Турсунтский туман
Виктор Степанов, г. Улан-Удэ
Фото автора
Память иногда уносит в далекое прошлое. Нет-нет, да и всплывают забавные случаи, курьезные истории, а порой загадочное и необъяснимое. В те 80-е годы я переехал работать в геологическую партию г. Урая, ХМАО, Тюменской области. Жизнь геолога трудна и зачастую непредсказуема.
Полевой экспедиции намечалось пройти вверх по р. Конда от г. Урая до озера Турсунтский туман и добраться до кордона на одной из речушек. Откуда должен дальше продолжиться путь. Желание поучаствовать в водном маршруте у наших ребят было велико. Не в каждый сезон полевых работ удавалось поплавать по рекам и озерам, посидеть в лодке и наслаждаться первозданной красотой Северного края. А не топать по таежным буреломам с ручным буром и тяжеленными шнеками, с ружьем, патронами, продуктами и прочим, которое не забудешь в сторожке и не потеряешь впопыхах.
Но, вот и наступил долгожданный час отплытия. Утро выдалось весьма приветливым, светило солнце, небо голубое, с реки дул легкий прохладный бриз. Две «Казанки-5», упакованные под завязку, томились у причала. Начальник партии метался то к одной, то к другой лодке, на ходу отдавая команды и проверяя напоследок снаряжение и геологическое оборудование. Немногочисленные родственники и друзья друзей стояли на помостках, обнимали, пожимали руки и желали семь футов под килем. Наша команда из пяти человек, кое-как устроившись среди неимоверно огромного количества мешков, пакетов, бочек и канистрами с бензином, маслом и прочим нужным и необходимым добром, помахала на прощание. Взревели моторы, и маленькая флотилия, отдав концы, отправилась в свое путешествие.
Мероприятие шло точно по запланированному графику с редкими остановками на берегу – перекусить и размяться. Свежий ветер приятно ласкал наши загоревшие лица. Романтика покорения бескрайних таежных лесов, рек, болот ждала своих героев. Моторы работали исправно, если не считать, когда одна из лодок вдруг случайно натыкалась на отмель или топляк. «Вихрь» судорожно, с резким скрежетом срывался вверх с фиксатора, зависал в воздухе и глох. Алексей, наш главный техник и спец по всему, что двигалось по земле и плавало по воде, подготовил их по полной программе, на совесть.
Город уже остался далеко позади. По берегам реки стали попадаться небольшие селения хантов и манси, малочисленных коренных народов Севера, как принято сейчас их называть, промышлявших охотой и рыбной ловлей. Порой диву даешься их умению управляться со своими лодками, пренебрегая всеми правилами судовождения. Нам приходилось несколько раз уворачиваться от прямого столкновения, громко чертыхаясь и посылая им вслед «добрые» пожелания. Они не сидят на корме у моторов, крепко сжимая рукоятку газа, а придумали нечто свое, оригинальное, так сказать, местное ноу-хау. Сидит вот такой абориген на капитанском мостике в носовой части лодки, а под мышкой зажат длинный шест, закрепленный на рукоятке мотора. Наша команда по достоинству оценила их рациональное решение. Во-первых, находясь впереди, лучше просматривается река. Во-вторых, поворачивать и маневрировать очень удобно, слегка отклоняя шест вправо или влево.
По пути нашего движения мы насчитали около десяти поселений, а то и просто отдельных избушек. Перед заходом на озеро планировалось сделать еще одну, последнюю остановку у поселка. А там, на самом озере, нас встретят, накормят, устроят баньку, после которой, в полном блаженстве, наконец-то можно будет хорошенько выспаться. И осталось-то всего ничего, можно сказать, рукой подать. Впереди уже начали появляться неясные очертания жилища. Как позже выяснилось, и поселком-то это трудно было, назвать. На берегу стояло штук пять старых, накренившихся набок избушек. Из местного населения видели только одного мальчугана, бежавшего по тропинке за гусем и кричащего что-то ему вслед.
Пришвартовавшись и заглушив двигатели, с трудом вылезли на берег, разминая отекшие ноги. На безоблачном небе все так же светило солнце, беззаботно порхали бабочки и стрекозы. И тут со всех сторон налетела, набросилась кровососущая нечисть. Первым не выдержал такой гнусной атаки Володя.
– Лучше уж дальше плыть, чем терпеть этих гадов, – обильно поливая лицо репеллентом
Леха его по-дружески похлопал по плечу и, улыбаясь, произнес:
– Держись, геолог, крепись, геолог…, – ощупывая рукой большой волдырь под глазом.
В общем, на берегу мы пробыли недолго. И всем хотелось только одного – плыть вперед.
Начальник партии Владимир Семенович дал отмашку, и наша команда спешно покинула берег, проклиная кровожадных вампиров.
– Потерпите, ребята, немножко осталось. Проскочим озеро, и будет нам счастье.
Часы уже показывали около 16 часов вечера. Леха выжимал ручку газа «Вихря» почти до максимума, но от этого скорость перегруженной «Казанки» почти не увеличивалась. Вглядываясь вперед и показывая рукой, я радостно заорал, стараясь перекричать оглушительный рев двигателей,
– Турсунтский туман!!!
ТУРСУНТСКИЙ ТУМАН, проточное озеро в Кондинском р-не. Расположено в долине р. Конда в 20 км к С.-З. от с. Шаим. Пл. 96,6 км², дл. 3,19 км. Высота над уровнем моря 52 м. Самыми крупными озерами Кондинского района считаются туманы: Леушинский, Турсунтский, Юмасинский. Озера эти не автономные, представляют они из себя нечто вроде заливных лугов огромной площади. Туманы – основная кормовая база для всей кондинской рыбы. Вода в них примерно такого же цвета, как в Конде, – буроватая. В жару туманы начинают цвести, вода приобретает зеленоватый оттенок. Глубина в туманах небольшая – от силы пара метров. В изобилии щука, язь, карась и прочая соровая рыба.
Нашим взорам открылась бесконечная вода без берегов и границ, без конца и края. Это было настоящим морем. «Море» нас встретило приветливо и доброжелательно. Настроение поднялось, ведь мы уже у цели! Но радость наша длилась недолго. По мере дальнейшего продвижения в глубь озера, погода начала резко меняться, буквально на наших глазах. Подул сильный ветер, солнце исчезло, и вместо нежного, голубого неба опустился плотный, как молоко, туман. Было ощущение, что мы попали в другой временной отрезок, пересекли незаметную границу параллельного портала, из которого пути назад уже не будет.
Из легенды о Турсунтском тумане
У манси издавна примета:Все знают Вонта – духа ветров,Он добрым был, любил он очень летоИ ждал всегда Вонт в гости рыбаков!Лишь надо было соблюдать обычай:Приехав на Туман, взойти повыше,Оповестить всех духов о приезде для приличьяИ лодочку у мыса ставить ближе…Вдруг ветер догоняет, буря налетела,Туман нашел, нет к мысу вдруг дорог.А оставалось ведь совсем немногоДо мыса по Туману лодке плыть,Видна была так хорошо дорога,Но бурю некому остановить…Вокруг все очень быстро потемнело,Вода плескалась в лодку, ветер выл…А манси знали, что Турсунт бываетВ плену у Виткаса – у духа ветров злыхОн злой, дух ветра, он завистник Вонта,Да сколько ж рыбаков он бурей наказал…
Окончание следует
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 13(339), 2016 г.