Главная > Статьи > Унжа - открытие сезона подледной ловли

Унжа - открытие сезона подледной ловли

Дмитрий Соколов

4-1.jpgДлинный нерыболовный ноябрь все нервы вымотал. Спиннинговый сезон уже в начале месяца был закрыт, а сезон подледной ловли все никак не начинался. На первый лед отправились аж 30 ноября - почти на три недели позже, чем в прошлом году. Водоем тот же, что и год назад, - Инютинский пруд. Тогда на открытии поймали до 10 кг окуня на человека. Но в этот раз  рыбалка в Инютино не удалась. Лед был и без того тонкий, а ночью и утром нападало на него снегу - и рыбалка оказалась небезопасной, пришлось сматывать удочки, несолоно хлебавши.

Настоящее открытие состоялось еще неделей позже, 6 декабря. Выехали из города глубокой ночью, предстоял путь в 200 км, на северо-запад области, в устье впадающей в Горьковское водохранилище реки Унжи.

Это место мы посещали и в прошлом году. Тогда в улове была и хорошая сорога, и судак до 1,3 кг, и окунь до 300 граммов. Что¬то будет нынче? Коллектив сразу разделился. Четверо, во главе с Александром Зайцевым, отправились на дальние точки, проверять найденные им в прошлом сезоне коряжники. А мы с Михаилом решили начать на полпути, с тех точек, которые в прошлом сезоне удалось найти мне.

Первый пятак я определил неверно, но рельеф этим методом "неправильного тыка" был найден очень интересный - перепад глубин с двух с половиной до пяти метров. Почти сразу нашелся и зацеп, ликвидированный с помощью трехунцевого свинцового приспособления - ракушечка присутствовала, это тоже явный плюс. Пока я крутился на этом новом пятаке, разбуривая его и пытаясь представить себе карту глубин, Михаил отошел на 15 метров и попал на рыбу. Когда я к товарищу подошел, у него уже был пяток отличных окуней по 150-300 граммов - интуитивно Михаил попал именно в точку, забитую в моем навигаторе. Вот этот "нюх на рыбу" капитан нашей редакционной команды демонстрирует далеко не в первый раз. Я всегда удивлялся: как без эхолота, навигатора и бурения многочисленных лунок товарищ находит рыбу раньше меня? Без мистики здесь явно не обходится... Миша, шепни слово! Я никому не скажу!

4-2.jpgЗабурился в пяти метрах от счастливчика, имел несколько поклевок и даже вытащил пару окуней, но было ясно, что место ловли у меня менее удачное. Пробурил еще три лунки - еще три окуня. Зная, что Михаил ловит на миниатюрные балансирчики Izumi, сменил семисантиметровый "Куусамо" на "малыша", а того - на вертикальную блесну. Но все равно рыба ловилась неважно. Стало ясно, что "дело не в бобине", и надо четче попадать в рельеф.

Время подходило к 11.00, когда Даниил, узнавший по телефону о наших скромных успехах, оставил дальние коряжники и со всех ног поспешил к нам. С его приходом на первом пятачке стало совсем тесно, и я пошел к следующей точке, отмеченной в навигаторе. На этот раз торопиться не стал, выставил подробный масштаб и забурился точно по месту. Сразу стал ловить на крупный балансир окуня до 250 граммов. Успел поймать штук семь, как прибежал вездесущий Даниил. Несмотря на то, что пробурился он довольно корректно, метрах в четырех от меня, клев на моей лунке резко испортился. А вот на лунке Даниила пошла настоящая "раздача". С этой лунки коллега вытащил в итоге более полусотни окуней общим весом почти 10 кг. Самый крупный из пойманных весил ровно 600 граммов -
отличный зимний трофей!

Я решил не портить коллеге праздник перебуриванием, а, собрав вещички, отправился искать новые места. Когда как не по первому льду, что называется? Сработавшие сегодня точки я искал в марте, по толстому вязкому льду, вымучивая каждую поклевочку, но нынче они дали отличный результат. Так почему не побегать и не побурить лед всего 10 см?

До конца дня успел разбурить еще три пятака, два из которых оказались рабочими. "Принцип окуня" в этот день оказался довольно прост. Как только лунка пробуривалась над минимальной на пятаке глубиной, так начинались поклевки. Поймать можно было и двух, и пять окуней, но неизменно - над самым мелким местом.
Гипотезу подтвердил позднее и Даниил, признавший, что в его "золотой" и моей соседней лунке была разница в 10 см. Казалось бы, какая окуню разница, в какой лунке клевать, тем более что основная масса поклевок происходила не у дна, а значитально выше его? Однако факт оставался фактом: везде окунь клевал лучше именно в самом мелком месте.

Еще один факт - крупный балансир любит простор. Это я и раньше наблюдал, убедился в этом и 6 декабря, на Унже. Если я выхожу "по чистому", на неразбуренный участок, то шанс поймать окуня "семеркой" довольно велик. Если рядом набурил сам или помогли товарищи - нужно либо сматывать удочки, либо переходить на более деликатные приманки: мелкие балансиры или вертикальные блесны. Даниил, кстати, набомбил в тот день рыбы именно при помощи вертикальной блесны. Михаил сделал свой улов миниатюрным балансиром и вертикальной блесной.

День клонился к закату, кончались после бессонной ночи и ударного бурения силы, носить рюкзак с рыбой стало тяжело, да к тому же подсели ножи "Моры". Видимо, даже вдалеке от песчаного берега я несколько раз находил абразив. Истощив свою "золотую" лунку, прибежал Даниил. Но мне уже нечем было с ним делиться - вновь пробуренные лунки давали в лучшем случае по одному окуню. Мы пошли к берегу.

4-4.jpgНа берегу встретились с "группой дальнего десантирования". Пробежав несколько перспективных коряжников, где в марте рыба (причем разная) ловится стабильно, они не видели ни одной поклевки. По каким-то причинам (возможно, повышенный уровень воды в реках) окунь держался ближе к берегу. Но в целом "нулевой" результат товарищей я считаю весьма и весьма полезным. Они проделали большую работу, проверили "дальние подступы" и подтвердили факт существования на большой акватории "раннезимних" и "позднезимних" рабочих точек. Такого рода знания - залог будущих успешных рыбалок, а на перспективу надо работать, конечно. Иногда - в ущерб улову в данный конкретный день.

Вот таким было редакционное открытие зимнего сезона 2012-2013. Чуть не на весь сезон запланированы перспективные рыболовные выезды в самые разные уголки нашей области. Результатами этих рыбалок, наблюдениями, открытиями и разочарованиями мы обязательно поделимся с нашими читателями.