У каждого рыбака свое счастье
Василий Зиньков, г. Рязань
Фото автора
Очевидное отрицать не стоит. Жаль только, что оно скоротечно и чаще всего мимолетно. На этот раз предвестником такого счастья послужил звонок в конце марта коллеги по ловле на спиннинг. Появилась реальная возможность ловли щуки по открытой воде реки Проня. Оказывается, она уже не меньше недели как освободилась ото льда в результате спуска воды с местной ГРЭС. Важно было не потерять единственный шанс ловли на спиннинг 31 марта – накануне запрета. С этой минуты мысль моя работала лишь в одном направлении. Надеюсь, каждый спиннингист поймет мое состояние после зимнего "воздержания".
“Википедия” гласит, что Проня – река Рязанской и Тульской областей, хотя последнюю она едва касается в начале своего становления. По сути – это река Рязанской области, поскольку начинается на одном конце ее, а впадает в Оку на другом. Протяженность – 336 км. Река узкая, русло извилистое и неглубокое. Берега высокие. Скорость течения небольшая. Питание в основном снеговое.
Пользуется популярностью у рыбаков. Но в этом плане река своеобразна, требует своего понимания. Рыбные места на ней локальны.
Определить их можно, передвигаясь на лодке и сканируя дно эхолотом, без которого, собственно, рыбалка не состоится. Если только рыбак бывал здесь неоднократно и знает конкретные места. Обширные мели соседствуют на реке с глубинами. Они перемежаются, меняясь местами. Впрочем, все по порядку.
За сутки до поездки ночью был мороз 11 градусов с высоким давлением, а в ночь перед рыбалкой погода рушилась. Синоптики обещали солидный снег, пасмурную, плюсовую погоду, с небольшим ветром. Выезжал на рассвете. Путь был не меньше ста км.
Возможность подъезда к реке и спуска на воду лодки давала асфальтовая дорога, пересекающая ее. Возле небольшого бетонного моста были припаркованы две машины. Претенденты на ловлю щук стояли рядом, приехав незадолго до меня.
Рыбаки – народ радушный и приветливый. Разговорились сразу. В прошлом сезоне щука ловилась удачно, и они были в безусловной уверенности отличного клева и на этот раз.
Снег на полях еще лежал, нетронутый активным теплом, вода была прозрачна по-зимнему. Достаточно долго шли по мелководью не больше метра. Наконец рельеф дна стал меняться.
Мои спутники ушли далеко вперед, скрывшись за поворотом, а меня устраивали глубины около двух метров, поскольку заглубление моих рабочих воблеров на этой рыбалке определялось именно этими величинами. Кроме воблеров, были и силиконовые приманки. Снарядив два спиннинга – твичинговый и джиговый, приступил к ловле ровно в девять утра.
До введения запрета оставалось 15 часов.
– Успею, – подумал я с удовлетворением. Утреннее время для меня знаковое, поскольку по воде с подобной температурой у щуки первый выход я ожидаю возле этого часа. Признаюсь, весьма волнительно после зимы держать в руках родные инструменты, находясь на реальной охоте за зубастой. Ну, с Богом!
Первую хищницу поймал легко и непринужденно, буквально через десять минут. Причем сразу почувствовал, что рыбалка будет сложная. Щука была инертна до крайности. Поклевка, как таковая, отсутствовала. Воблер задержался на мгновение, словно зацепил траву, я подсек и только потом понял, что на крючках рыба. Однако при вываживании хищница стала оказывать сопротивление, не соответствующее безликой поклевке. Я был несколько озадачен, но при подходе щуки к подсачеку непонятная резвость ее стала очевидна. При нападении на свою потенциальную добычу она промахнулась, и при подсечке тройник зацепил ее за спину. Моя удача состояла в том, что щука освободилась от плена уже в подсачеке, хотя удалось завести ее в сетку лишь со второго раза. Вела она себя бойко. Я блаженствовал. Тихая речка с крутыми берегами, сплошь поросшими ветлами, тепло, почти безветренно. Что еще нужно спиннингисту, да еще после долгой зимы?
Раз за разом бороздил веерными забросами подходящие по глубине места, меняя в работе спиннинги. Несколько проводок воблером, и следом – джиговыми насадками. После быстрого вылова первой хищницы, я решил для себя, что пяток щук мне бы не помешали в холодильнике до официального разрешения ловли в июне месяце. Мечты, мечты! В чем ваша сладость?
Облавливал все новые места, но рыбы не находил. Лишь значительно позднее понял, почему ребята не стали задерживаться на этих точках. Они их основательно процедили своими приманками на рыбалках прежних. Непуганая хищница их ждала только впереди. Однако надежд я не терял, убеждая себя в том, что насадки и приемы ловли у нас однозначно разные.
И надеялся не напрасно. Через пару часов удалось уговорить вторую хищницу. Причем уговаривать ее пришлось в буквальном смысле. Щука при резком падении давления кушать не желала. Оставалось надеяться только на ее инстинкт и удачную проводку перед носом зубастой.
Заброс, активный твич с целью привлечь внимание, и повтор по той же траектории, но уже уговаривая хищницу. Пара легких “поддергушек” – пауза. Постоянно меняется резкость рывков и длина остановок. Именно на такой игре и повелась очередная рыбина, схватив воблер сзади и заглотав его наполовину. Она была стопроцентно уверена в реальности легкой добычи. И вновь поклевка была невразумительной. Просто зацеп.
После подсечки я стал поднимать ее наверх, и мне даже показалось, что зацепил со дна целлофановый пакет. Никакого сопротивления рыбы не ощущалось, чтото волоком тащится и вращается вокруг оси. Был искренне удивлен, когда увидел щуку вместо пакета. Зашевелилась она лишь в сетке подсачека. Вот такая активность рыбы была в этот день.
Я был очень доволен происходящим действом. Благодаря неожиданной информации знакомого, ловил щуку по открытой воде – это ли ни счастье в зимнюю еще, по сути, пору. Самое же ценное то, что нашел место, куда можно ездить со спиннингом в будущем, – по весне до запрета.
Ловил я сплавом, увлекаемый небольшим течением. И вскоре после вылова второй хищницы показалась небольшая деревня на высоком берегу.
– Надо же, в каких благодатных местах живут люди, – не без рыбацкой зависти подумалось мне. Крайние дома деревушки высились у самого берега. Обязательно проведаю эти места среди лета. Люблю я такие тихие, уединенные речушки для поисков своей рыбы.
За деревней русло реки расширилось вдвое, а глубина стала едва проходимой на моторе. Местами даже цеплялось дно. Похоже, что среди лета здесь воробью по колено. Пройдя мели, вновь нашел места с солидной глубиной. Три с половиной метра. Глубже не видел. Причем свал был почти отвесный. Место весьма обещающее. На веслах поднялся выше и стал искать хищницу. Воблеры результата не дали, а вот на джиг была остановка виброхвоста, и при подсечке вернулась лишь завитая в пружину часть поводка – струны. Мне представилась пасть, сомкнувшаяся на приманке и как бритвой отхватившая сталь поводка так, что я даже не почувствовал сопротивления рыбы.
Мне ее даже с места не удалось сдвинуть. Не менее получаса пытался раззадорить “мамку” на новую поклевку, понимая, однако, что более не поведется. Крупная рыба – рыба умная. Повидала немало.
Вернулся на свои старые места в надежде послеобеденного выхода хищницы, но больше поклевок увидеть не удалось несмотря на мои упорные старания. Ближе к вечеру появились лодки с расстроенными рыбаками. Рассчитывали рыбаки на уловы значимые, как прежде, но больше двух рыбин, как и мне, добыть никому не удалось. Возвращался домой под мерный шелест колесных шипов, мысленно находясь на уютной речке, с поросшими по берегам ветлами, принесшей мне сегодня столько положительных эмоций.
На льду реки возле г. Пронска черными точками виднелись согбенные фигурки рыбаков. – У них еще зима, – подумалось мне, – а я только что был в лете, хотя и со снежными берегами. Вот оно, счастье, и нет сомнения, что у каждого оно свое. До открытия сезона оставалось два с лишним месяца.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 8(382), 2018 г.