Тяжелый выезд
Павел ПолиЩук, г. Набережные Челны
Фото автора
Синоптики запутали нас, и я ехал на рыбалку при температуре 14 градусов, а мой напарник, сидевший рядом, ехал аж в 22! Я-то просто посмотрел в Интернете и потом заскочил в теплую машину почти у подъезда, а у Васильича аргументы были весомее. Он и источник о погоде смотрел другой, и машину заводил в мороз. Но разве испугаешь нас морозом? Нас-то нет, а вот “собаки”(мотоснеходы) иногда взбрыкивают. Мороз в 22 для них уже на грани добра и зла.
Выгрузили, завелись и неожиданно обнаружили, что собрались дальше обычного, а бензином не запаслись. В баках есть еще полканистры, но лучше бы полная. Ну, да ладно. Сказано: Хватит! – значит, хватит.
Отъехали от берега и “поскакали” к нужному коряжнику. Летом там промышляли не раз, зимой бывали в поисках окуня и плотвы, но тогда не было снега, а вот с жерлицами выбрались впервые. Народу для выходного дня немного, в основном все в палатках. Мороз чувствуется. Васильич отстает. Он еще в прошлый раз свою “собачку” ругал. И дым какой-то не такой, и покашливать начала. Но везет же. А моя так и вовсе не простуженная. Но в какой-то момент пришлось остановиться и подождать его.
Тут про особенность наших “собачек” надо сказать. Заводятся с пол-оборота, а потом, когда рыхлым снегом по пути припорошит, на морозе начинают обмерзать наружные детальки.
И в итоге в какой-то момент тросик перестает функционировать, и регулировать скорость уже не получается. Едет она на своей скорости, и не так уж это и плохо. Это, если снег ровно лежит, а сейчас, после оттепелей и морозов, картина напоминает волны Скачешь с одного гребня на другой, да еще равновесие держишь. Не просто все это. Пока тросик работает, можно где-то притормозить и через бархан плавно перевалиться. А как замерз, тут уж не зевай.
Но это половина беды. Вторая заключается в том, что надо ведь еще не только тормозить, но и останавливаться. А остановиться тоже не всегда просто. Иногда кнопку на руле выключил и встал, а иногда выключил, а ей по барабану. Едет себе. Строптивые, надо сказать, “собачки”. А еще мороз с ветерком. Упаковались в капюшоны, и голову назад не повернешь. А если на ходу, то на первом же бархане перевернешься.
Это я к тому, что не просто в две “собаки” по морозу ездить. Но приехал Васильич озабоченный. Тянет совсем плохо, а как постоит, сил наберется, снова хорошо. Перецепили тяжелые ледянки с мотобуром и прочим скарбом ко мне. До нашего места осталось-то с километр, не больше. Решили, что доберемся, а там поговорим с “собаками”, на совесть надавим.
Ну, я дождался, как Васильич завелся и головой дал знак, что нормально, и попер с новым грузом. А барханы еще круче, видать, ветра там гуляют постоянно. Почти до места добрался, остановился с трудом, даже стреножить собаку пришлось. Оглянулся…, а Васильича даже на горизонте не сразу увидел. Поехал обратно, а еще бензин на плешь давит.
Приехал. Бастует его “собака”, но пока меня ждал, отдохнула. Решили, что больше рисковать не будем и останемся у ближайших камышей. Место незнакомое, будет ли рыба, не знаем, но всё пошло неправильно, и надо из ситуации выходить. Подъехали к камышу. Проверили. Место не затраханное, глубина отличная. Ставимся.
Пробурили ряд лунок, расставили жерлицы. Подъехал мужик, оказалось, что у него тут сеть. Одну жерлицу чуть не на конец сети поставили. Сказал, что щуки в сетях мало, а много леща. И, правда, леща ему попало штук 30, а щучка – одна. Пока он проверял сети, была и у нас поклевка, но мелкая щука с одной стороны порадовала присутствием, но с другой дала понять, что помучить нас тут есть кому. А между тем солнышко поднялось, а ветер прекратился. Еще ставить жерлицы было холодно, а часам к 10 уже черные ледянки нагревались.
Это успокаивало. “Собаки” тоже черные, и на солнышке отогреются. Флажки несколько раз сработали вхолостую, а потом попалась щучка на 2200, и мы уж совсем расслабились на солнцепеке. В итоге случилось 12 поклевок, поймали 4 щуки, но были довольны. Место совсем не знакомое.
Собрались в 15 часов, и моя “собачка” обрадованно заурчала, а Васильич свою уговорить пытался долго, но безуспешно. Не раз у нас бывало, что стоит поставить новую свечу, как все проблемы заводки исчезали. Но в сумке были только две свечи, уже побывавшие в работе. И ни одна из них не помогла. И все-таки дело оказалось в свече. Переставили мою, и Васильич свою “собаку” завел, но теперь уже обиделась моя.
Поджимало время, приближались сумерки, еще держал в тонусе и бензин. В итоге одну “собаку” запихали в ледянки, прицепили к ней вторые с грузом, и Васильич все это медленно, но верно потащил в сторону берега. Мне выпала доля идти пешком. Конечно, я легче на 30 кг, и, возможно, было правильнее ехать именно мне, но Васильич не ходок, а идти надо было по целине и достаточно далеко. Жизнь внесла коррективы. Через полкилометра “собака” такую нагрузку не потянула, и мы остались в вечерних сумерках на льду.
Выручила рыбацкая дружба. Позвонили знакомому в город, он перезвонил в деревню, где мы рыбачили, и удивительное дело. Через пять минут к нам подлетел снегоход, и, в принципе, стало спокойнее. Васильич сел к водителю, а я – в сани. Сзади прицепили вереницу из трех ледянок. Двое с “собаками”, и третьи со скарбом. Сразу договорились ехать медленно, но…
Вышеуказанные барханы никуда не исчезли. “Собаки” скакали жутко, и вскоре одна сделала кульбит и, вылетев из ледянок, закувыркалась по дороге. Моей обязанностью было орать, ежели что, и я орал. Был уверен, что собирать "собаку" будем по частям, но не зря говорят, что “заживает, как на собаке”. Решили эту “собаку” вместе с ледянками затащить в сани, и мне в них стало еще не уютнее. Туда же взгромоздили и вторые ледянки со скарбом. Испугаться я просто не успел, но пальцы рук побелели, а одна нога затекла в скрюченной позе. По пути кульбит сделала и вторая “собака”, которую уже некуда было затащить. В итоге поехали медленнее и без приключений.
Вечером Васильич сказал, что в карбюраторах обеих “собак” вода, и по этой причине они нас проверили на стойкость. Будем думать.
История эта не только о нашей безалаберности и счастливом конце. Речь о мотособаках. Конечно, расстояния, которые мы благодаря им преодолеваем по снегу, и ловим рыбу, пройти пешком мы в силу возраста и здоровья не сможем. Поэтому все проблемы приходится стойко переносить и пытаться уменьшать с каждым разом. Вот и в этот раз сделали выводы…
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 4(354), 2017 г.