Уклейка в закрытии сезона
Геннадий Побожий, г. Краснознаменск, Московская обл.
В этом году вместе с календарем пришла и весна. Уже в конце февраля потеплело, а с 1 марта установилась теплая погода с положительной температурой. Моментально потекли ручьи, появились лужи, снег стал оседать и чернеть. Прошелестел первый дождь, размывая сугробы, а за ним и второй, и третий. Однажды сверкнула молния, и прогремел оглушительный раскат грома, сотрясая округу, как бы объявляя о приходе весны.
Я уже несколько лет подряд заканчиваю сезон подледного лова на Можайском водохранилище в районе дер. Троица, в поисках уклейки. Разные годы, разные уловы. Бывало, только отмечался на уклейке, не более двух десятков хвостов, а бывало, и полторы сотни хвостов добывал.
Первую неделю марта работал. Сидел как на иголках: на улице тепло, как бы не случилось так, что на лед не попаду.
Ранним утром следующего дня я был уже в пути. Снегу этой зимой насыпало много. В деревне Троица стоит распутица. Асфальт, положенный еще при “царе Горохе”, давно уже смыло, остались только островки счастья автолюбителей. На дороге грязища и огромные лужи. А какой глубины, не ясно. Даже не стал рисковать и машину оставил в начале улицы. Лучше пройтись пешком километр, чем после искать, как вытаскивать машину.
Здесь водохранилище лежит в низине с высокими берегами, поэтому растаявший снег собрался вдоль берега. Стоит полоса воды в зависимости от рельефа, от 3 до 6 м, а я взял только сапоги до колена. Иду вдоль берега и пытаюсь переправиться. С трудом, после нескольких попыток, я оказываюсь на льду. В этот момент даже не задумываюсь о переходе обратно. Лед весь пропитан водой, но держит, хотя ноги проваливаются в мокрую жижу сантиметров на пять, и это поначалу напрягает, но, в конце концов, начинаешь привыкать.
Температура воздуха в районе 3-4 градусов тепла. По всему водохранилищу стоит плотный туман.
Рабочий, после праздничный день, но народу на водоеме много. Подхожу к первой кучке рыбаков. Как оказалось, мужики втроем сидят на пятаке в полтора метра, но ловит только один, и поймал он двух подлещиков граммов по 400. Глубина в районе 9 м, кормят мотылем. Отхожу метров на 50-60 от ребят. Кругом лед изрешечен лунками, так что и бур можно было не брать. Нахожу лунку, из которой видно, что рыбу из нее ловили. Тоже прикармливаю мотылем и отправляю ко дну оснастку поплавочной удочки. Еще две с мормышками устанавливаю в полводы, в надежде, что начнет клевать уклейка. Одна остается стоять, а второй пытаюсь ловить на игру, проверяя весь горизонт воды. За 2 часа была только одна, почти не заметная, поклевка. Играющий кивок сбился с игры и слегка прогнулся. Успел подсечь, но только почувствовал, как смазал неведомой рыбе по губам.
Часам к 10 туман стал рассеиваться, и у противоположного берега я увидел небольшую толпу рыбаков. Сматываю удочки и отправляюсь поближе к ним. Вот это уклеечники, и, похоже, стая уклейки здесь уже отметилась. У некоторых возле ног прыгают увесистые уклейки, но таких счастливчиков немного, да и рыбы тоже. И все же останавливаюсь здесь. Снова нахожу две пробуренные лунки и бурю еще одну рядом. Снова прикармливаю одну мотылем, а две другие – смесью панировочных сухарей и сухого молока.
Присмотрелся, в основном ловят на глубине 5 м. Снова, как прошлый раз, поплавочная оснастка с крючками отправляется на дно, а мормышечные – на рабочей, пятиметровой глубине. Одна ловит на “стояк”, второй работаю.
И снова ни поклевки. Видимо, неудачное место выбрал. Но пока остаюсь ловить здесь.
В округе клев не очень, но все же народ хоть по капле в час, а вытаскивает рыбок, в основном уклейку. Она сейчас крупная, жирная. Только по прошествии часа на игру снова случилась поклевка. После подсечки почувствовал, как где-то там, в глубине, затрепыхалась рыбка.
– Наконец-то, – пронеслось в мозгу, – обрыбился. Похоже, уклейка… Так и есть, первая. А значит, и самая желанная.
Наконец-то ушел от нуля. Быстро меняю опарыша, опускаю его в лунку и вскоре начинаю играть, и снова поклевка. Клев длился недолго, с полчаса, но я успел выдернуть пару десятков серебристых рыбешек, и снова все замерло. Стая ушла.
Сидя в толпе, уже через час начинаешь понимать всю обстановку на водоеме. Телефонные трели раздаются часто, и у разных рыбаков. Похоже, такой клев всюду. Опять клевало вчера, и будет клевать, скорее всего, завтра.
Подошло время обеда. Потеплело, туман полностью исчез. Постепенно народ рассасывается. Кто уходит под берег на мелководье, а кто наоборот идет на глубину. В конце концов, я тоже не выдерживаю и ухожу под берег.
Прохожу мимо трех парней. Похоже, у них поклевывает. Я отошел от них метров на 10-12 и только хотел начать бурить лунки, как один из рыбаков предложил мне сесть на уже готовые лунки, которые были метрах в 5 от них. – Не сверли, а то уклейку распугаешь, – сказал он мне, – она и так капризно берет. Сел на эти лунки. Прикормил. Глубина метров 5.
Начинаю искать уклейку. Опустил мормышку на дно и постепенно поднимаю все выше и выше. Весь горизонт воды прошел, а поклевки не случилось. У соседей же рыбка клюет и довольно успешно клюет. Оставляю удочку и присматриваюсь к ним…
– Ба!!! – да у них глубина опускания мормышки меньше 2-х метров. Опускаю на эту глубину, играю. Поклевок нет. Поднимаю выше. Поклевок нет. Опускаю пониже, тишина.
Между нами не более 5 м, глубина одна и та же, а они ловят, я же нет. Прошло минут 40, ни одной поклевки. Не выдерживаю и иду к ним. Интересуюсь, на что ловят? Один молчит, отвернувшись, а второй довольно дружелюбный и разговорчивый. Показал свою снасть. Ловит на метр двадцать – метр тридцать, и мормышка у него – бронзовый шарик со спичечную головку с подсадкой опарыша. Так ведь и у меня похожая снасть, только не шарик, а чуть побольше, – капелька, но вот только я опускаю на глубину 1,6 – 1,8 м. Неужели такая минимальная разница сильно влияет на клев? Устанавливаю данную глубину, и уже буквально через пару минут произошла поклевка. Уклейка. Наконец-то. Даже не знаю, в этом ли причина, или может быть, до моей снасти не доходила стая? Горизонт стояния рыбы известен. Но рыба не хватает постоянно, а как бы наплывами. То густо, да так, что в две удочки не успеваю работать, то пусто, поклевок нет совсем. Чувствуется, что я сижу на крае стаи, она кружит и меня только задевает.
Еще с час мы ловили в гордом одиночестве, но после стали прибывать люди, заскрипели ножи буров, и клев сразу поутих. Что самое интересное, я оказался на левом фланге самым крайним, все садились правее. Именно сейчас и подтвердилась моя думка. С той стороны рыба поклевывала более активно. У меня клев то резко стихал, то внезапно активизировался. Я подсекал и успевал выуживать от одной до 5 рыбок, и клев снова затихал, до следующего прорыва стаи ко мне.
В очередное бесклевье я решил заменить одну мормышечную удочку на крючковую с поплавком.
Во время очередной волны подхода рыбы пошли поклевки и на нее, и, что интересно, на крючок с опарышем рыба ловилась крупнее, чем на мормышку. Попадались даже тандемы из двух рыбок.
Не знаю, как кому, а мне нравится эта бойкая небольшая рыбка. Жена вообще равнодушна к белой рыбе. Но уклейку обожает. Именно в это время она очень вкусна как жареная, так и вяленая.
К пяти часам вечера клев у меня закончился. Вот уже с полчаса сижу без единой поклевки. Значит, пора, как говорится, и честь знать. Собираясь домой, не поленился и пересчитал улов – 93 рыбки. Совсем не плохой результат, для закрытия сезона.
А воды за этот теплый день еще прибавило. Прошел не менее полукилометра, пока нашел место переправы.
Думаю, что это мой последний день ледового похода, уже через пару дней здесь на лед разве что на лодке можно будет попасть, да и сам лед с каждой минутой кристаллизуется и становится рыхлым. Редкие смельчаки на него полезут.
Если постоит такая погода пару недель, то лед вообще сойдет, и окунусь я, уже с летними удочками, в сезон открытой воды.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 6(356), 2017 г.