Уловистые и малоизвестные наживки и насадки
Юрий Демин, г. Воронеж
Фото автора
Современный городской рыболов-любитель не задумывается о том, на что будет ловить рыбу в предстоящие выходные. Чуть ли не любой магазин рыболовных товаров предоставит богатый ассортимент насадок-наживок. Тут тебе и червь навозный, очищенный во мху, опарыши – личинки мясных мух, взращенные с добавлением пищевых красителей, любых цветов радуги. А о консервированных кукурузе, горохе и пшенице, что и говорить.
Да только не всегда на ту снедь, даже с навороченными импортными прикормками, сдобренными ароматизаторами, хорошо ловится вожделенная рыба.
Приехали с компанией в верховья Воронежского водохранилища, по последнему мартовскому льду – всегда там в ту пору на мормышку, “обутую” мотылем, “дуром” шел неплохонький окунь, а с ним конкурировали такие же сто-двухсотграммовые плотвицы и красноперки. В этот же приезд ни мотыль, ни опарыш не смогли соблазнить рыбу. Что делать? Не возвращаться же пустыми. Значит, новую, более уловистую наживку нужно на мормышку подсадить. Какую и где искать, по опыту знаю. Вдоль берега “буйство” подсохшего трепещущего на ветру тростника. К нему и направляюсь. Выламываю стебли с признаками повреждения – дырочками у основания. Там и находится лакомая для рыбы личинка тростниковой моли. Расшелушиваю тростинки одну за другой, и заполняют коробок сантиметровой длины бледно-молочные, не успевшие окуклиться гусеницы…
Словно ждала рыба ту вожделенную наживку – шла на крючок одна за другой…
На эту “букашку” можно успешно ловить с ранней осени до середины весны на поплавочную, мормышечную иль донную снасть. Крупный карась и окунь никогда ею не побрезгуют. А вот летом в молодых стеблях тростника не отыщешь ту лакомую приманку – малые бабочки только начинают откладывать в стебли яйца.
Однажды чуть не потерпел “фиаско” на одном, год за годом, облавливаемом пруду подворонежья, славившимся отменными карасями. Все как обычно: на донку – крутое тесто, замешанное с мелко нарезанной травой фенхеля для аромата, да к тому же сдобренное подсолнечным маслом. Даже сазанчики тем лакомством не пренебрегали. Удочки снарядил дождевыми и навозными червями. Да и место проверенное.
Заякорил лодку у перепада глубин, там, где поутру выходил крупняк на кормежку. А поклевки несмелые приводили к поимке лишь малюсеньких серебристых карасиков, отправляемых с крючка назад, в водную стихию.
Подплыл ко мне на лодке-плоскодонке местный рыбак из прибрежного села.
Поинтересовался успехами. Узнав, что толком-то ничего и не поймал, предложил купить часть его улова. А в подтверждение слов показал садок с копошащимся там крупным карасем.
Стыдоба какая-то получается. Не последний я из племени рыбаков, чтобы рыбу у сотоварища по страсти покупать.
Так, на всякий случай и спросил:
– А на какую наживку столь знатных рыбех изловить изволили?
– На кусочки соленого сала, – последовал ответ. Поняв, что проговорился, и “облом” произошел с продажей улова, рыболов тут же и отчалил.
Сало. А оно у меня всегда в загашнике съестного “тормозка”. Режу шмат его на мелкие кубики, и… на крючки, себе же в рот шкурку и мясную прослойку. Успел проголодаться к тому времени…
Новая наживка “сработала” несмотря на приближение полудня, карась и немалый: трехсот-четырехсотграммовый соблазнялся на сало один за другим. Донку пришлось смотать и одну из удочек, а ловить стал на оставшуюся. Таким активным был клев. Вовремя остановился – куда нашей семье столько рыбы… Такими вот привлекательными кусочки соленого сала для карасей оказались. Частенько в дальнейшем использовал я эту наживку при ловле, не всегда, правда, она “срабатывала”, хотя один раз на нее и сазанчика под три кило вытащил.
Всякое случается на рыбалке, бывает и ловить рыбу не на что. Иль наживку дома забыл, иль при многодневном сидении где-то на выезде она просто заканчивается. В таких случаях приступаю к поискам “подножного”, то бишь, подводного рыбьего корма. Перво-наперво отыскиваю приболоченную заводь, поросшую тростником и рогозом, близ их корневищ вытаскиваю веслом разросшиеся зеленые водоросли – нитчатку, а по-простецки – тину. В ней много какого лакомства для рыбы отыскать можно. Пиявки, личинки стрекозы, бокоплавы – все пойдет на крючок.
За свою длинную рыбацкую жизненную эпопею самых крупных окуней ловил не на блесну и живцов, а на конских пиявок, правда, с придавленной предварительно присоской. До килограмма весом попадались колючие полосатики на эту вертлявую насадку. Личинка стрекозы тоже лакома для окуня, но коль действо происходит не на пруду, а на проточном водоеме, то охочи до нее язь, голавль и крупная красноперка. Молодая же стрекоза, еще не обсохшая, только вышедшая из личинки, так вообще завлекалка для всей крупной рыбы. Найти ее просто: нужно лишь осматривать прибрежные заросли куги, куда она, еще будучи в подводной стадии, выходит для рождения.
А про бокоплава-бормыша-гаммаруса – по-разному того мелкого рачка называют, и говорить нечего. Даже брусчатый великовозрастный пескарь на перекатах мелководья на него соблазнится. Не говоря уж об стремительных ельцах и уклейках. В речных заводях, старицах, озерах и прудах, бокоплав вообще не заменим при затяжном бесклевье для привлечения к крючку рыб из семейства карповых.
Обитающие в наших водах двустворчатые моллюски: беззубки и перловицы, также представляют изысканную пищу для хищной рыбы. Щука, конечно, на их “ногу” соблазняется лишь в малопроточных или изолированных водоемах, бедных белью, а вот голавль на течении хватает их склизкое тело весьма активно.
Не надо забывать и о личинках жуковносорогов и майского хруща, обитающих в навозе и перегное. Крупные белесые с коричневатыми головками личинки привлекательны для голавлей и небольших сомят (таких, до пяти килограммов, на них ловил я неоднократно, правда, из-за малых размеров поимцев отправлял их назад в родную стихию, но вот азарт при вываживании брал свое).
Я всегда при посещении нового места рыбалки стараюсь пообщаться с местными рыбарями, и порой, их советы дают прекрасные результаты.
Ловил на Среднем Дону в середке лета густеру и мелкого подлещика на червя. Клев был так себе, как в народе говорят: “В час по чайной ложке”, а по соседству рыболов таскал одного за другим крупнючих рыбцов и за кило весом лещей. Перед уходом раскрыл он свой секрет и оставил (до следующего утра) загнутую с обоих концов и насаженную на длиннющий черенок лопату. С помощью этой нехитрой приспособы, которую запускал я в ил с берега, умудрился извлекать личинок поденки, по местному прозванию – метелику.
И такой клев белой рыбы начался следующим утром, что до того знакомства с новой насадкой никогда и не видел. Вспоминается еще один случай, когда приехал на рыбалку на Дон, протекающий в Липецкой области. Лавливался бирючок в паре с окуньками активно, но вот солидная рыбеха явно избегала крючка. Хотя… крупный голавль на перекатах “глушил” мелочевку почти ежеминутно. Но как его взять? И опять же подсказал местный рыбак.
– Возьми ведро или котелок, – молвил он, – да зайди в воду по пояс, да и зачерпни полную посудину ила, а на берегу и найдешь в нем пескаву (личинка миноги, – прим. автора). На нее-то и лови. Только за тело ее два зацепа крупным одинарным крючком делай.
Последовал совету. Извозился весь в грязи, но полтора десятка пескав выловил. И что удивительно, почти все поставы были уловистыми. На одну попался судак на два кило, а на остальные – голавли от килограмма до трех. Вот тебе и личинка миноги, заставившая повозиться в иле и принесшая такой результат! И еще одна неординарная наживка для хищника. Порой, в жару мелкую рыбешку бывает проблематично и поймать, а по соседству гоняет ее окунь, да и голавль с жерехом беснуются. Что тогда предпринять? Я в этих случаях, если поблизости находятся песчаные отмели, раздеваюсь до трусов и начинаю ходить по мелководью. И, если под пяткой возникает какое-то шевеление, то сразу запускаю под нее руку. И… вскоре в ней оказывается малая, на вьюна похожая, рыбешка по прозванию – щиповка. Живет она в летнюю пору в песке, питаясь там бентосом, а вот весной и осенью лишь в тине поймать ее возможно.
Вертлява на крючке щиповка, но вот окунь, язь и голавль до нее уж дюже охочи. Единственное, сажая ее на крючок, нужно, чтобы грузило не доставало до дна. Иначе зароется таинственная рыбка в песок, и тогда вожделенного вам поимца не видать.
Описал я, конечно, не все уловистые и мало применяемые насадки и наживки, но, надеюсь, читатели газеты поделятся и своими секретами ловли.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 11(385) 2018 г.