Уловистая жерлица на крупного хищника
Из многих живцовых снастей, придуманных изобретательными рыболовами, жерлица-рогулька была и остается наиболее результативной и при этом удивительно простой снастью. Жерлицами-рогульками ловили рыболовы еще XIX века. В то время не было понятия - спортивная рыбалка. Поэтому крестьяне и мастеровые ориентировались в первую очередь на количество пойманной рыбы и ее размеры. И ставная жерлица, о которой идет речь, оправдывала все ожидания простых рыболовов.
Еще одним плюсом снасти является то, что, наживив жерлицы, можно уходить по своим делам или параллельно заниматься ловлей на поплавочные удочки или спиннинг, отдавая должное уже ловле спортивной или созерцательно-тихой, если говорить о маховой удочке на карасевом пруду.
Другим плюсом можно назвать и то, что на живцовую эту снасть берет большей частью крупная рыба. И здесь имеется возможность отсекать хватки мелких щурят и окуней, наживляя крючки жерлиц крупными живцами. Если в природе щука или окунь вполне могут напасть на довольно крупную рыбину-жертву, то на большого живца на крючке мелкие хищники нападают реже. Берут в основном увесистые щуки и окуни. Но в арсенале жерличника должны быть снасти и более миниатюрные, поскольку в некоторых водоемах просто нет крупного хищника. К тому же жерлицы с тонкой оснасткой и мелкими крючками часто выручают в периоды отсутствия жора у хищной рыбы. Грубые снасти в это время работают плохо.
Основной частью жерлицы является обычная деревянная рогулька, сделанная из развилки берегового кустарника. Ее следует осторожно очистить от коры и высушить. Если намотать леску на сырую рогульку, то ее сдавит упругой монофильной леской. Плетенка для жерлиц не применяется, так как она будет обязательно путаться и превращаться в узлы, которые уже невозможно развязать.
На конце одной из развилок рогульки делается пропил или расщеп, куда будет вставляться леска, чтобы зафиксировать нужную глубину погружения живца. Во время хватки хищника леска выскальзывает из расщепа, и рыба свободно сбрасывает леску с рогульки, двигаясь в укрытие и заглатывая живца. И здесь есть ключевые моменты, на которые следует обратить внимание. Важно, чтобы леска была защемлена не слишком туго, иначе хищник может наколоться и бросить живца. При слабо закрепленной леске ее может сдернуть сильный живец. Также надо следить за тем, чтобы рогулька была гладкой, без сучков и зазубрин, за которые может зацепиться леска. Поэтому рогульки лучше выпилить из какого-нибудь пластика. К тому же в этом случае жерлицы станут тяжелее, и раскачка их от ветра уменьшится. (Болтаясь на ветру, легкие рогульки "задергивают" живца, и тот живет более короткое время.)
Теперь об оснастке жерлицы. На рогульку наматывают около 8-12 м толстой лески, диаметр которой составляет 0,6 мм. Оснащение жерлицы толстой леской необходимо для того, чтобы при вываживании крупной рыбины не порезать руки леской. Другим моментом является то, что шесты с жерлицами-рогульками обычно устанавливают в оконцах среди травы, а также в прогалах-коридорах и по кромке полосы растительности. Значит, после хватки хищник обязательно уйдет в заросли травы. Несмотря на кажущуюся ошибку в такой установке снасти, именно это позволяет оставлять жерлицы в расчете на "самолов". Схватив живца, щука уходит в траву. Там она заглатывает живца и пытается сорваться с крючка. Но упругие стебли растительности не позволяют крупному хищнику выбрасываться из воды и совершать резкие рывки. Трава является тормозом-амортизатором для разбушевавшейся рыбины. В конце концов хищник утомляется и терпеливо ждет, когда его снимут с крючка. И толстая леска будет кстати для того, чтобы без опаски выпутывать попавшуюся рыбину из зарослей травы, при этом смело обрезая леской стебли кувшинок или роголистника.
На конце лески ставится обычно небольшое грузило, к примеру, оливка. Ловля жерлицами происходит на небольшой глубине и в местах тиховодных. Поэтому нет необходимости ставить тяжелое грузило.
За грузилом привязывается вертлюжок с крепкой и крупной застежкой, которая нужна для крепления металлического поводка. Если живца цеплять за губу и спинной плавник одновременно, для чего применяют снасточку из одинарного крючка и двойника, то необязательно снимать поводок. Для использования "финского" крючка и насадки живца сквозь жабры поводок должен быть съемным.
Если говорить о так называемом "финском" крючке, то это наиболее надежный и успешный вариант насадки живца, когда сходов почти не бывает. Единственным недостатком такого способа можно назвать более короткий срок службы живца, так как поводок пропускается сквозь его жабры.
Подцепленный за спинку живец служит дольше, но при этом бывает много пустых хваток и сходов. "Финский" крючок не допускает сходов, так как хищная рыба заглатывает его вместе с живцом без особых затруднений. Крючок изготавливают из рояльной пружинной проволоки. Внешне он напоминает острые усики, расходящиеся в стороны. Обычно хищник хватает живца поперек и, разворачивая его в пасти, заглатывает. "Финский" крючок находится во рту живца и свободно проходит в глотку хищника. При первых рывках он становится "враспор", держа рыбину надежно-верно до прихода рыболова.
Если применять "финский" крючок, то поводок должен быть изготовлен из жесткого материала, к примеру, из тонкой стальной проволоки, а лучше из нихрома, свитого вдвое или втрое. Это нужно для того, чтобы легко пропускать поводок в рот живца и выводить через жабры, пристегивая затем к застежке-скрепке.
Как уже говорилось, жерлицы выставляются у растительности, в самых удачных местах щучьих засад - в прогалах и оконцах среди травы. Но если поставить снасти слишком близко от растительности, то живец обязательно уйдет в траву, где его не будет видно хищнику. Это надо учитывать при установке жерлиц. Также не следует втыкать шесты жерлиц под большим углом к воде, иначе живец захлестнется за шест. Самым оптимальным вариантом является установка шеста жерлицы под углом в 45 градусов. Учитывая, что ловля жерлицами-рогульками происходит обычно в траве на мелководье, то потребуются шесты около 4 м длиной, а лучше, если они будут длиннее. На глубинах более 2 м потребуются слишком длинные шесты. Здесь лучше ставить плавучие жерлицы-кружки.
Какая же крупная рыба может взять на мели? - спросите вы. Но замечено, что и самые крупные хищники выходят охотиться утром и вечером именно к траве в прибрежной части водоема или к полосам и островкам кувшинок посреди озера и пруда. Чистые и глубокие ямы - места стоянок хищника, но никак не охоты.
...Этим утром я остановился на Жареном бугре. Не знаю, почему уж так назвали это место? Говорят, бурлаки здесь ночевали, варили уху, какую-то баню и стирку затевали. И "жарили" свое белье, выгоняя нательных насекомых. Мол, оттого и бугор теперь Жареным зовется... Это все спорно, да и Волга была до затопления гораздо дальше отсюда, но бугор красивый. С него далеко видны острова и протоки зоны затопления Чебоксарской ГЭС. А под самым бугром, за отмелью, видимо, тянется русло затопленной речушки Рутки. Глубина в этом месте встречается до десяти метров и больше.
Все утро я посвятил спиннингу. Ушел на лодке еще в утреннем сумраке в коряжник, где проводил "незацепляйки" и "червей" по самым гиблым местам, где стояли и лежали стволы деревьев. Результатом были лишь два "карандаша", едва тянувших на килограмм. С рассветом хватки на любые приманки прекратились совсем. Я вернулся к бугру и принялся дергать в прибрежной траве сорожку и красноперку на червя и опарыша. Причем многие рыбки были в шрамах и порезах от щучьих зубов...
Между тем на границе отмели и русла затопленной Рутки время от времени слышались тяжелые удары щучьего хвоста. Эх, ну никак не удается отдохнуть за тиховодной ловлей красивой красноперки! Травит душу хищник своими увесистыми шлепками и бурунами на зеркальной глади водохранилища. Опять готовлю спиннинг и выхожу к Рутке, лежащей сейчас под уровнем водохранилища. Несколько бросков отдаю тяжелым колебалкам, проводя их у дна. Затем перешел на джиговые приманки. На твистер стукнул небольшой судачок, но щука не брала. Уж не знаю, что ей еще нужно? Пробовал ловить и на воблеры, но пятнистая сегодня меня явно игнорировала.
Так... У меня же в сумке лежит десяток проверенных жерлиц-рогулек. Красноперка и сорожка берут на удочку часто и весело. Живец есть. Иногда поймать его бывает труднее, чем саму хищницу, но только не сейчас...
Найдя в прибрежном ивняке несколько длинных сухих стволов, пытаюсь их срубить топором. Сухой ивняк, как железо... Кое-как подается. Выхожу на лодке к травке на границе мели и глубокого русла и втыкаю шесты. Одни ставлю по кромке роголистника, а другие - в оконца и коридоры среди растительности. Затем при помощи петли вешаю на шесты рогульки. Все... Остается поставить живцов.
Надергав десяток сорожек и красноперок, ставлю их на жерлицы. Рогульки весело закрутились, уходя то в одну сторону, то в другую. Это рыбки-живцы пытаются дотянуться до края растительности, чтобы в ней спрятаться от хищника.
Поставив жерлицы, опять принимаюсь за ловлю красноперки в стороне от жерлиц. Но спокойно половить не удается. Одна из рогулек вдруг качнулась и закрутилась, переваливаясь из стороны в сторону. С нее начала сбрасываться леска. Вскоре рогулька была уже пустая. Она висела наклонно на туго натянутой леске, уходящей в заросли роголистника. Пора к жерлице... Подплыв к снасти, я вывел из травы щуку килограмма на два с половиной. Почин есть!..
В этот раз, как уже бывало, выручили жерлицы. На них до полудня было поймано еще две щуки.
Александр Токарев, г. Йошкар-Ола
Фото автора
Еще одним плюсом снасти является то, что, наживив жерлицы, можно уходить по своим делам или параллельно заниматься ловлей на поплавочные удочки или спиннинг, отдавая должное уже ловле спортивной или созерцательно-тихой, если говорить о маховой удочке на карасевом пруду.
Другим плюсом можно назвать и то, что на живцовую эту снасть берет большей частью крупная рыба. И здесь имеется возможность отсекать хватки мелких щурят и окуней, наживляя крючки жерлиц крупными живцами. Если в природе щука или окунь вполне могут напасть на довольно крупную рыбину-жертву, то на большого живца на крючке мелкие хищники нападают реже. Берут в основном увесистые щуки и окуни. Но в арсенале жерличника должны быть снасти и более миниатюрные, поскольку в некоторых водоемах просто нет крупного хищника. К тому же жерлицы с тонкой оснасткой и мелкими крючками часто выручают в периоды отсутствия жора у хищной рыбы. Грубые снасти в это время работают плохо.
Основной частью жерлицы является обычная деревянная рогулька, сделанная из развилки берегового кустарника. Ее следует осторожно очистить от коры и высушить. Если намотать леску на сырую рогульку, то ее сдавит упругой монофильной леской. Плетенка для жерлиц не применяется, так как она будет обязательно путаться и превращаться в узлы, которые уже невозможно развязать.
На конце одной из развилок рогульки делается пропил или расщеп, куда будет вставляться леска, чтобы зафиксировать нужную глубину погружения живца. Во время хватки хищника леска выскальзывает из расщепа, и рыба свободно сбрасывает леску с рогульки, двигаясь в укрытие и заглатывая живца. И здесь есть ключевые моменты, на которые следует обратить внимание. Важно, чтобы леска была защемлена не слишком туго, иначе хищник может наколоться и бросить живца. При слабо закрепленной леске ее может сдернуть сильный живец. Также надо следить за тем, чтобы рогулька была гладкой, без сучков и зазубрин, за которые может зацепиться леска. Поэтому рогульки лучше выпилить из какого-нибудь пластика. К тому же в этом случае жерлицы станут тяжелее, и раскачка их от ветра уменьшится. (Болтаясь на ветру, легкие рогульки "задергивают" живца, и тот живет более короткое время.)
Теперь об оснастке жерлицы. На рогульку наматывают около 8-12 м толстой лески, диаметр которой составляет 0,6 мм. Оснащение жерлицы толстой леской необходимо для того, чтобы при вываживании крупной рыбины не порезать руки леской. Другим моментом является то, что шесты с жерлицами-рогульками обычно устанавливают в оконцах среди травы, а также в прогалах-коридорах и по кромке полосы растительности. Значит, после хватки хищник обязательно уйдет в заросли травы. Несмотря на кажущуюся ошибку в такой установке снасти, именно это позволяет оставлять жерлицы в расчете на "самолов". Схватив живца, щука уходит в траву. Там она заглатывает живца и пытается сорваться с крючка. Но упругие стебли растительности не позволяют крупному хищнику выбрасываться из воды и совершать резкие рывки. Трава является тормозом-амортизатором для разбушевавшейся рыбины. В конце концов хищник утомляется и терпеливо ждет, когда его снимут с крючка. И толстая леска будет кстати для того, чтобы без опаски выпутывать попавшуюся рыбину из зарослей травы, при этом смело обрезая леской стебли кувшинок или роголистника.
На конце лески ставится обычно небольшое грузило, к примеру, оливка. Ловля жерлицами происходит на небольшой глубине и в местах тиховодных. Поэтому нет необходимости ставить тяжелое грузило.
За грузилом привязывается вертлюжок с крепкой и крупной застежкой, которая нужна для крепления металлического поводка. Если живца цеплять за губу и спинной плавник одновременно, для чего применяют снасточку из одинарного крючка и двойника, то необязательно снимать поводок. Для использования "финского" крючка и насадки живца сквозь жабры поводок должен быть съемным.
Если говорить о так называемом "финском" крючке, то это наиболее надежный и успешный вариант насадки живца, когда сходов почти не бывает. Единственным недостатком такого способа можно назвать более короткий срок службы живца, так как поводок пропускается сквозь его жабры.
Подцепленный за спинку живец служит дольше, но при этом бывает много пустых хваток и сходов. "Финский" крючок не допускает сходов, так как хищная рыба заглатывает его вместе с живцом без особых затруднений. Крючок изготавливают из рояльной пружинной проволоки. Внешне он напоминает острые усики, расходящиеся в стороны. Обычно хищник хватает живца поперек и, разворачивая его в пасти, заглатывает. "Финский" крючок находится во рту живца и свободно проходит в глотку хищника. При первых рывках он становится "враспор", держа рыбину надежно-верно до прихода рыболова.
Если применять "финский" крючок, то поводок должен быть изготовлен из жесткого материала, к примеру, из тонкой стальной проволоки, а лучше из нихрома, свитого вдвое или втрое. Это нужно для того, чтобы легко пропускать поводок в рот живца и выводить через жабры, пристегивая затем к застежке-скрепке.
Как уже говорилось, жерлицы выставляются у растительности, в самых удачных местах щучьих засад - в прогалах и оконцах среди травы. Но если поставить снасти слишком близко от растительности, то живец обязательно уйдет в траву, где его не будет видно хищнику. Это надо учитывать при установке жерлиц. Также не следует втыкать шесты жерлиц под большим углом к воде, иначе живец захлестнется за шест. Самым оптимальным вариантом является установка шеста жерлицы под углом в 45 градусов. Учитывая, что ловля жерлицами-рогульками происходит обычно в траве на мелководье, то потребуются шесты около 4 м длиной, а лучше, если они будут длиннее. На глубинах более 2 м потребуются слишком длинные шесты. Здесь лучше ставить плавучие жерлицы-кружки.
Какая же крупная рыба может взять на мели? - спросите вы. Но замечено, что и самые крупные хищники выходят охотиться утром и вечером именно к траве в прибрежной части водоема или к полосам и островкам кувшинок посреди озера и пруда. Чистые и глубокие ямы - места стоянок хищника, но никак не охоты.
...Этим утром я остановился на Жареном бугре. Не знаю, почему уж так назвали это место? Говорят, бурлаки здесь ночевали, варили уху, какую-то баню и стирку затевали. И "жарили" свое белье, выгоняя нательных насекомых. Мол, оттого и бугор теперь Жареным зовется... Это все спорно, да и Волга была до затопления гораздо дальше отсюда, но бугор красивый. С него далеко видны острова и протоки зоны затопления Чебоксарской ГЭС. А под самым бугром, за отмелью, видимо, тянется русло затопленной речушки Рутки. Глубина в этом месте встречается до десяти метров и больше.
Все утро я посвятил спиннингу. Ушел на лодке еще в утреннем сумраке в коряжник, где проводил "незацепляйки" и "червей" по самым гиблым местам, где стояли и лежали стволы деревьев. Результатом были лишь два "карандаша", едва тянувших на килограмм. С рассветом хватки на любые приманки прекратились совсем. Я вернулся к бугру и принялся дергать в прибрежной траве сорожку и красноперку на червя и опарыша. Причем многие рыбки были в шрамах и порезах от щучьих зубов...
Между тем на границе отмели и русла затопленной Рутки время от времени слышались тяжелые удары щучьего хвоста. Эх, ну никак не удается отдохнуть за тиховодной ловлей красивой красноперки! Травит душу хищник своими увесистыми шлепками и бурунами на зеркальной глади водохранилища. Опять готовлю спиннинг и выхожу к Рутке, лежащей сейчас под уровнем водохранилища. Несколько бросков отдаю тяжелым колебалкам, проводя их у дна. Затем перешел на джиговые приманки. На твистер стукнул небольшой судачок, но щука не брала. Уж не знаю, что ей еще нужно? Пробовал ловить и на воблеры, но пятнистая сегодня меня явно игнорировала.
Так... У меня же в сумке лежит десяток проверенных жерлиц-рогулек. Красноперка и сорожка берут на удочку часто и весело. Живец есть. Иногда поймать его бывает труднее, чем саму хищницу, но только не сейчас...
Найдя в прибрежном ивняке несколько длинных сухих стволов, пытаюсь их срубить топором. Сухой ивняк, как железо... Кое-как подается. Выхожу на лодке к травке на границе мели и глубокого русла и втыкаю шесты. Одни ставлю по кромке роголистника, а другие - в оконца и коридоры среди растительности. Затем при помощи петли вешаю на шесты рогульки. Все... Остается поставить живцов.
Надергав десяток сорожек и красноперок, ставлю их на жерлицы. Рогульки весело закрутились, уходя то в одну сторону, то в другую. Это рыбки-живцы пытаются дотянуться до края растительности, чтобы в ней спрятаться от хищника.
Поставив жерлицы, опять принимаюсь за ловлю красноперки в стороне от жерлиц. Но спокойно половить не удается. Одна из рогулек вдруг качнулась и закрутилась, переваливаясь из стороны в сторону. С нее начала сбрасываться леска. Вскоре рогулька была уже пустая. Она висела наклонно на туго натянутой леске, уходящей в заросли роголистника. Пора к жерлице... Подплыв к снасти, я вывел из травы щуку килограмма на два с половиной. Почин есть!..
В этот раз, как уже бывало, выручили жерлицы. На них до полудня было поймано еще две щуки.
Александр Токарев, г. Йошкар-Ола
Фото автора