Убей или сохрани?
Вадим Сыромятников
НИЖЕГОРОДСКИЙ РЫБОЛОВ • №6 (71) НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2018
Для многих читателей не секрет, что за последние 10-15 лет количество рыбы в уловах как спиннингистов, так и промысловых рыбаков резко уменьшилось. О причинах этого грустного факта я несколько раз рассказывал на страницах нашего журнала, и сейчас повторяться не хотел бы. А хотел бы поговорить сегодня о проведении рыболовных соревнований и фестивалей, акцентируя внимание на то, как подводятся их результаты, и какой ущерб они наносят поголовью рыбного стада в наших реках.
С одной стороны, рыболовные соревнования и фестивали – это интересные и зрелищные мероприятия, на них встречаются друзья и известные спортсмены, часто приходят зрители. Нередко устроители предоставляют хорошие призы, что вдвойне приятно. Словом, интересная тусовка собратьев по увлечению – и очень хорошо, что они проводятся. Но, с другой стороны, во время соревнований, которые проводятся с изъятием всей пойманной добычи из водоема, убивается большая масса рыбы, которой и так становится в наших водоемах все меньше и меньше. Понимаю, что многим не понравится то, что я сейчас скажу, прогнозирую яростные обвинения в мой адрес в сети, но тем не менее хочу поделиться с читателями моими мыслями.
В июле этого года на базе “Васильсурская Слобода” уже в четвертый раз проходил этап популярного российского турнира “Pro Anglers League” (PAL-2018). На эти соревнования прибыли 30 экипажей – лучшие спортсмены России и ближнего зарубежья, которые прошли предварительный сложный отбор среди множества желающих участвовать в этом престижном турнире. В течение нескольких дней (а кто-то и более двух недель) спортсмены бороздили Чебоксарку от Сельской Мазы до Козьмодемьянска и даже ниже, изучая нашу непростую акваторию и выискивая перспективные места, которые затем тщательно “сохраняли” нетронутыми до основных соревнований.
Меня поразила в этих состязаниях не только их четкая организация и дисциплина. Современные рыболовные соревнования – это комплекс, где, кроме личного мастерства, необходимо серьезное техническое оснащение и умение им пользоваться. Это и современные снасти; и приманки, над созданием которых бьются лучшие умы, применяя новые технологии; это и передовое навигационное оборудование; и эхолоты, позволяющие рисовать карты подводного дна в режиме реального времени; это современные лодки и электромоторы, позволяющие отказаться от привычного якоря – и многое другое.
Но то, что происходило на этих соревнованиях, превзошло мои самые смелые ожидания. Представьте себе, что в некоторых лодках постоянно присутствовали видеооператоры, которые снимали спортсменов независимо от их местонахождения, и через Ростелеком в режиме реального времени шла постоянная прямая трансляция в интернет! Десятки тысяч зрителей в сети смотрели эти трансляции и слушали познавательные комментарии происходящего от рыболовного гуру Константина Кузьмина и тренера сборной России по ловле рыбы спиннингом Владимира Иноземцева.
Мне всегда казалось очень важным то, что на этих соревнованиях в зачет на взвешивание принимается только живая рыба. Спортсмены научились сохранять пойманную рыбу до самого взвешивания, бережно приводя ее в чувство сразу после вываживания и контролируя ее состояние в течение всей рыбалки, и это является очень важным компонентом соревнования. Недаром на этом турнире говорят, что здесь для спортсменов есть две задачи: первая – поймать рыбу, и вторая – сохранить рыбу живой до самого взвешивания, а потом отпустить ее обратно в реку.
Четыре года назад я видел слезы на глазах у одного из спортсменов – Дениса Вихрова (кстати, чемпиона мира 2014 года по ловле басса) от того, что у них две щуки не перенесли дальнего переезда и погибли – так спортсмены потеряли первое место.
В июле экипаж нашего известного спортсмена-земляка Валерия Фоминых также в первом туре не смог сохранить живым часть улова – и потерял место в призовой тройке.
По официальной статистике, на соревнованиях PAL погибает не более 5% пойманной рыбы – это в жаркое время, а осенью, когда вода холодная, меньше 1%. Вся живая рыба в “прямом эфире” интернета выпускается обратно в водоем, причем у нас на базе уже есть постоянная традиция – к нам приезжают дети из местных детских лагерей и выпускают эту рыбу своими руками. Не сомневаюсь, что они эти моменты будут помнить всю жизнь…
Мне представляется очень важным современные соревнования проводить исключительно по системе “поймал – отпусти”. Странно читать положения о проведении каких-либо соревнований, где указывается, что данные соревнования проводятся в целях “воспитания населения в духе бережного отношения__ к природе, охраны водных ресурсов”, и в то же время к зачету принимается мертвая рыба. Где же здесь бережное отношение к природе? В чем оно заключается?
В сентябре этого года в городе Сызрань прошел Чемпионат России по ловле спиннингом с лодок. Главное ежегодное спортивное соревнование, которое проводит Федерация рыболовного спорта России, собрало 49 команд, в составе которых было 196 участников. К великому моему сожалению, такие соревнования проходили не по системе “взвешивание только живой рыбы”. Поэтому могу предположить, что 196 опытных спортсмена за два дня соревнований погубили не одну тонну рыбы. Очень странно и печально видеть на некоторых видео с этих соревнований, выложенных в соцсетях, как мертвую рыбу, превратившуюся в фанеру, сгружают в ящик и несут на взвешивание…
Нигде в мире при проведении официальных соревнований рыба не убивается! Либо в лодку садится судья, определенный жребием, который фиксирует результат путем измерения длины рыбы; либо производится фото- и видеофиксация пойманной рыбы самими спортсменами на фоне линейки. Многие наши спортсмены, защищающие флаг России на международных соревнованиях, могут рассказать о бережном отношении организаторов к выловленной рыбе, и что ни у кого там даже в мыслях не может появиться желание узаконить массовое убийство рыбы во время соревнований.
К сожалению, в Нижегородской области местные официальные турниры с зачетом только по живой рыбе не проводятся. И чемпионат области в Фокино в этом году, и соревнования “Рыбацкая Деревня, Макарий-2018”, проводимые клубом “ВолгаФишинг”, и другие соревнования, такие как “Приют твитчингиста-2018”, Осенний кубок “Волга-Фишинг”, предусматривали взвешивание любой рыбы: и мертвой, и живой. Понятно, что мертвой рыбы на финише у рыболовов было значительно больше.
При проведении популярного соревнования “Джиг-пари” его организатор – компания “Спиннинглайн” – пыталась компенсировать ущерб водоему проведением зарыбления щукой, то вот уже два года турнир не проводится, и этим никто не занимается.
Председатель НРОО РК “ВолгаФишинг” Владислав Федотов в положении о проведении “Осеннего кубка ВолгаФишинг-2018” красиво написал, что в том числе задачей этих соревнований “является воспитание населения в духе бережного отношения к природе, охраны водных ресурсов, непримиримого отношения к браконьерству во всех его видах (п.1.5) и привлечение населения к занятию любительской и спортивной рыбалкой, являющимися видами активного и здорового образа жизни (п.1.6.)”. И дальше в Положении узаконивается массовое истребление хищной рыбы без ограничения по количеству, без намека на то, что она должна быть живой: “победители определяются по наибольшему общему весу пойманной участником рыбы (улову)”, а по некоторым видам даже не были установлены минимальные размеры выловленной рыбы: “налим – без ограничения, берш – без ограничения, язь – без ограничения, окунь – без ограничения (п. 5.4)”.
В соответствии с Правилами рыболовства в Нижегородской области установлены дневные нормы вылова рыбы: как по количеству, так и по качеству. Одновременно с этим указано, что нормы вылова не устанавливаются только при проведении официальных соревнований. В связи с чем хочется задать вопрос руководству НРОО “Рыболовный Клуб ВолгФишинг”: а что, ваши соревнования включены в ранг официальных? А если не включены – то тогда налицо грубое нарушение Правил рыболовства со всеми вытекающими из этого последствиями. И каким образом при таких правилах ваше соревнование будет “воспитывать население в духе бережного отношения к природе”?
Думаю, пора навести порядок с проведением всех местечковых соревнований в нашей области, которые проводятся не по принципу “поймал – отпустил”. Понимаю, что это дополнительные затраты и на судей, и на приобретение средств фото-__ и видеофиксации (которые, кстати, стали очень доступными по цене), и на оборудование лодок аэраторами…
Но пора это делать всем устроителям соревнований, если мы хотим заботиться о нашей природе не только на словах, но и на деле.
Необходимо сказать, что и руководитель Комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области Бондаренко Н.И., и заместитель президента Федерация рыболовного спорта Нижегородской области Зеленов А.Н. поддерживают мои мысли о том, что необходимо все соревнования в Нижегородской области проводить только по принципу “поймал – отпустил”, применяя современные методы контроля за пойманным уловом (видеои фотофиксация или судья в лодке). Думаю, всем нам осенью и зимой в рамках работы Рыбохозяйственного совета Нижегородской области необходимо тщательно обсудить все областные соревнования и их календарь в следующем году и принять для всех соревнований общий принцип “поймал – отпустил”.
Хочу также сказать, что впервые Федерацией рыболовного спорта России принято решение о проведении в августе 2019 года Чемпионата России по ловле спиннингом с лодок в Нижегородской области, причем принимать чемпионат будет база “Васильсурская Слобода”. Для нас это очень большая ответственность. В этом году мы уже построили и запустили в работу современный причал на 70 мест, в настоящее время мы ведем переоборудование двухпалубного теплохода “Муса Гареев” (проект 305) в комфортабельный плавучий отель на 140-160 мест, в котором будут как номера класса “люкс”, так и номера “эконом-класса” с демократичной ценой. Еще очень многое предстоит сделать для того, чтобы достойно провести эти важные соревнования.
Однако я с уверенностью могу сказать, что вряд ли будет возможным проведение у нас Чемпионата России без перехода к такому важному и современному принципу подведения итогов – зачету результатов только по живой рыбе с последующим ее отпусканием в родной водоем.