Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Уловистые, но малоизвестные наживки

Уловистые, но малоизвестные наживки


260-7-1.jpgСовременный городской рыболов-любитель не задумывается о том, на что будет вылавливать рыбу в предстоящие выходные. Чуть ли не любой магазин рыболовных товаров предоставит богатый ассортимент насадок-наживок. Тут тебе и червь навозный, очищенный во мху, опарыши - личинки мясных мух, взращенные с добавлением пищевых красителей любых цветов радуги. А о консервированных кукурузе, горохе и пшенице что и говорить.

Да только не всегда на ту снедь, даже с навороченными импортными прикормками, сдобренными ароматизаторами, хорошо ловится вожделенная рыба.

Приехали с компанией в верховья Воронежского водохранилища по последнему мартовскому льду - всегда там в ту пору на мормышку, "обутую" мотылем, "дуром" шел неплохонький окунь, а с ним конкурировали за цевье крючка такие же сто-двухсотграммовые плотвицы и красноперки. В этот же приезд ни мотыль, ни опарыш не смогли соблазнить рыбу. Что делать? Не возвращаться же пустыми. Значит, новую, более уловистую, наживку нужно на мормышку подсадить. Какую и где ее искать, по опыту знаю.

Вдоль берега "буйство" подсохшего трепещущего на ветру тростника. К нему и направляюсь. Выламываю стебли с признаками повреждения - дырочками у основания. Там и находится лакомая для рыбы личинка тростниковой моли. Расшелушиваю их, и одна за другой заполняют коробок сантиметровой длины бледно-молочные, не успевшие окуклиться гусеницы...

Словно рыба ждала ту вожделенную наживку - шла на крючок одна за другой...

На эту "букашку" можно успешно ловить с ранней осени до середины весны на поплавочную, мормышечную иль донную снасть. Крупный карась и окунь никогда ею не побрезгуют. А вот летом в молодых стеблях не отыщешь ту наживку - малые бабочки только начинают откладывать туда личинки.

...Однажды чуть не потерпел "фиаско" на одном, год за годом облавливаемом пруду подворонежья, славившемся отменными карасями. Все как обычно: на донку - крутое тесто, замешанное с мелко нарезанной травой фенхеля, для аромата сдобренное подсолнечным маслом. Даже сазанчики тем лакомством не пренебрегают. Удочки снарядил дождевыми и навозными червями. Да и место проверенное. Заякорил лодку у перепада глубин, там, где по утру выходит крупняк на кормежку. А поклевки несмелые, приводили к поимке малюсеньких серебристых карасиков, отправляемых с крючка назад, в водную стихию.

Подплыл ко мне на лодке-плоскодонке местный рыбак из прибрежного села. Поинтересовался успехами. Узнав, что толком-то ничего и не поймал, предложил купить часть его улова. А в подтверждение слов приподнял из-под борта садок с копошащимся там крупным карасем.

Стыдоба какая-то получается. Не последний я из племени рыбаков, чтоб рыбу у сотоварища по страсти покупать. Так, на всякий случай спросил:

 - А на какую наживку столь знатных рыбех изловить изволили?

 - На кусочки соленого сала, - последовал ответ. Поняв, что проговорился, и "облом" произошел с продажей улова, тут же и отчалил от моего утлого резинового суденышка.

Сало. А оно у меня всегда в загашнике съестного "тормозка" вместе с чаем в термосе на рыбалке. Режу шмат его на мелкие кубики и... на крючки, себе же в рот шкурку и мясную прослойку. Успел проголодаться к тому времени...

Новая наживка "сработала", несмотря на приближение полудня, карась и немалый: трехсот-четырехсотграммовый, соблазнялся на сало один за другим. Донку пришлось смотать и одну из удочек, а ловить стал на оставшуюся. Таким активным был клев. Вовремя остановился - куда нашей семье столько рыбы... Такими вот привлекательными кусочки соленого сала оказались.

Частенько потом использовал я эту наживку при ловле карасей, не всегда она, правда, "срабатывала", хотя один раз на нее и сазанчика под три кило вытащил...

Всяк случается на рыбалке, бывает, и ловить рыбу не на что. Иль наживку дома забыл, иль при многодневном сидении где-то на выезде она просто заканчивается. В таких случаях приступаю к поискам "подножного", то бишь подводного, рыбьего корма. Перво-наперво отыскиваю приболоченную заводь, поросшую тростником и рогозом, близ их корневищ вытаскиваю веслом разросшиеся зеленые водоросли - нитчатку, а по-простецки - тину. В ней много какого лакомства для рыбы отыскать можно. Пиявки, личинки стрекозы, бокоплавы - все пойдет на крючок.

За свою длинную рыбацкую жизненную эпопею самых крупных окуней ловил не на блесну и живцов, а на конских пиявок, правда, с придавленной предварительно присоской. До килограмма весом попадались колючие полосатики на эту вертлявую наживку.

Личинка стрекозы тоже лакома для окуня, но коль действо происходит не на пруду, а на проточном водоеме, то охочи до нее язь, голавль и крупная красноперка. А про бокоплава-бормыша-гаммаруса - по-разному того мелкого рачка называют, и говорить нечего. Даже брусчатый великовозрастный пескарь на перекатах мелководья на него соблазнится. Не говоря уж о стремительных ельцах и уклейках. В речных заводях, старицах, озерах и прудах бокоплав вообще незаменим при затяжном бесклевье для привлечения к крючку рыб из семейства карповых...

Юрий Демин, г. Воронеж