Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > У заросших смородиной скал

У заросших смородиной скал


Вадим Назаров, Ивановская обл.  

В самом центре Азии, в республике Тыва, где начинается великая река Енисей, август почти такой же знойный, как и июль. Только ночи здесь стали длиннее и холоднее, да всякое малое зверьё таёжное заторопилось к зиме готовиться: полосатые бурундучишки с утра до вечера в норки свои таскают ягоды из смородинников, которыми густо обросли прибрежные скалы Малого Енисея (Каа-Хема), да крикливые кедровки заторопились сбивать шишки с корявых кедров, растущих по склонам скал.  

У рыболовов август – месяц уважаемый. Почти всякая рыба оживилась, клюёт бойко, если, конечно, рыболов места рыбные знает. У нас с сыном Олегом тоже такие на примете есть, по левобережью Каа-Хема. Но порой на них сейчас столько ельца да енисейского бычка-широколобки набилось, что никаких червей не напасешься, да и не нужны они, ельчишки да широколобки никому. Разве что кошкам. У нас же планы другие. Мы на крупных хариусов да ленков нацелились. А их и до нас рыбаки со спиннингами да донками тоже наверняка уже поудили. 

Вот и решили мы половить по скальному правобережью, у приторов да спускающихся в реку курумов (каменных осыпей). Тут, конечно, свои проблемы будут, но места эти ни спиннингистам, ни доночникам недоступны, а значит, и не обловлены пока никем. Суть в том, что бьет в этом месте волна. Каа-Хема прямо в скалы притора, и навал её такой сильный, что надумаешься, где и причалить-то, особенно на “надувашке”. Но у нас свой секрет – мы с собой пару якорьков-“кошек” возим, а с ними и на таком берегу причалить не проблема. Только бы рыба здесь держалась! 

И простое, вроде бы, дело – самодельные якорьки-“кошки” из толстой проволоки, а пригождались они нам на рыбалке несказанно. В любом месте, к любому острову подцепишься на лодке надувной. Любое рыбное местечко тебе доступно. И рыбаки на моторках не раз с завистью поглядывали, как мы рыбачим. Так и в тот раз было. 

Нашли мы местечко, где с трудом, но подчалили к берегу за огромным камнем, и лодку вытащили. Олега я оставил рыбачить возле лодки, а сам пошел другие подходящие местечки искать. Для страховки “кошку” со шнуром прихватил, а то на курумнике недолго и загреметь вместе с камнями в воду. Силён навал волны на подножия скал, потому сюда и не подчаливают рыболовы ни на моторках, ни на катамаранах надувных. Но суводи за глыбами скальника есть, а значит, и рыба должна быть? Неужели такие места пустые? А то, что не рыбачат здесь, так нам это только на руку – рыба непуганая. 

Закрепился я за корявый невысокий кедр на краю курумника шнуром, обтоптал в каменной щебёнке площадочку и забросил ходовую донку в суводинку между камней. Место оказалось подходящее, глубина небольшая – метра четыре, даже дно видно. Правда, зелёные воронки водоворотов мешают разглядеть его. Но, кажется, какие-то тёмные тени там колышутся. И ведь не ошибся! Рыбка там оказалась непуганая! Вот она – упругая, уверенная хватка крупной рыбы! Удилище в дугу! В зелёной глубине блеск попавшейся рыбы! А мне впору себя ругать за непредусмотрительность – ни подсака, ни багорика нет! А на свал курумника попробуй втянуть её! 

Кое-как вытащил и рукой ухватил. 

Слава богу – первую рыбу не упустил! Это оказался великолепный “черныш”, явно больше килограмма. Красавец с великолепным спинным плавником. 

Скорей новый заброс. И новая хватка. Да, именно не поклевка, а резкая уверенная хватка! И опять борьба с непредсказуемым результатом. Но мне везёт! Один за другим четыре “черныша” перекочевали из реки в мою сумку. Однако пятый поставил на этом точку – сломал бородку крючка и ушёл. 

Что же? Отдышался от такой рыбалки, переоснастил ходовую донку новым поводком и грузилом, более тяжёлым, и пошёл новое местечко искать. Впрочем, слово пошел тут мало подходящее, кое-как побрел по гремучему курумнику, выбирая, куда ступить. И увидел интересную картину, как шустрый полосатый бурундучок ягоды в свою кладовую прячет. Он от ближнего смородинника с оттопыренными от ягод щёчками под крупный камень на курумнике юркнул и тут же обратно выскочил. Щёчки уже не раздутые, а хвостик, как ершик какой торчит, глазёнки сверкают, верещит что-то… Понял я, что он на меня ругается, вот, мол, принесло тебя сюда! Побрёл я дальше, а бурундучок ещё долго мне вслед стрекотал-ругался. 

Шумит, плещет студеная волна реки, а не напьешься, не зачерпнешь ладонью – круто. А камни скал, кажется, звенят от зноя. И следующее подходящее местечко я не сразу нашёл. А прежде его увидел мокрый камень и тоненькое позваниванье услышал, даже не поверилось. А это крохотный ручеек откуда-то выбился и под камнями к реке бежит. А чуть ниже ручейка того маленькая суводинка крутится. И у неё ельчишки маленькие в струйке плавают. 

– Что же? – думаю, – раз ельчишки тут бывают, значит, и их кто-то караулит? Попробуем тут поудить. 

“Караульщик” и в самом деле оказался, и даже вполне порядочный. Потянул сначала не резко, но когда я подсёк его, чуть меня с курумника не стянул! А когда алый хвост его в воде сверкнул, стало ясно, что тут силы не равные – таймень, а может ещё пока и таймешонок, но не той весовой категории, на которую я рассчитывал. Словом, поднажал он, и лопнула моя леса. И тюльпанчик по лесе в воду скользнул. Значит, ловля пока закончилась на ремонт удочки. 

У Олега тоже дело не впустую. Пара отличных хариусов и ленок с килограмм. Так и закончилась та наша рыбалка у скальных приторов Каа-Хема. Но сам Каа-Хем так велик и разнообразен, что у каждого окажутся свои любимые места. Я просто рассказал об одном из них, которое ярко отпечаталось в памяти. 

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 18 (392), 2018 г.