень достаточной глубине.

Зная эти особенности, мы с другом двинулись в разведку. Найдя более-менее тихий участок реки, стали осматриваться. Всплески на воде были. Вот показал свое оранжевое брюхо сазан. У берега всплеснулся судак, гоняя малька. Прокатилась волна хлюпаний окунька. Вывернулась щука. И даже небольшой сом, чуть больше пяти килограммов, возмутил поверхность воды. И все. Чехони не видно.

Просидев минут пятнадцать, осматривая гладь реки, мы все же решили достать эхолот. Сначала прошлись по шестиметровой глубине. Экран радара показал мелкую рыбку в толще воды и чуть крупнее - у самого дна. Конечно, если бы кто из умных голов придумал такой эхолот, чтобы он кроме размеров рыбы и глубины, на которой она стоит, еще и название ее указывал, тогда было бы совсем просто. Нашел добычу с нужным названием - и знай охоться. А тут! Что за рыба там, на глубине, стоит? Не поймешь, пока не поймаешь.

Пришлось разматывать удочки. Через десять минут стало ясно: на дне клюет вездесущая густерка, величиной чуть больше ладони, а в толще - уклейка. Сдвинулись на два метра глубже. В принципе, просвечивание эхолотом дна - не такая уж и трудоемкая работа. Порой даже интересная. Всегда хочется узнать, что скрывает под собой вода.

Так вот, подымаешься метров за двадцать выше предполагаемого места ловли, бросаешь весла (или выключаешь мотор) и начинаешь сканировать все, что находится под тобой. Так мы и делали. Поднимемся вверх, выключим мотор - и к экрану. Течение, между тем, плавно сносит нас вниз.

Правда, при такой тактике есть одна проблема. Под рукой нужно иметь несколько веревок достаточной длины с поплавками и грузом. Глубина под лодкой приличная, да и радар не компьютер. Пока он свое объемное изображение на плоский экран выведет, да пока мы сообразим, что пора якориться, пройдет секунд десять, а за это время перспективное место сдвинется неизвестно куда. Вот эта-то проблема нас с другом постоянно и мучила. Один - кричал: "Пора!", завидев на экране скопление рыб, другой - кидал маяк, а после прохождения всего намеченного участка шли на поплавки пробовать удачу. И обычно потом крутились вокруг маяка, пробивая эхолотом дно, в сомнении: то ли мы место отметили или не то.

На восьми метрах чехони также не оказалось. Нет, рыба была, пожалуйста, только успевай дергать. Все та же густерка величиной с ладонь. Ну хоть бы побольше была - и то в радость. А тут просто нервов не хватало. А говорят еще, что рыбалка успокаивает.

Перешли на десятиметровую глубину, и все без успеха. Времени потеряли три часа, а садок даже не "намочили". Плюнув на все, ушли на фарватер. Начали сразу с пятнадцатиметровой глубины. Прошли четырнадцать, затем тринадцать. На выходе с тринадцати-двенадцати на одиннадцать нашли косяк чехони. Зуммер эхолота аж залился трелью от такого количества рыбы. На экране пустого места не осталось. Все было забито условными значками, значениями глубин, скоростью течения, передвижения и еще всякой всячиной.

Наконец-то! Пока мы с другом восхищались увиденной картиной, течение нас снесло. Что? Как? Куда? И кто виноват? - конечно. С третьего или четвертого захода место было вновь найдено. И, как говорится, "засвечено". Все, пора спокойно перекурить, подготовить снасти и ждать поклевок.

Интересно, что скажут бывалые рыбаки про рыбалку, когда и трудиться, собственно, не надо? Закинул удочку под лодку, подождал, пока груз опуститься на дно, и можно вытаскивать. Ловишь словно в аквариуме, где рыба просто кишит. Экземпляры попадались приличные: от сорока до пятидесяти сантиметров. Чехонь "садилась" на крючок с червем плотно и практически не срывалась. Частенько вытаскивали сразу по две. Счастью не было границ. Красота! Вот еще часок половим - и хватит, договорились мы.

 Груженая баржа "Волга-Дон -389" медленно выплыла из-за поворота.

- Сидим прямо на фарватере, - грустно заметил друг.

- Может мимо пройдет, - с надеждой пробормотал я, вытаскивая из воды снасти.

- Может, если увидят, - ответил друг и начал сматывать катушку.

Мы внимательно следили за ходом судна, машинально выбирая леску и не обращая внимания на рыбу, бултыхавшуюся на крючках. Сейчас не до нее. Тут "титаник" на нас идет. А мы на своей резиновой лодочке - совсем не айсберг. Вот баржа проделала маневр, и нам стало ясно, что "хана".

- Заводи! - крикнул я другу, вытягивая якорь из воды.

- Нет, ну ты погляди! - возмущается друг, глядя на проходящее мимо нас судно. - Хоть бы одна живая душа показалась! А если бы у нас заминка вышла? Раздавили бы и даже не заметили.

- Ну что же? Вроде как проплыла, - облегченно вздохнул я.

"Корыто" проплыло, пошли место искать. Получасовые поиски увенчались успехом. "Вывал" из ямы был в который уже раз обнаружен, и якорь с радостью опущен. Размотали снасти - ждем.

- Что-то не клюет, - после трехминутного ожидания разочарованно произнес друг.

- Что-то... - подтвердил я, включая эхолот. Под нами было пусто, и глубина оказалось не той.

130-8-2.jpg- Не понял? - возмутился мой товарищ. - Так нас же несет!

Эх! Потеряли якорь. Хорошая была железяка. Делать нечего, пришлось идти на берег за кирпичом, а потом опять искать вожделенный косяк чехони.

С таким трудом и опасностями рыбу мы в то утро все-таки наловили. Садок был забит настолько, что мы его с трудом затащили  в лодку. 

По приходу в лагерь всю чехонь перегрузили в тазы, затем отобрали немного и стали фотографироваться. Чтобы было, что вспомнить потом - в будущем. Как приедем без рыбы с очередной рыбалки, вот и будем вспоминать.

Комментарий

Чехонь (Pelecus cultratus) - полупроходная или пресноводная, часто стайная, рыба семейства карповых. Тело удлинённое, сжатое с боков. Боковая линия неровная с сильным изгибом у грудного плавника. Рот верхний. Длина тела 30-40 см, иногда до 60 см, весит от 300-400 г до 2 кг. Обитает в пресных и солоноватых водах. Распространена в бассейнах Балтийского, Чёрного, Каспийского и Аральского морей, в озёрах и водохранилищах. Пелагическая рыба, живёт в толще воды. Питается беспозвоночными и мелкой рыбой.

Владимир Римов, Тульская обл.

Фото автора