Удобно и надежно
Чехол ножей бура
Самая ненужная на рыбалке вещь. И громоздкая. Слишком. При том, что "магазинная" конструкция не гарантирует как защиту ножей, так и защиту от ножей (в данном случае шведские буры). Слетает, закрепленный резиновым тяжем, чехол легко. А, снятый, в ящике (на самой рыбалке) мешается.
Для минимизации его "вредных" качеств стоит внести в конструкцию некоторые изменения.
Выкинуть резинку. Спилить боковые стенки (все), оставив 5-10 мм по периметру конической поверхности донышка.
Внутренние ребра тоже оставить высотой не больше 10 мм. По всей поверхности донышка насверлить штук 50 отверстий диаметром 10 мм. Снять в них фаски (можно потом кромки и оплавить). Перекосить оставшуюся от прежней "кастрюли" "шумовку", обеспечив этим лучшее прилегание донышка к наружной (выпуклой) поверхности ножей бура. Т.е. повторить в пластике торец правого двухзаходного винта, которым и является рабочий конец бура.
Для этого нагреть над пламенем сначала одну сторону (на треть поверхности донышка) и отогнуть, остудить (как бы увеличивая на этом участке, прилегающем к шнеку за пяткой пластины ножа угол при вершине конуса донца), затем - диаметрально противоположную.
Подрезать торцы внутренних ребер в точном соответствии с положением ножей и профилем нижней поверхности конечного витка шнека. Обеспечивая контакт наружного угла кромки лезвия непосредственно к поверхности конического донышка (и основания ребра) и наружной кромки витка шнека к другому спрофилированному ребру. При этом обращаем внимание, что размер чехла - внутренний его диаметр (и габарит) - заложен конструктором с большим запасом (на пару см). На вырост?
Потому на ребре (среднем), на который опирается нож своей "пяткой", нужно сделать уступ, в который нож наружной круглой кромкой входит аккурат - не ерзает.
Взять шнурок (60 см) и привязать его в одно из крайних отверстий (через край) на участке, который до переделки чехла был плоским. На участке "тонкого" шнека бура нужно выполнить также два отверстия диаметром 10 мм (кромки заовалить) с противоположных сторон (ближнее от ножей - в двух сантиметрах от начала тонкого шнека).
Шнурок от надетого чехла пропускается через оказавшееся напротив него ближнее к ножам отверстие, охватывает поверхность витка, огибая центральную трубу до второго отверстия, пропускается, затем возвращается к чехлу с противоположной стороны, пропускается через отверстие чехла ко второму отверстию шнека, вновь пропускается через него, закручивается вокруг натянутого сдвоенного участка шнурка и завязывается аккуратным узлом. Можно и "бантиком".
Нюанс: отверстия для пропуска шнурка через чехол выбираются (и помечаются) со смещением от средины прямого бокового участка чехла так, чтобы от натяжения шнурка чехол стремился "закрутиться", обеспечивая этим упор-поджим режущей кромки ножей к соответствующим внутренним ребрам чехла (чехол ребрами упирается в ножи так же, как бы упирался в режущую кромку лед).
Что в результате имеем? Неожиданно совершенно надежную фиксацию чехла на буре (ограниченную только прочностью шнурка на разрыв). Это несмотря на удаление именно той части, которая в исходной (габаритной) конструкции и как бы и была для того предназначена.
Достаточно быстрый и удобный установ-съем чехла. Добротный. На пару-тройку секунд медленнее, чем с резиновым жгутом, что не столь существенно. Ну и места в ограниченном объеме ящика снятый чехол теперь занимает куда меньше.
Кстати, им теперь можно пользоваться и как черпачком.
Чехол "свежекупленного" бура "курочить", наверное, и не захочется, а вот бывалого, когда успеешь вкусить все "прелести" недостатков импортной вещицы, этим заняться вполне можно. К собственному удовольствию.
Когда ноги "не казенные"
Спина - тоже. А дорога на зимней рыбалке - дальняя. И в городе до автобуса или машины - тоже. А то бы сложил все (вместе с ящиком) в большие черные рыбацкие санки-корыто - и айда! Так и делаю, когда машина - к подъезду. В городе по асфальту, грязи эти санки волочь - удовольствия мало, нести далеко - громоздко, неудобно. Для такого случая я применяю другую "схему транспортировки".
Сделал себе маленькие саночки из детских ледянок. То же корыто с бортами сантиметров семи, только треугольное. Обрезал по периметру обратную отбортовку, срезал нос (и выгнул с нагревом вверх) - получился габарит: 33 см длина и 35 ширина. Еще спрямил - тоже с нагревом - заднюю стенку.
Добавил откидной "задний борт". Получилось поменьше небольшого, непромокаемого, ведра на полтора, ежели расправить, рюкзачка. Вот в этот рюкзачок они и вкладываются. Когда по городу идешь, за плечами нести его вполне удобно. Туда же и термос, и харч, и все, что есть тяжелое и нехрупкое, а в обратную дорогу еще и самое тяжкое - рыбу. На плечо вешаешь практически пустой легкий ящик (в нем только удочки), в руке бур, и топаешь себе.
Когда садишься в машину, из рюкзачка все объемное (для компактности), кроме санок, перекладываешь в ящик. Практически пустой рюкзачок и места не занимает - хоть куда сунь.
На берегу перед рыбалкой санки извлекаются, рюкзачок (со всем тяжелым) кладется на них, сверху-поперек - сложенный бур. Все это поджимается шнуром, за который тянешь санки, закрепленным на задней стенке санок и проходящем (поверх груза) через отверстия в передней части. На этот же шнур, кстати, нанизан и задний борт, выполненный из пластины легкого пенополистирола. Пустой ящик, опять же, на плечо - и вперед, на речные просторы! А ниже Козьмодемьянска - Волга, идти можно хоть до горизонта на три стороны.
Непосредственно у лунок в открытом рюкзачке (на санках) стоит пакет с рыбой (или "для" - смотря какой клев) и сменные удочки. Легкий же ящик удобно переставлять между лунками. При относительно больших переходах в поисках рыбы бур быстро складываю (не надевая чехол на ножи) - и на санки.
Но это еще не все. При необходимости еще плотнее упаковаться санки эти можно упрятать в... ящик. Умещаются носом вниз наклонно в нижнем отсеке пластикового ящика (того, что с двойной крышкой, - темно зеленый низ, черный верх). Причем места остается и на все остальное, в том числе - хоть он уже и не особенно нужен - и на свернутый рюкзачок.
Но, что самое удивительное, в санки, которые помещаются в ящике, помещается и сам ящик, если его положить на них сверху нижней (узкой частью) к задней (широкой) стенке корыта санок. А на ящик - бур. И все это поджимается тем же шнуром, за который тянешь санки с поклажей. Правда, верх ящика несколько свисает вперед, но удерживается снизу тем же шнуром.
Нюанс: чтобы бур назад с ящика не съезжал, его можно продеть через ремень ящика и пару раз повернуть поперек оси, притягивая бур к ящику этим ремнем.
По глубоким сугробам, с ямами-следами, конечно, большие санки были бы более кстати, а вот по мелкому снегу, насту, наледи, голому льду, такая "транспортная система" - самое то. Кстати, санки эти весят 600 г. Еще интересная особенность: они имеют четыре полоза, потому свой прежний след узнаешь сразу - хоть до прошлого клевого места добраться, хоть по своему следу в тумане-пороше к машине выйти.
Вот так - чуть больше манипуляций, чуть меньше устают ноги. И плечи.
Сергей Медведев, г. Йошкар-Ола
Фото автора