Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Удачи и неудачи весны

Удачи и неудачи весны

Александр Токарев, г. Йошкар-Ола,
Фото автора


Рутка. В ожидании хода

Сегодня я еду на Рутку. Знаю, что рано, но решаю проверить, есть предвестники весеннего хода сороги? К тому же в пользу моего решения говорило то, что весна пришла в этом году сразу, без колебаний. Быстро размыла промоины на реках, высушила местами асфальт в городе, разгорелась по-настоящему жарким солнышком, хотя по утрам еще морозила и схватывала лужи стеклянным ледком.

Решаю далеко не уходить. Во время хода сорога берет повсеместно на большом участке реки. Остановлюсь у моста. Раньше иногда прямо рядом с ним азартно и жадно хватала серебристая плотва до кило весом. Было, было…



Удачи и неудачи весны. Александр Токарев, г. Йошкар-Ола

Воды в этом году немного. Лишь залило кусты ивняка по кромке берега. Я нахожу песчаный бережок, с которого удобно забрасывать донки и фидер. Впрочем, часто бывает, что внешняя красота места и удобство удильщика не всегда совпадает с местами рыбьего хода. Сорожкины тропинки, бывает, проходят по самым заурядным внешне участкам русла реки. Но когда начинаешь промерять уловистую эту дорожку, то обязательно обнаружишь какую-нибудь характерную особенность: борозду среди ровной глубины или наоборот - песчаную косу среди глубокого прорана. Словом, характерное место.

Забрасываю вначале пару донок с колокольчиками на гибких вершинках. Они позволяют дотянуться до кромки ивняка. И леска уходит как раз вдоль этой полосы затопленных кустов. Самое место. На дне - фидерные кормушки весом шестьдесят граммов. Здесь их веса вполне хватает.

Фидер забрасываю ближе к противоположному берегу. Кажется, там глубже, поскольку тот берег обрывистый и под ним кружит вода в обратном течении. Все… Снасти выставлены как надо. Теперь черед за рыбой…

Но так и просидел впустую до полудня, не увидев ни поклевки. А сорогу я нашел рядом, в небольшой образовавшейся протоке, где сорожка резвилась в прогретой солнцем воде и уверенно брала на червя. Я ловил ее легкой поплавочной удочкой. Рыба, очевидно, ждала наступления тепла и была уже готова к подъему в верховья.

Вскоре на рыбацком сайте появились сообщения, что пошла… А у меня времени нет ехать на рыбалку… Закон Подлости!..



Ельцы Большой Кокшаги


Весенняя река зовет, а дома ворчит жена, мол: опять сбежал от семьи на рыбалку, в праздник? Но вот нет уж сил, тянет к быстрой воде реки, наполненной талыми водами из ручьев и оврагов. Только в эти дни и удалось вырваться из повседневной рутины.

Но наконец-то выехали из пыльного уже города. По сторонам тянутся сосняки и березовые рощицы, снежные низины, а по правому «борту» взгорки уже вытаяли и теперь сухие и желтые под настойчивым солнцем с южной стороны. И вот - река. Бежит себе среди высоких обрывов и песчаных кос-пляжей, позванивает на перекатах струями течения, но воды в ней совсем мало, не по-весеннему. Сказалась малоснежная зима и ранняя весна.

На нашем песчаном плесе видны рыболовы. Сегодня выходной день, и место, которое мы уже называем своим, занято. Но видим, что рыбаки уезжают.

 - Как рыбалка? - спрашиваем.

 - А-а, мелочь… - машут огорченно руками.

Та-ак… Значит, прав был приятель Саши, живущий выше по реке, - прошел язь раньше из-за необычной весны. Теперь только надежда на местную рыбу и на ход сороги-плотвы. Но, видимо, она еще не пошла из-за низкой температуры воды.

 - Ну, чего, Саня, располагаемся, обратно ведь не поедем?

 
Смотрю, и приятель приуныл. Его можно понять: купил новый фидер к первому испытанному удилищу в придачу, а тут бесклевье, от которого рыбаки бегут в самое лучшее утреннее время…

Но у нас еще есть запасной вариант - ночная ловля налима. Только темноты дождаться.

Забрасываем снасти: Саша - фидеры, а я - донку и закидушки. Весной и эти простые снасти неплохо работают. Поклевки не заставили себя ждать, причем такие, что фидер Саши упал с подставки. Но подсечка ничего не дала. Рыба только объела червей. Та-ак, это уже интересно… Кто же берет наживку?

Вскоре все выяснилось. Брал довольно крупный елец, которого обычно редко поймаешь летом. Эти ельцы были не менее двадцати четырех сантиметров и не легче двухсот граммов, что является почти предельными показателями для этой рыбы.

 
Поклевки были не частые, но мелочь не попадалась. Впрочем, и другой рыбы тоже не было. Словно вымерла в реке. Так бывает весной, когда только ход рыбы на нерест может дать результат и незабываемые впечатления от резких поклевок язей и крупной волжской сороги, поднимающейся в верховья Большой Кокшаги.

Вечером расставляем закидушки на налима, разводим костер и отмечаем выезд на весеннюю ловлю. Конъячок под сальцо самодельное с чесноком, душевные разговоры у костра, звонки колокольчиков закидушек - простые и близкие сердцу радости… Что еще надо для российского рыболова?..

После наступления сумерек делаем обход донок и закидушек при свете налобных фонарей. Но и налим почему-то не брал. Попался только один некрупный налимчик, который так и остался единственным пойманным ночным хищником за всю ночь.

Удачи и неудачи весны. Александр Токарев, г. Йошкар-Ола


Утром снова начались странные сильные поклевки на фидеры Саши. Я подозреваю, что результатом пустых поклевок были слишком мелкие крючки на Сашиных снастях. Брала, очевидно, крупная рыба, может быть, голавль, но не могла засечься. И нам пришлось довольствоваться ельцами, ловля которых, впрочем, тоже была довольно увлекательной.


Первые караси сезона


Принято считать, что карась не принадлежит к обитателям лесных рек, имеющих довольно стремительное течение и холодную воду. Но что-то изменилось в окружающей экологии и привычках карасей - этих ленивых и теплолюбивых рыб. Жестче они стали и более приспособлены к такой же жесткости изменяющегося мира. Несколько лет назад волжские караси-гибриды, обитающие в устьях Большой Кокшаги и Малой Кокшаги, а в последней даже вместе с сазанами, что-то для себя решили, а потом поднялись вверх по этим рекам да там и прижились. Одни - в городских водах Малой Кокшаги, а другие - в русле и старицах Большой Кокшаги. Причем отогрелись пришельцы, адаптировались, отъели и так не худые свои "физиономии" и превратились в крепких толстогубых красавцев весом нередко более килограмма.


Ловить их у города мне неинтересно. Во-первых, слишком людно бывает на городской речке: вплотную друг к другу стоят рыболовы, ведро поставить некуда. А во-вторых, жарить этих рыбин и есть не совсем безопасно, по крайней мере, неприятно, поскольку рядом с местами ловли располагается известная «труба», по которой бегут в реку стоки современного города. Разве что выше трубы рыбачить, но там, как уже говорилось, ряды рыбаков сомкнуты в стальную цепь.

Но я сегодня приехал на Большую Кокшагу не за карасями. Иду на свой маленький песчаный бережок, на котором ловлю еще с детских лет. Отец показал мне Большую Кокшагу, а я потом отыскал для себя это место, удобное и тихое. Основная масса рыбаков на другой стороне устраивает свои «сидки». А сюда труднее добраться по заросшему и захламленному буреломом берегу.

Я жду язя. Этот весенний его ход бывает скоротечен. Нередко - два-три дня, и все… Рыба поднялась выше по течению.

Готовлю донки с колокольчиками на вершинках. Набиваю фидерные кормушки прикормкой и забрасываю снасти. Колокольчики подрагивают от набегающих струй течения, а вершинки то сгибаются, то сдают назад. Но это не поклевки. Течение напирает на гибкие удилища.

Проходит час-другой. Клюют лишь мелкие ельцы и сорожки. Мелочь… Ладно, дело к обеду, может, и у рыбы перерыв? Иду в низинку - нарезать смородиновых прутиков для лесного чая и набрать по высокому краю низинки сухого плавника для костра. Выхожу к тихой воде большой лужи, оставшейся после половодья, и вдруг вижу на ее поверхности следы-стрелки от рыбьих спин, стремительно уходящих к противоположному берегу. Значит, рыба еще не скатилась в реку. И что это за рыба? Азарт берет меня: если уж опоздал на ход язя, так хоть здесь проверить, кто обитает в этой довольно глубокой луже?

Возвращаюсь на берег, беру легкую поплавочную удочку, опарыша, червей, прикормку и возвращаюсь к лесному озерцу талой воды, прогретой солнцем. Подкрадываюсь на цыпочках к краю воды и забрасываю удочку к кусту ивняка, торчащему в теплой воде. Поплавок плюхнулся у ветки ивняка, принял вертикальное положение, а затем вдруг упал набок. Потом поднялся и юркнул вглубь. Подсечка!.. На леске сверкнул чешуей… тяжелый серебристый карась. Вот так встреча!..

До вечера я ловил на этом новообразовавшемся озере серебряных карасей, забыв обо всем. Ночевал на своем бережке, а рано утром сидел у донок. Но хороших поклевок так и не было. Язь все же прошел. И я опять вернулся к озеру.

Караси словно только меня и ждали у ивового куста, куда я накануне накидал перед уходом прикормку. Заклевали сразу и жадно. С карасями даже линек попался.

Впервые я ехал с лесной быстрой реки с уловом карасей, рассчитывая вскоре вернуться. Но, приехав в следующий раз, обнаружил на месте озерца сырую яму, на дне которой торчал ивовый куст, а рядом с ним были видны остатки прикормки…