Главная > Статьи > Тысяча дорог на плато Устюрт

Тысяча дорог на плато Устюрт

522-88-1.jpgДмитрий Тютин, руководитель клуба "Экстрим-НН

Наверное, в каждом человеке, пусть в разной степени, живет дух путешествий, странствий и новых открытий. Во мне он не просто живет, это мое второе Я. Требующее открывать что-то новое, идти на край земли за новыми испытаниями, ощущениями.

Дальнее путешествие не только приносит новые впечатления, оно позволяет по-другому взглянуть на то, что оставил ты позади, на твои взгляды, нерешенные проблемы. Увидеть свою жизнь под иным углом, с другой стороны. В путешествиях лично меня больше влечет север и северо-восток. Манит туда как магнитом. Карелия, Кольский, плато Путорана и Таймыр, Урал, Байкал, Камчатка, Сахалин...

522-88-2.jpgОдни только названия начинают будоражить кровь и заставляют долго смотреть на карту нашей необъятной и удивительно красивой страны. Разглядывать жилы рек, бескрайнее море тайги, бесчисленные озера, разбросанные словно легким взмахом руки Всемогущего. Но в этом мае был не Байкал и не Кольский, а был настоящий юг. Был Каспий и плато Устюрт , были горы Мангистау - поистине край тысячи дорог.

Отправиться за несколько тысяч километров на одной машине для меня не ново. Самое сложное - это найти время и возможность вырваться из нескончаемого круговорота дел и забот. Дела будут всегда. Они никогда не закончатся. Но время и жизнь идут с невероятной скоростью. И порой хочется остановиться, оглядеться вокруг, почувствовать жизнь не в шуме городских будней, а в шелесте шин твоего экспедиционника, что везет тебя за горизонт, в шуме ветра и волн, в журчании таежной реки, в комарином звоне, в потрескивании костра и тишине леса...

522-88-3.jpgС 29 апреля по 10 мая этого года мы решили отправиться в путешествие по Казахстану. В частности, посетить одно из уникальных мест на нашей планете - плато Устюрт.

Ранним утром, загрузив туристический скарб в наш старый добрый "крузер 70-го семейства", покатили в направлении Казахстана. Наш дружный экипаж - это моя жена Натали, дочь Юлька и, собственно, я. Расстояние от Нижнего Новгорода до границы - порядка 1750 км по асфальтовой дороге.

522-88-4.jpgДвигаясь с севера на юг, всегда интересно наблюдать, как быстро меняется рельеф. Совсем недавно был суглинок и смешанный лес, а через пару сотен километров уже чернозем, затем лесостепь, и через несколько сотен километров бескрайних полей начинается степь. Взгляду не за что зацепиться. Только стоящие столбиками забавные суслики на обочине дороги да стада овец, коров и лошадей разбавляют пейзаж.

Дельта Волги

522-88-5.jpgПеред переходом границы мы решили на пару дней заехать в Дельту Волги на рыбалку. В Камызякский район. Приехали туда поздно вечером. И в поисках места для стоянки волею судеб познакомились с Анатолием Леонидовичем - человеком преклонных лет, но невероятно бодрым и интересным. У него и остались в большом доме, где нам выделили просторную комнату.

Рядом с хутором много ериков и проток, которые несут воду Волги-матушки в Каспий. Конечно же, хотелось побывать на них с удочкой, благо мы попали на ход белой рыбы.

Попив чаю и поплескавшись в душе, мои путешественницы улеглись спать. А я еще пару часов общался с Леонидычем. Как оказалось, он раньше работал на севере. Строил самые крупные в мире электростанции, был начальником на объектах и много путешествовал по всей России, писал и пишет стихи, прозу, рассказы для местной газеты, делится многочисленными воспоминаниями. Имея квартиру в Москве, он все-таки больше времени проводит в Верхнем Калиновском. Рыбачит, принимает рыбаков и продолжает писать.

522-88-6.jpgПосле долгой дороги утренний сон - самый сладкий. И когда я открыл глаза поутру, рассматривая светлую комнату, в которую заглянули первые лучи солнца, то ощутил себя в детстве, в деревне (ныне несуществующей), которая стояла среди лесов Ивановской области. Для полного ощущения детства не хватало тех деревенских звуков: щебета утренних птиц, тихой бабушкиной хлопоты у печи на кухне, запаха молока, мяты и пустырника, а еще помидора, дозревающего на подоконнике...

Проведя в утренней неге еще десяток минут, я тихонечко встал и, одевшись, пошел принимать утренний моцион и искать деда Анатолия, чтобы отправиться с ним к реке. Ближайший ерик был всего в трех минутах ходьбы от дома. Взяв запас драгоценных червей и удочки, мы отправились с дедом к воде.

- Сейчас я покажу тебе одно местечко, где на одну удочку едва успевать таскать будешь, - сказал Анатолий Леонидович.

522-88-8.jpgРасположившись на берегу возле небольших коряжек и поваленного дерева, мы быстро снарядили удочки и принялись за ловлю. Снасти были дедовы. Леска - 0,25. Крючок таков, что у нас я бы такой использовал только при ловле на живца. Грузило и поплавок тоже соответствующие. Ко всему этому я отнесся скептически.

Едва оснастка погрузилась, как поплавок взбрыкнул и ушел на дно. Подсечка - и на другом конце забилась добрая вобла. Слегка поправив червя, забрасываю - и все повторяется. Если  немного поиграть оснасткой, начинает жадно хватать красноперка и окунь. Пакет быстро наполняется рыбой. Некоторые экземпляры вываживаешь не сразу несмотря на дубовую снасть. Весенняя, сильная рыба.

Через час-полтора дед Анатолий решил пойти в дом - освободить от рыбы пакет и накормить завтраком моих девчонок. А затем привести их с собой. Я продолжал ловить. Такого бешеного клева я никогда не встречал в своей практике.

Просто таскать рыбу, как из аквариума, мне было уже неинтересно, да и куда столько рыбы? И я начал экспериментировать, насаживая на крючок все, что попадалось под руку: улиток, пиявок, водоплавающих жуков. Ловилось на все!

522-88-9.jpgТогда, порывшись в пакете, я решил попробовать ловить на... туалетную бумагу. Складываю маленький кусочек, насаживаю на крючок, смачно поплевываю и закидываю снасть. Едва крючок коснулся воды, поплавок резко, словно торпеда, ушел в сторону. Подсечка - и на крючке забилась очередная увесистая красноперка. Мне стало не по себе. Я представил, что будет, если попробовать искупаться голышом!

Вскоре пришли дед и "сонное царство" -  мои Наталья и Юлька. Увидев процесс ловли, у меня сразу отобрали удочку. Дочь также потребовала научить ее ловле, сделав удочку. Для ребенка я поставил на короткую телескопическую удочку плетенку 0,2 мм и яркий поплавок с живцовым крючком. Насадил улитку и показал, как забрасывать.

Несколько секунд - и сияющий от счастья ребенок вытаскивает первую рыбину. Поправляю ей наживку - и снова добыча. Иногда попадались такие красноперки,522-88-10.jpg что после подсечки ребенку не хватало сил поднять ее на поверхность, взявшись за удочку двумя руками. Я стоял с фотоаппаратом рядом и снимал их счастливые лица.

Буквально через полчаса Юлька освоилась самостоятельно насаживать улиток, расколов панцирь камешком, и снимать рыбу с крючка. Я был в недоумении от всей этой картины. Рыба ловилась всюду - куда ни брось. По поверхности плавали крупные красноперки, грея спины под лучами весеннего солнца. Заброс - и стая в драку бросается к наживке.

Половив еще немного и утолив азарт, решили, что хватит, хорошего помаленьку, и потащили пакет с уловом домой для засолки.

Через день такой ловли мы, тепло попрощавшись с Анатолием Леонидовичем, двинули в направлении Атырау, навстречу путешествию и приключению по Казахстану.

Устюрт

522-88-11.jpgЧтобы посетить многочисленные достопримечательности Устюрта, приходилось за день преодолевать

до 400 км. Дороги разные: от шикарного асфальта до трехсоткилометровых участков в хлам разбитой гравийки и опасных перевалов в горах на побережье.

Особенно запомнилась парочка таких мест, где одно неправильное движение - и сотни метров лететь вниз, без шансов выжить. В эти моменты я высаживал семью из машины и потихонечку крался на пониженной передаче наверх. Зацепиться для подстраховки лебедкой было не за что - вот это был настоящий экстрим! Жена не могла без слез наблюдать за всем этим, и, миновав второй такой участок, мы договорились больше не экспериментировать с направлениями и, пока все целы, ехать только по проезжим дорогам.

522-88-12.jpgЗа несколько дней путешествия по Устюрту и горам Мангистау мы посетили самую глубокую впадину на земле - Карагие, знаменитые подземные мечети и источники, старинные полуразрушенные поселения, кладбища и некрополи, долину конкреций - круглых камней шаровидной формы, разбросанных словно игрушки великанов, купались в Каспии, встречали живописные закаты и рассветы в степи и у подножия чинков, встретили множество живности: черепах, змей, ушастых ежей, лис корсаков с лисятами (которых кормили хлебом), зайцев, змей, жуков скарабеев...

Были и многочисленные стада овец, верблюдов, лошадей, живущих на свободном выпасе. Людей встречали мало, так как в населенные пункты заезжали, только чтобы пополнить запасы пресной воды, топлива и продуктов. Но тех, кого встретили, были хорошими, добрыми людьми. Один раз ночевали в мечети, в которую нас пустил смотритель поздним вечером, когда все небо озаряли молнии приближающейся грозы...

И вот позади почти 7000 км. Наш внедорожник выдержал все испытания, и мы благополучно вернулись домой, принеся с собой массу новых впечатлений, открытий и бесценного опыта из края ТЫСЯЧИ ДОРОГ.

А впереди ждут новые путешествия, экспедиции, открытия, и все только начинается!

522-88-14.jpg"Плато Устюрт занимает огромное пространство между Каспийским и Аральским морем площадью около 200 000 км2. С севера плато ограничено Прикаспийской низменностью, с востока - Аральским морем, с запада - полуостровом Мангышлак, а на юге к нему примыкают Каракумы и Кызылкум.

На восток и запад плато обрывается крутыми скальными обрывами - чинками высотой до 200 метров. Северный и южный чинки менее выражены. В начале и середине кайнозойской эры вся эта территория была дном моря. Благодаря этому плато сложено различными осадочными породами: известняками, песчаниками, доломитами, гипсами, ракушечником разных цветов - от бледно-розового и голубого до ослепительно белого.

На протяжении многих веков Устюрт был перекрестком цивилизаций и сохранил следы скифов, монголов и более древних народов. Через плато проходила одна из важнейших ветвей Великого шелкового пути. На Устюрте сохранилось множество памятников древней культуры: могильники, мавзолеи, мечети (в том числе и подземные)."