Уральское Заполярье - 2011. По рекам Юнъяха и Щучья
Разноцветными пятнами мелькает за окном поезда осенняя тундра. Конец августа здесь - уже самая настоящая осень, с ночными заморозками, а иногда и со снежной крупой. Под перестук колес и нескончаемую морось дождя мы возвращаемся из почти трехнедельного путешествия по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Именно эта поездка стала "самой-самой". Самой длительной - полных одиннадцать дней и ночей за Полярным кругом, не считая времени на заброску и выброску. Самой протяженной - 150 километров своим ходом по рекам Урала и 4,5 тысячи на железнодорожном, автомобильном и водном транспорте. Несравнимо более тяжелой, нежели мои предыдущие, с позволения сказать, "экспедиции". В том числе и в пределах области: в сравнении с этой они вовсе начинают казаться легкими прогулками.
Поход 2011 года оказался другим. В этот раз сразу несколько негативных факторов сложились воедино и сделали "матрасный" сплав настоящим испытанием на прочность. Мы же, не подозревая о перипетиях, уготованных судьбой, до последнего надеялись на гостеприимство и радушие северного края...
Мы - это Сергей Шумилкин, Леонид Комаров и я. Все трое - заядлые туристы, в жизни которых немалое место занимают разного рода вылазки на природу.
Серега - не рыболов, но опытный байдарочник - отнесся к предстоящему путешествию со всей серьезностью. Его предусмотрительность и тщательная подготовка значительно облегчили наше пребывание в Заполярье. Леня - походник со стажем, грамотный спиннингист и к тому же эксперт в области водоплавающих птиц. На лету определял он тамошнюю пернатую живность, сыпал при этом латинскими названиями, даже не заглядывая в книгу-справочник. К слову, как и полевой бинокль, книга также оказалась в числе нашего походного скарба. И это сделало сплав еще и познавательным.
Идейным вдохновителем и организатором сего мероприятия стал я, единственный, кто уже бывал на Полярном Урале. От меня требовалось продумать "нитку" маршрута и решить вопрос с заброской.
О маршруте
Идея побывать на Щучьей - крупнейшей реке с восточной стороны Полярного Урала - засела в моей голове давно. Попасть туда хотелось по целому ряду причин. Вопервых, удаленная в среднем и нижнем течении от гор Пыряяха, что в переводе с ненецкого и есть "Щучья", имеет типично тундровый характер. Небыстрая, спокойная, без сомнения, рыбная - то, что надо для размеренного сплава с рыбалкой во главе.
За исключением верховий, река очень малолюдна - это вторая причина, которая напрямую следует из первой. Не жалуют ее туристыводники, считая слишком скучной, а ландшафт по берегам - однообразным. Да и рыболовы так далеко не забираются, устремляясь в массе своей на самую доступную северную реку - Собь. По Соби мне довелось сплавиться в 2010 году, и хотя рыба ловилась хорошо, недоставало именно уединенности, чувства оторванности от цивилизации.
О том, что народу на Щучьей мало, говорит и тот факт, что информации в Интернете - считанные крупицы. Расспросы на туристических интернет-форумах прояснили лишь общую картину. При этом очень многое оставалось непонятным. Какова прозрачность воды? На что ловится местная щука и каких размеров достигает? Есть ли в реке хариус, или нужно исследовать притоки?
Кроме как на месте, ответы получить было негде. Возможность стать "первопроходцем", стереть для себя белые пятна, не дававшие покоя, укрепила во мнении: нужно ехать! Не столько за трофеями, которых,естественно, никто не гарантировал, сколько изза желания посетить по-настоящему неизведанный, нетронутый уголок природы.
Ну и, в-третьих, не так уж много на Урале рек, до которых можно добраться малой кровью. То есть без использования вездехода или "вертушки". Попасть на Щучью было вполне реально: каких-то несколько часов езды по гравийной дороге Обская-Бованенково, протянувшейся извилистой лентой через весь Ямал, отделяли край цивилизации от места возможного старта.
Маршрут, правда, в этом случае получался длинноват - порядка 400 километров с несколькими точками схода на случай экстренной ситуации. Поэтому, поразмышляв над картой еще немного, я подобрал, как мне показалось, более подходящий вариант. Взамен двух сотен километров по низменному заболоченному участку реки предстояло преодолеть 40 километров по небольшому притоку Щучьей - Юнъяхе, после чего продолжить сплав по самой Щучьей. Куда разнообразнее и интереснее!
Дорога
Из Нижнего Новгорода выехали в субботу, 6 августа, и через двое суток прибыли в Лабытнанги - небольшой город за Полярным кругом в Ямало-Ненецком автономном округе. Там нас встретил Евгений - мой недавний знакомый, столь же увлеченный водными путешествиями. Человек необычайно широкой души, еще зимой он предложил свою помощь в вопросе заброски, и это предопределило наши планы на предстоящие отпуска.
Не без трудностей, но весьма оперативно Евгений нашел людей, готовых завезти нас на маршрут по гуманной цене, за что мы были ему очень признательны. Весь следующий день провели в городе, закупая дополнительную провизию. И вот ближе к вечеру, загрузив гору вещей в УАЗ"буханку", мы выехали в тундру. Одинокая церквушка, поднятый шлагбаум, железнодорожный переезд - последние символы оставшейся за спиной цивилизации.
Почти сразу начал накрапывать дождь, хмурое небо стало совсем черным. Рваные облака беспорядочно носились в разные стороны, придавая тундре, и без того угрюмой, мрачный и угнетающий вид. Постепенно я начал понимать, как далеко на самом деле нам предстояло забраться. Это не Собь - "визитная карточка" Урала. Живописных гор тут нет, деревья редки, и ни единой души вокруг. Лишь бесчисленное множество мостов, рек, озер, озерец...
Следующие 7 часов пути были незабываемыми. За это время мы проехали по колеям и ямам ни много ни мало 142 километра. Пока ехали, совсем стемнело - белые ночи здесь закончились еще в середине июля. Свет фар периодически тревожил огромных полярных сов, испуганно взлетавших перед машиной. Кроме того, видели любопытного песца коричнево-рыжей окраски, который даже и не думал убегать, а лишь спрятался за большим камнем возле дороги.
Начало. Озеро Юнто
И вот мы на месте - на берегу озера Юнто. Озеро большое, не заморное и имеет неправильную форму. С противоположной стороны из него вытекает Юнъяха - поненецки "проточная река". К слову, что Пыряяха, что Юнъяха - оба названия произносятся резко, отрывисто, с ударением на "а". Другой язык, другая культура, о который мы надеемся узнать побольше от коренных жителей Ямала.
Простившись с водителем, остаемся в полном одиночестве на пронизывающем ветру посреди голой тундры. Время далеко за полночь, так что лагерь приходится разбивать в темпе. Благо, ровное место для палатки нашлось без особого труда.
К утру небо прояснилось, а ночная тревога окончательно уступила стремлению рвануть в неизвестность. Свернув лагерь, приступаем к стапелю. Проходит довольно много времени, прежде чем Сергей и Леня собирают двухместную каркасно-надувную байдарку "Варзуга". Со своей лодкой из ПВХ я справляюсь быстрее и успеваю соорудить костер и вскипятить чай. Деревьев в округе нет, но немного плавника удалось найти. Закрадываются первые подозрения по поводу отсутствия дров в дальнейшем...
Распределяем снаряжение по плавсредствам. Вещей очень много, и я едва помещаюсь в лодку. Наконец отчаливаем. Чтобы добраться до реки, которая, если верить спутниковым картам, должна представлять собой небольшой ручей, нам нужно проплыть с километр вдоль берега, обогнув при этом длинный мыс. Первую половину пути все было хорошо, но как только мыс остался позади, а лодка вышла на "большую воду", я понял, что сложностей не избежать. Сильный боковой ветер нагнал такую волну, что борта начало попросту захлестывать.
Пытаюсь выгрести против ветра, но лодку упрямо несет на берег, усеянный острыми камнями. Торможу веслом - вроде бы получается, однако в следующее мгновение лопасть ломается. Веселенькое начало! Парням тоже приходится несладко - их байдарка сидит низко и запросто может перевернуться. Зачерпнув пару десятков литров ледяной воды, они, как и я, выбираются на берег. К счастью, почти все вещи упакованы в гермомешки, поэтому остаются сухими. В отличие от нас самих, что, впрочем, гораздо менее страшно.
Держим совет. Доплыть до ручья не представляется возможным, так как ветер, судя по всему, не утихнет до вечера. Единственный вариант - срезать расстояние пешком через тундру. Почва местами болотистая, но чаще всего твердая, удобная для передвижения. В низинах напрягает кустарник, ходьба по которому отнимает много сил. Потратив час с небольшим, в несколько ходок перетаскиваем вещи к ручью.
День первый. Юнъяха
Увы, карта не обманула. Юнъяха здесь три метра шириной, ее легко можно перейти с одного берега на другой, не замочив ног. Сбываются мои худшие опасения насчет низкого уровня воды - ее по щиколотку! А это значит, что лодка, не говоря уж про байдарку, постоянно будет цеплять каменистое дно. Вот она, обратная сторона медали: маршруты, о которых нет никакой информации и по которым туристы ходят далеко не каждый год, могут преподнести немало сюрпризов.
Но к этому морально мы подготовились еще дома, так что, не тратя попусту времени, приступаем к волоку. Особенно тяжело проводить нагруженную байдарку, весящую под 60 килограмм. Не раз и не два приходится поднимать ее над водой, чтобы перетащить через очередную россыпь камней.
Спустя километр шиверы начинают чередоваться короткими плесами, по которым уже можно плыть. Но такие участки не превышают нескольких десятков метров, а значит, нужно то вылезать из лодок, то залезать обратно, поскольку значительная глубина не позволяет продвигаться даже в болотных сапогах.
Оживление вносят стайки некрупных рыб, которые мы замечаем в чистейшей воде. Среди них определенно есть хариусы - опознать их не составляет труда, - а также какието пятнистые рыбы неизвестного нам вида. То и дело встречаются утки с выводками утят.
Сам ручей не особенно живописен: берега его поросли полосой густого кустарника, сразу за которым -
тундра. Вырвавшись вперед, я нашел время взобраться на ближайший холм и осмотреть окрестности. Что и говорить, непривычно, а потому очень интересно видеть настоящую субарктическую тундру без единого деревца. Повсюду россыпи голубики - вкусной и сочной, нельзя и шагу сделать, чтобы не наступить в ягодник.
За этот день мы прошли 5 километров и добрались до места впадения в Юнъяху еще одного ручья. Течение совсем прекратилось, ручей раздался вширь и превратился в полноценную реку среднего размера. Ветер стих, потому плыть было несложно даже со сломанной лопастью. На стоянку встали на правом берегу у подножия высокого и довольно крутого холма.
День второй. Рыболовные успехи
Уставшие от тяжелой проводки, проснулись поздно. Вернее сказать, проснулся я один, одержимый навязчивой идеей порыбачить в разливе. И даже не на спиннинг, а на поплавок - зря что ли взял с собой пятиметровый "телескоп" и банку с червями? Погода располагает: полный штиль, безоблачное небо и по-летнему тепло, если не сказать жарко. И все это на 120 километров севернее линии Полярного круга.
Выплыв на середину разлива, забрасываю поплавок между пятнами травы. Яркокрасная "антенна", качнувшись, тонет мгновенно, подсечка - есть харьюзок! Граммов пятьдесят, не больше - отправляйсяка ты обратно. Еще заброс - снова поклевка. Тяну и... и спустя секунду понимаю, что зацепил трофей. Но кого??? Кто живет среди травы столь сильный, что удочка гнется от самого комля, а леска 0,14 мм звенит от напряжения?
На мой крик из палатки вылезают Серега с Леней. Я стараюсь не торопить события и даю рыбине свободу действий. Каждый ее рывок рождает взрыв эмоций в моей голове. В висках стучит, и неясно, кто в этот момент волнуется сильнее: я или она. Размер соперника остается загадкой - он никак не желает подниматься из глубины. И кажется, что тонкая леска вотвот лопнет - ну не рассчитывал я на трофей с "северным коэффициентом"!
Парни на берегу ехидничают, думая, что я устроил шоу. А мне нисколечко не до смеха: в горле перехватывает дыхание, после того как серебристый бок первый раз показывается на поверхности. Неведомая рыба бьется, не давая взять себя в руки, лишь после нескольких попыток у меня это получается. Победа! Гораздо позже я узнал, что это чир, или поместному "щокур" - рыба из рода сиговых, легко достигающая веса в 2 и более килограммов.
Мой трофей поменьше, но и он производит фурор у зрителей. Леня тут же раскладывает вторую удочку в предвкушении рыболовной феерии. Но... за последующие пару часов мы с ним не видим ни единой поклевки.
Задерживаться дольше неразумно: не так много времени у нас в запасе. Так как моя лодка идет медленнее байдарки, я выплываю из лагеря первым, договорившись с ребятами, что они нагонят меня позже. По пути предпринимаю короткую "радиалку" к ближайшему озеру с целью проверить его на наличие щуки.
Озеро превосходит все мои ожидания. На ум приходит сравнение с оазисом в пустыне, столь живописно оно выглядит, находясь во впадине между двумя холмами. Чистая, но темная вода, песчаное дно, крутая бровка в глубину от самого берега. Но щуки нет - ни поппер, ни воблеры не дают результата.
Возвращаясь к лодке, натыкаюсь на морошку. Спелые желтооранжевые ягоды, будто уральские самоцветы, рассыпаны под ногами. Собирать крупную морошку - тем более, когда ее много, - одно удовольствие. Потеряв еще полчаса, заготавливаю немного в сахаре - будет что привезти домой.
На пути вновь появляются каменные нагромождения. Русло реки в таких местах сужается, а течение ускоряется. Самое время - попробовать поймать хариуса: если он и есть, то должен придерживаться порогов и перекатов.
Первые забросы миниатюрной блесны не дают результата. Не задерживаясь подолгу на одном месте, вскоре доплываю до порога, непроходимого изза низкой воды. Груды камней навалены сперва у одного берега, а метров через двадцать - у противоположного, так что основная струя проходит по диагонали.
Стараясь не шуметь, подкрадываюсь к берегу и забрасываю Mepps Aglia №00 в небольшую ямку посередине. Хватка следует моментально: ктото упорно сопротивляется на том конце шнура, но через пару секунд сходит. Лишь бы не распугал остальных!
Снова заброс, уверенная поклевка - и вот долгожданный первый хариус на берегу. Чуть не танцую от радости, поскольку одна из целей поездки достигнута: пресноводный "парусник" в притоке Щучьей обнаружен и пойман.
Из-за поворота появляется байдарка с Леней и Серегой. Я жестами показываю, что нужно вести себя тихо и неприметно. Облавливаем ямку теперь уже вдвоем - поклевки следуют практически на каждой проводке. Всего же в этом месте удается поймать с десяток некрупных, от двухсот до четырехсот граммов, рыб.
Первый рыбацкий азарт утолен - нужно двигаться дальше. С огромным трудом протаскиваем плавсредства через мели. Кое-где приходится отодвигать крупные валуны в стороны, расчищая русло.
На стоянку встаем глубоким вечером. Кругом - голая тундра, и здесь мы в первый раз сталкиваемся с нехваткой дров. Плавника почти нет, найденных веток едва хватает, чтобы приготовить ужин. Серега сокрушается, что не взял с собой плитку на газу, но ведь мы и не рассчитывали долго задерживаться на Юнъяхе. По плану - завтра добраться до Щучьей, в долине которой деревья есть.
День третий. Серьезные препятствия
С утра пораньше идем с Леней вниз по течению, облавливая многочисленные шиверы. Хариус рассредоточен, и больше пары штук в одном месте поймать не удается. Некоторые экземпляры достигают полукилограмма - красивейшие рыбины серебристо-бирюзовой окраски с яркими желтыми полосками на брюхе.
Река здесь почти непроходима. Понимаем, что нашим планам дойти к вечеру до Щучьей не суждено сбыться. Несколько часов кряду ведем лодки по руслу и в конце концов утыкаемся в непроходимый слив. Обнос по тундре отнимает много сил и времени.
Сразу после слива река расширяется, и в этом "мини-озере" я ловлю сначала хариуса на 550 граммов, а затем и щучку чуть более килограмма весом. "Зубастая" соблазнилась на ультра-лайтовую вертушку и показала все свои бойцовские качества. Вообще щука в Заполярье сопротивляется не в пример сильнее своей "умеренно широтной" родственницы, и дальнейшие поимки это в очередной раз подтвердили. Облов разлива крупными воблерами, с которыми у меня связаны основные надежды, результата не принес.
Пройдено каких-то пять километров, а уже снова пора вставать на стоянку. И снова глобальная проблема с дровами. Сухие ветки быстро сгорают, не дают углей, но даже их найти непросто. Уставшие, засыпаем в надежде, что это была самая тяжелая часть похода...