У каждого свой Байкал
Владимир Телельков, г. Барнаул
Фото автора
В черте столицы Алтая есть глубокий котлован, который местные рыболовы называют Байкалом. Возможно из-за того, что окружен он с трех сторон крутояром, а с четвертной в плотную к водоему подобралась сибирская Обь.
Местные рыболовы свой Байкал посещают регулярно: зимой и летом здесь можно поймать разнообразную рыбу, так как Обь в период паводка соединяется с котлованом, обновляя его воды, а вместе с ней и рыбу. Лет двадцать пять назад рыба ловилась отлично - набивали уловами рыбацкие ящики и шли домой, с трудом поднимаясь в гору. Здесь же я поймал рекордного окуня на чертика с глубины девять метров, который потянул килограмм семьсот пятьдесят граммов. Увы, фото нет, придется на слово поверить. Обрывы лески происходили на каждой рыбалке, но все время добавлять диаметр было чревато отсутствием клева, так что мирились с таким положением вещей, привязывали другую мормышку и вновь запускали ее под лед.
Что поделаешь, водоем ни у какой организации на балансе не числится, зарыблять и арендовать его - дело затратное, браконьеры и те появляются время от времени в надежде на миграцию рыбы с одной стороны котлована на другую, так что живет барнаульский Байкал своей жизнью и порой преподносит сюрпризы, которые будоражат все рыбацкое население краевого центра.
Кстати, именно на Байкале моим другом Василием Гореловым лет пятнадцать назад был пойман в феврале на удочку с леской 0,15 мм сазан весом на четыре килограмма. Как он выводил рыбин, стоя возле лунки на коленях в двадцатиградусный мороз, как увеличивали диаметр лунки и как радовался рыболов своей рыбацкой удачи... история длинная. В котловане есть и рекордные караси по два килограмма, которые с попаданием под лед талой воды начинают рыболовам портить нервы: обрывать и утаскивать удочки. Есть и солидные лещи, мерная плотва, но все-таки большинство местных рыболовов настраивают свои снасти на окуня, которого в водоеме много, но не так-то просто его поймать. Необходимо знать места стоянок и подготовить снасть для встречи с полосатым разбойником. Даже на Оби рыбалка более предсказуема, чем на Байкале. Окуни могут бастовать целый день, а под вечер устроить такой активный клев, что невольно у полосатых спрашиваешь, где они раньше были?
Глухозимье - тяжелое время для рыбы, которая «встала» и практически не обращает внимание на приманки, и только редкие часы активного клева сглаживают настроение рыболовов.
На Байкале мы с Александром Мироновым и Сергеем Вейкманом уже в новом 2015 году были два раза. После праздников съездили на просторы Оби, но, кроме подлещиков, в наших рыбацких ящиках другой рыбы не было. «Атташе по связям с общественностью» Сергей уверял, что его друзья были на котловане и каждый раз привозили домой по полному ящику окуней до 200 граммов весом. Ой, ли!? Звучит интригующе, да еще и погода в ожидаемые крещенские морозы совсем не морозная, чуть ли не плюсовая, так что решили все-таки проверить Байкал.
Рано утром Александр забрал нас, и через полчаса мы подъезжали к местному Байкалу. Сергей был настроен своим басом затянуть песню. "Славный Байкал, омулевая бочка", да осекся, на огромном поле заснеженного котлована расположились максимум полтора десятка рыболовов в палатках, а на берегу были припаркованы всего пять внедорожников.
- Что будем делать? - задал я вопрос своим товарищам. В принципе, можно было уехать на Обь и там попробовать ловить в неглубоком заливе некрупных подлещиков-фанерок. Только моих товарищей было уже не остановить, и они, оставив меня в одиночестве, ринулись на яму с глубиной в девять с лишним метров искать свое окуневое эльдорадо. Мой удел сверлить лунки недалеко от автомобиля, неизвестно откуда появившийся артроз на правой ноге не позволял мне искать рыбьи стаи по всему водоему. А простор был, причем, целинный. На льду даже тропинок, проложенных рыболовами, не было, поэтому попасть точно на рыбу - задачка была довольно сложная, хотя рельеф Байкала нам всем хорошо известен. Взять ту же береговую линию, где есть и плато, и резкие обрывы, и всего полтора метра подо льдом воды в десяти метрах от рядом расположенных средних глубин в три - четыре метра, а вот где стоит полосатый - никто не знает.
Традиционно на одной лунке не останавливаюсь, сверлю три-четыре в почти метровом льду и сразу достаю удочку с тандемом из маленьких безмотылок. Леска на снасти 0,08 мм - пусть лучше оторвет, чем поклевку не увидеть. На Оби тонкая леска себя полностью оправдала, принципиально менял удочки, проводя эксперимент и облавливая шесть лунок по кругу. Лески 0,10 и 0,12 мм рыбу настораживали, того же несмышленого подлещика, а на 0,08 мм поклевки происходили регулярно.
Кстати, все новинки сезона - мормышки с крылышками - ни чем себя не проявили. Если подлещик под лункой был, он ловился, что на обычного чертика, что на чертика с крылышками, хотя эта обманка смотрелась намного эффективней, чем классический вариант. Проверим «летучего чертика» еще на течении и только затем будем делать окончательные выводы.
На первой лунке нахожу нижней безмотылкой глубину, несколько раз касаюсь ей грунта и начинаю маленькими ступеньками с шагом 1-2 мм в секунду поднимать тандем в верхние слои воды. Поклевка произошла неожиданно, сантиметрах в двадцати от дна. Кивок резко ударил вниз, и я так же резко подсек. На снасти сразу почувствовал вес рыбы, но некрупной, и уже через несколько секунд с трехметровой глубины окунек сантиметров пятнадцать длиной оказался у меня в ладони. Попался на верхнего «муравья», отказавшись от уловистой уралки.
Не знаю, чья эта примета, что если поймал рыбу сразу, как только запустил мормышки в лунку, следующая поклевка произойдет не скоро. Однако так и получилось. Пришлось еще сверлить лунки и прикармливать их живым мормышем. Искать рыбу особого смысла не было, проходящая стайка обязательно на прикорме остановится. У Александра с Сергеем тоже дела явно не ладились - уже два раза позвонили, узнавая про клев. Чтобы зря время не терять, а погода стояла теплая: всего минус три градуса с небольшим ветром, решил в пять лунок опустить по удочке с разными тандемами из безмотылок и один «паровоз» с тремя чертиками. А что? Вполне удобно, не нужно постоянно леску наматывать на руку, переходя на другую лунку: подошел и сразу делай проводку, да и с уловистой на этот день мормышкой можно определиться без особых усилий.
Помаленьку окуньки стали обращать внимание на безмотылки или на мою хитрость, когда спокойно висящая приманка начинала неожиданно двигаться и напоминать рыбе корм. Рассчитывал, что будет ловиться на проверенных муравьев, но окунь обратил внимание на чертиков с бусинкой и на дробинку, в тандеме стоящую выше. Менял удочки местами, но именно эти три оснастки работали. Просверлил лунки и на пяти-шестиметровой глубине, но там поклевок вообще не было, так что с обхода шести лунок вылавливал четыре-пять окуньков и вполне был доволен рыбалкой на Байкале.
В полдень вернулись и мои товарищи. Сергей возбужден: все-таки три плотвички поймал граммов по сто весом. Александр спокоен: в его рыбацком ящике спрятались полтора десятка окуньков точно такого же размера, как у меня. Явно ни у кого из нас рыбалка не заладилась, своих пойманных окуней я считаю выстраданными, так как ловил самое большое двух с лунки.
Товарищи расположились на моих прикормленных, свободных отверстиях, так как на свежих лунках окуни практически не клевали. Договорились, ловим рыбу еще часа полтора, и, если так клева и не будет, уезжаем в город.
Попробовав то одну снасть, то другую, друзья остановились на «паровозах» с чертиками - у них появилась уверенность, что рыба на них соблазняется лучше. Под лед отправился оставшийся живой мормыш на прикорм, и возможно, рыба стала немного активней, поклевки были практически в каждой лунке. Мне было проще: одну удочку оставляю на льду, перехожу на следующую лунку и другой удочкой начинаю делать проводку.
В конечном итоге на льду задержались до позднего вечера. Улов был примерно у всех одинаков, килограммов по пять едового окуня. Рыбалкой остались довольны и следующий выезд решили вновь отправиться на Байкал за окунями. Увы, на следующие выходные была оттепель, но дул такой порывистый ветер, что пришлось ловить в палатке: одной рукой держать удочку, а другой - поддерживать палатку. Поймав десятка по полтора полосатых, мы в полдень вернулись в город. Зима в Сибири подошла только к своей середине, и на местном Байкале мы еще побываем неоднократно.