Уловистая точка
Как я учился ловить хищную рыбу у опытных алтайских блеснильщиков - история долгая. На безнасадочные мормышки ловил успешно, и многие рыболовы мне завидовали. Но мне хотелось обязательно научиться ловить со льду щук и судаков, так как считал, что блеснение является вершиной рыбацкого мастерства.
Все чаще планировал свой рыболовный день так: утром блеснил в компании опытных асов-щукарей, а когда чувствовал, что можно остаться вообще без рыбы, доставал удочку с "чертиком" и "долбил" подлещиков. Успевая обловить многих поплавочников и заполнить ящик мелочевкой.
Упорство и общение с мастерами блесны дало свои результаты. Появились уловистые "железки", и стал чувствовать игру приманки. Уже небесцельно подражал стоявшим рядом "старикам", а почувствовал свой стиль ловли. Делал равномерный подброс блесны, выдерживал паузу, слегка вздрагивал вершинкой удильника и ждал хватку хищника. Любимой приманкой на долгие годы стали "блесны Власова". Теперь опытные блеснильщики интересовались моей ловлей и копировали блесны.
Блеснение мне нравилось, но и от безнасадок я отходить не собирался. Бурил ряд лунок. Сначала проверял их на наличие хищной рыбы, а затем проверял "чертиками". Сразу убивал двух зайцев и заметно разнообразил свой дневной улов.
Еще меня интересовал один вопрос, почему пенсионеры бурили лунок в несколько раз меньше, но постоянно были со щуками. Начал вести за ними наблюдение и сопоставлять их рыбалку со своей. Вновь сделал небольшое открытие для себя. Рыболовы старались придти на водоем затемно и часто не столько бурили новые лунки, а разбуривали старые, порой затрачивая на это занятие больше времени и труда. Толщина льда в январе-феврале на алтайских водоемах достигает больше метра, так что не все еще мне было понятно.
В один из выездов, при температуре воздуха -29, на льду обского залива из блеснильщиков были только мы с напарником и десяток палаток поплавочников. Почти до полудня мы согревались бурением лунок и их проверок на наличие хищников. Товарищу повезло больше: он двух щучонок по килограмму выдернул, а на мои проверенные блесны даже толчка не было.
Ближе к берегу, где обычно стоял пенсионер Федор Иванович, я обнаружил шесть пробуренных близко друг к другу лунок. Лунки промерзли, и о том, чтобы по ним пройти шнеком, не было и речи. Сделал свою по соседству, отступив саму малость, сантиметров десять не больше. Нашел дно. Подмотал леску сантиметров на пятнадцать. Сделал подброс. Выдержал паузу. Снова подброс.
В течение сорока секунд лунка затянулась ледяной пленкой. Рядом воткнут в снег метровый прут, которым и разгоняю ледяное "сало". Только начал прочищать отверстие, в этот момент происходит хватка. Четыре перехвата лески руками - и полуторакилограммовая щука показала свою зубастую пасть из лунки. Выбросил на лед. Пока освобождал тройник, руки замерзли. В меховых варежках быстро отогрелись.
Дыханием размораживаю кисточку из красных ниток и бросаю блесну в прочищенную прутом лунку. Минут десять полная тишина. Пора согреться - и, взяв в руки ледобур, отступив метра три от уловистой лунки, проделываю в метровом льду еще пару отверстий. Пока не схватились, проверяю их, но безрезультатно.
Возвращаюсь к успевшей замерзнуть на льду щуке, и буквально на втором подбросе - вновь хватка. Еще одна зубастая попалась, но меньше размером.
Напарник испытывать судьбу не стал и пробурился в метрах пяти от меня. В течение двух часов я уходил проверять свежепробуренные лунки и возвращался на счастливую, из которой поднял в общей сложности пять щук. Товарищ так и остался с двумя.
Значит, не зря пишут авторы в рыболовной периодике про уловистые точки и рыбьи тропы. На поверхности льда все ровно, а в подводном мире есть рыбьи дороги и засады, где держится хищная рыба.
Через пару дней заметно потеплело, и мои рыболовы-пенсионеры дружно вышли на рыбалку. Выпавший снежок припорошил лунки и следы моего вторжения на чужую территорию. Как мне хотелось проверить свое маленькое открытие на счастливой лунке, но там уже расположился Федор Иванович. Сделал свои лунки недалеко от него. К полудню у Ивановича были в улове три щуки, у меня - одна. Всех пенсионер взял с одной точки. Хочется отметить, что глубина в районе рабочей лунки была на метр меньше, чем в соседних.
Обычно информация о клеве хищников на отдельных участках Оби приходит к нам к наступившим выходным дням с опозданием. Новость недели: пойманный в районе городского телецентра, где обское течение крутит, восьмикилограммовый таймень.
Поддавшись ажиотажу, поехал на Обь к телецентру. Блеснильщиков на довольно большой площади было человек пятьдесят. Большая половина - знакомые рыболовы. Навожу справки о таймене, на каком участке он был выловлен и... вот удача, мне показали замерзшую лунку, из которой он был доставлен на поверхность.
Не знаю, из каких соображений я пробурился вплотную к замерзшему отверстию и достал снасть с "блесной Власова" на судака. Снос течением приманки был ощутимый, и после продолжительной паузы блесна ложилась на грунт. Не долго думая, беру другой удильник, с леской диаметром 0,40 мм и тяжелой "Власовкой". Ни о чем не думая, просто блеснил и посматривал по сторонам, где судак проявляет свою активность.
На одном из падений блесны вниз я не ощутил веса приманки. Сделал размашистую подсечку и... словно тройником за бревно зацепился. Тупой удар - и снасть с силой прижимает засекшаяся рыбина к створу лунки. Мать честная, неужели таймень? Началась борьба, которая привлекла к моему месту ловли соседей. Наготове была пешня и багорик товарищей. Таймешонок сопротивлялся недолго, а как только коснулся головой кромки льда, успешно был забагрен с первого роза. Даже в лунку диаметром на 160 мм вошел без проблем и хлопот. Здесь же его и взвесили. Потянул тайменьчик всего лишь на пять с половиной килограммов.
Через неделю встречаю знакомого рыболова, который меня в лицо знает, а фамилию нет. С подробностями рассказывает про мужика, который в газеты пишет, как он пришел на лед к телецентру, сделал всего одну лунку и поймал тайменя. Рассказчик также поведал, что собственноручно помогал пешней расширять лунку и помогал вытаскивать рыбину. Вес пойманного тайменя увеличился до 12 кг. А уже через неделю я стал сомневаться в правильности показаний своего безмена.
Итак, вновь сработала уловистая точка, и поимку тайменя с натяжкой можно назвать случайностью.
Еще один эпизод с уловистым участком произошел у меня на глубоком гребном канале. Позвонил знакомый рыболов и сообщил, что на канале вчера он поймал на блесну трех судаков, самый мелкий из выловленных был на килограмм. Точной наводки, увы, не последовало. Объяснение одно: с правой стороны от свай, если смотришь в направлении Оби.
Конец января. В выходной день еду на канал. На всем водоеме десять окунятников и ниодного блеснильщика. Зачем поперся? Судаков захотелось?
Стал высматривать лунки с правой стороны от свай и анализировать, где товарищем были выловлены судаки. Обнаруживаю рядом набуренные лунки довольно быстро. Так кромсают лед, когда под ним обнаруживают стайку клыкастого. Делаю на этом участке свои лунки. Не оставляю без внимания и округу. День проходит впустую. Когда надежды были потеряны, именно свежепробуренные среди промерзших лунки сработали. За два подхода с близкорасположенных лунок поднял пять вполне приличных судаков. Было еще два пустых толчка.
Сейчас для меня блеснение стоит на одном уровне с ловлей рыбы на безнасадочные мормышки. Хорошо чувствую настроение на водоеме и, если вижу, что рыба "пошла", стараюсь не упустить момент. В последние годы появились какие-то принципы в рыбалке, и могу посвятить день блеснению ради одной килограммовой щуки, отказавшись от полного ящика некрупного подлещика.
Хорошо усвоил, что подо льдом есть уловистые точки и бровки, и, если вижу, что на участке, где была поймана кем-то крупная рыба, нет никого, обязательно сделаю по соседству свою лунку.
Владимир Телельков, г. Барнаул