Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Тюнинг «Нельмы»

Тюнинг «Нельмы»

Автор: Илья Нужин


Читатели журнала «Нижегородский рыболов» наверняка слышали про английскую ловлю впроводку с применением инерционной катушки. Англичане используют специальные проводочные катушки, имеющие общее нарицательное название centre-pin(центрпин). Уже несколько лет я практикую болонскую ловлю именно с инерционной катушкой – такой подход открывает для рыболова совершенно другие грани поплавочной ловли. В преддверии нового сезона я озадачился выбором новой катушки. Выбор встал между покупкой недорогого английского центрпина и тюнингом проверенной «Нельмы». В конечном счете победила врожденная экономность и желание поработать руками.



Выбор модели

Модельный ряд катушек «Русснасть» представлен катушками «Нельма» в двух вариантах – летнем и зимнем. Несколько лет подряд в качестве проводочной катушки я использовал именно зимнюю «Нельму», и она неплохо показала себя в этом амплуа. Однако, у «Нельмы-Z» есть существенный недостаток, серьезно ограничивающий использование этой модели в поплавочной ловле – небольшой диаметр барабана. Чрезвычайно низкая скорость подмотки серьезно ограничивает длину проводки и превращает выматывание лески в утомительное занятие. Летняя «Нельма» отличается большим диаметром барабана и, кроме того, лучше показывает себя при забросе легкой поплавочной оснастки. Катушка выпускается в праворуком и леворуком исполнении,  которые отличаются направлением работы тормоза–трещотки и расположением ручки тормоза. Из опыта прошлых лет я могу сказать, что куда удобнее ручка тормоза, которая расположена с задней стороны катушки. В проводочной ловле катушка располагается снизу бланка, подмотка осуществляется левой рукой – правильное расположение ручки тормоза будет у леворукой модели. По этой причине в качестве донора я выбирал именно летнюю «Нельму» в леворуком  исполнении.



Стратегия тюнинга

Чем же отличается английская проводочная катушка от любой другой инерционной катушки? Прежде всего, это невероятно легкий ход, необходимый для минимального сопротивления плывущей по течению оснастки – катушка должна легко сдавать леску даже при использовании легких поплавков. Все это «Нельма» умеет делать по умолчанию – благодаря сбалансированной шпуле на подшипниках. Однако, если рассмотреть популярные английские модели, практически в каждой мы увидим одно и то же эргономическое решение – широкий бортик, идущий по краю барабана катушки. На «Нельме» бортик отсутствует из-за специфики производства, а ведь в проводочной ловле эта деталь имеет ключевое значение!

Если при ловле спиннингом ее отсутствие будет ощущаться лишь при выполнении заброса и не слишком критично, то в проводочной ловле притормаживанием бортика барабана осуществляется как контроль проводки, так и подсечка и работа на вываживании. Кроме того, широкий выступающий бортик на английских катушках позволяет осуществлять быструю инерционную подмотку. В случае пустой проводки можно быстро смотать леску ударом ребра ладони по бортику катушки - при этом экономится не только время, но и силы, так как катушка после ускорения несколько секунд вращается по инерции, сматывая леску. Плоский бортик «Нельмы» фактически ставит крест на этом эффективном методе подмотки, контроль проводки также не слишком комфортен. Поэтому превращение «Нельмы» в полноценный centrepin невозможно без решения этой проблемы. Параллельно я постарался решить и некоторые другие эргономические проблемы катушки.


Дьявол кроется в деталях

Купив катушку, первым делом я отрегулировал тормозную колодку. Тормозная колодка - визитная карточка «Нельмы», она является по своей сути эффективным ручным фрикционом и позволяет регулировать тормозное усилие нажатием на бортик барабана. Изначально тормозная колодка слабо реагирует на нажатие. Для того, чтобы настроить работу колодки, под нее необходимо поставить одну или даже две регулировочные прокладки из комплекта катушки. В моем случае хватило одной. Фото 1.

3-50-катушка1.jpg3-50-катушка2.jpg

Также своеобразным «ноу-хау» «Нельмы» является ее аэродинамический тормоз, работа которого регулируется открытием шиберной заслонки. Так как забрасывать предстоит легкие и парусящие оснастки, нам потребуется максимальное открытие заслонки –другими словами ее можно просто-напросто снять для облегчения катушки. Фото 2.

Следующий нюанс вскрылся уже на пробных испытаниях катушки. Покупая правую «Нельму», мы получаем удобное расположение рычага тормоза, но при этом возникают серьезные проблемы, связанные со сбросом лески. Все дело в том, что направление работы тормоза подразумевает намотку лески против часовой стрелки, что при нижнем расположении катушки дает нам сход лески соответственно с нижнего края барабана. Подобная намотка дает нам не только больший провис лески между катушкой и первым кольцом удилища – также она провоцирует периодический сброс петель при инерционном разматывании и перехлест лески за лапку катушки. У англичан можно увидеть как намотку против часовой стрелки, так и наоборот - однако мне более удобной представляется намотка именно по часовой стрелке, когда леска наматывается по часовой стрелке и сходит с верхнего края барабана катушки. Однако для подобной намотки необходимо перевернуть тормоз катушки. К моему удивлению, процедура эта прошла для «Нельмы» практически безболезненно. Для начала надо перевернуть звездочку тормоза. Фото 3. Затем ответную часть, установленную на механизме включения. Фото 4.

3-50-катушка3.jpg3-50-катушка4.jpg

Единственный сложный момент возник с маленьким неодимовым магнитом, установленным снизу – изначально он выполнял роль возвратной пружины, однако после перестановки детали он начал ощутимо подтормаживать шпулю. Магнит основательно приклеен, и пришлось потрудится, удаляя его. Фото 5. После перестановки тормоз работает немного иначе – ближе к зимнему варианту катушки, однако это никак не сказывается на процессе ловли.

3-50-катушка5.jpg



Деревянный «обвес» 

Рассмотрев различные материалы для изготовления бортика, я остановился на дереве. Во-первых, этот материал легко обрабатывается, а во-вторых, весьма приятен тактильно – ведь контактировать с бортиком рука будет постоянно. Сюда же можно записать также и эстетический момент – сочетание темного дерева и вороненого металла показалось мне очень привлекательным. В качестве основы для детали я выбрал буковую фанеру толщиной восемь миллиметров. В обработке фанера ведет себя более предсказуемо и куда лучше переносит неблагоприятные условия. Чтобы снабдить нашу катушку широким бортиком, необходимо вырезать из фанеры кольцо, внешний диаметр которого соответствует диаметру барабана катушки – 114 мм, а ширина кольца – 6 мм. Вырезать кольцо из фанеры без специальных инструментов – задача нетривиальная, однако в Интеренете я узналвесьма доступный, хотя и довольно трудоемкий способ. В дощечку вбивается два гвоздя, расстояние между ними составляет радиус вырезаемого круга. Фото 6.

В фанере сверлится отверстие, в которое вставляется один из гвоздей. Вращая дощечку с нажимом относительно этого центра, постепенно вырезаем круг до середины толщины с одной стороны фанеры, затем и с обратной стороны. Сначала вырезается внешний радиус кольца, затем внутренний. Фото 7. Работа довольно кропотливая, зато результат радует своей точностью и аккуратным резом. Получившуюся деталь я тщательно обработал шлифовальной насадкой.

3-50-катушка6.jpg3-50-катушка7.jpg

Еще одна деталь, которую мне очень хотелось доработать – ручка фрикционного тормоза, с которым тоже предстоит регулярно работать, подстраивая ход катушки под течение водоема. На «Нельме» ручка эта довольно мелкая, она выточена из металла и совершенно неудобна в работе. Чтобы выдержать катушку в едином стиле, эту деталь я тоже решил сделать из дерева. Совершенно случайно в строительном магазине мне попались на глаза декоративные деревянные заглушки по смешной цене – отличная заготовка! Я немного обработал заглушку и просверлил в ней отверстие, соответствующее диаметру металлической рукоятки. Фото 8.

3-50-катушка8.jpg3-50-катушка9.jpg

Для защиты деревянных деталей я решил попробовать необычный метод – выварку в масле. Для выварки я использовал рафинированное подсолнечное масло. Масло наливается в металлическую посуду и ставится на небольшой огонь конфорки. Важный момент – необходимо периодически переворачивать плавающие в масле детали и не давать маслу кипеть. В кипящем масле дерево мгновенно обугливается! Фото 9. Для пропитки небольших деталей маслом достаточно трех часов варки. В результате пропитки маслом, дерево приобрело глубокий темный оттенок. Фото 10.

3-50-катушка10.jpg3-50-катушка11.jpg

После проварки можно приклеивать детали. Я использовал моментальный суперклей, он достаточно надежно приклеивает пропитанные маслом деревянные детали к любой поверхности. После приклейки бортика, вскрылась небольшая ассиметрия детали. Для окончательной доводки я использовал шлифовальную насадку – прижимая ее к бортку и вращая катушку, мне удалось убрать практически все огрехи. Фото 11.

Новая деревянная рукоятка приклевается прямо на старую. В конечном итоге катушка приобретает весьма необычный, но при этом презентабельный внешний вид. Фото 12 и 13.

3-50-катушка12.jpg3-50-катушка13.jpg



Заключение

После модернизации эргономика катушки возросла многократно, появилась возможность использования всех технических приемов, доступных английским центрпинам. Вы можете сказать, что все эти мучения не стоили сэкономленных денег, однако я не могу с этим согласится – ведь гораздо приятнее ловить рыбу снастями, в создание которых вы вложили частичку своей души!