Троллинг – зло. К счастью, побеждаемое
В 13 номере нашей газеты мой коллега, постоянный автор “РКГ” Геннадий Побожий опубликовал статью “Троллинг – добро или зло?”. При весьма полимичном и толерантном названии статьи позиция автора предельно ясна: троллинг – зло. Поддерживает Геннадия и подавляющее число ответивших на его опрос в Интернете. Троллинг – зло, утверждают они.
О пагубном влиянии троллинга на ихтиофауну наших рек говорят и ученые. В частности, специалисты Нижегородской лаборатории ГОСНИОРХ давали заключение о вредном влиянии троллинга на маточное стадо хищника Чебоксарского водохранилища. Почти два года назад в нашей Нижегородской области, равно как и в других областях, относящихся к Верхней Волге (Тверская, Костромская, Ивановская, Ярославская, Вологодская) и ведомству Верхневолжского территориального управления Государственного комитета по рыболовству троллинг был запрещен!
И рыболовная общественность поддержала этот запрет, “троллей”, как неласково называют троллингистов нормальные рыболовы, сразу стало меньше.
К несчастью, уже через несколько месяцев после начала действия этого документа появился новый. Давно ожидаемые Правила рыболовства Волжско-Каспийского бассейна. Как и кем писался этот документ – для меня большая загадка. Но явно ни представители широченной рыболовной общественности, ни ученые-ихтиологи, ни представители рыбнадзора участия в этом действе не принимали. Ибо долгожданные Правила (а по сути – главный наш рыболовный закон) вышли с такими огрехами и несуразностями, что пришлось удивляться.
На страницах нашей газеты я уже комментировал пункты новых Правил, доказывая их очевидные минусы. Повторяться в настоящей статье, наверное, нет смысла. Речь о троллинге. Его новые Правила каким-то чудом “вернули”. Стыдливо оговорившись, что, мол, трольте, товарищи, но не более чем двумя приманками. Ну, спасибо, что не двадцатью.
И понеслось. За эти два “разрешенных” года нас буквально накрыла волна троллингизма. Волжские протоки и русловые бровки верховьев Чебоксарского водохранилища подверглись такому прессу новоявленных троллингистов, что зачастую нормальным рыболовам просто не осталось места! Катера и лодки с беспечными пассажирами и закинутыми снастями “в очередь” бороздят ограниченную акваторию, выбивая рыбу, катаясь по забросам и не позволяя ловить с якоря другим.
Цепляюсь к собственным словам. Вот почему, скажите на милость, про спиннингистов говорят, что они “ловят рыбу”, а про троллингистов, что они рыбу “выбивают”? Да только потому, что для спиннингиста, нормального человека, бережно относящегося к родной природе, сама ловля – кайф! Компоновка снасти, бесконечный подбор приманки, исследование акватории, попытки понять рыбу, работа с тонко настроенной снастью – все это доставляет огромное удовольствие! Именно будучи серьезно погруженными в сам процесс, современные спиннингисты очень часто выпускают пойманную рыбу, ведь она служит лишь доказательством их мастерства и умения. А что троллингист? Человеку, мягко говоря, нечем хвастаться, кроме “мяса”. Никакого умения, понимания, сноровки он не продемонстрировал, поэтому ему приходится хвастаться только тем, что есть: грудой убитого “мяса”.
По меткому замечанию одного моего знакомого, отъявленного рыболова, проводящего в сезон до 100 и более дней, троллингисты никогда не выпускают рыбу! И весь процесс ловли, как и сам результат, – обыкновенное хладнокровное убийство.
Я тоже никогда не замечал за троллинистами тяги к отпусканию рыбы, а вот за спиннингистами – сколько угодно. До сих пор перед глазами сцена отпускания щуки за “десятку” на рыболовном фестивале “Разнежье-2009”. Триста рыболовов стали свидетелями, как счастливчик сначала поймал супер-рыбу, а потом, сфотографировавшись, подарил ей свободу. Это ли не пример цивилизованного отношения к рыбалке и уважения себя и окружающего мира?
У троллингистов вопроса по отпусканию рыбы просто не стоит – они ее всю забирают. Нет, возможно, и найдется среди этой компании приличный человек, отпускающий рыбу, ну, значит, он случайно занялся троллингом и пробудет в нем крайне недолго.
Я тоже проводил опрос в Интернете относительно троллинга. И был буквально поражен БЕСПЕЧНЫМ отношением к троллингу нормальных рыболовов! Позиция большинства сводилась к тому, что, мол, не запрещен, значит, ловить можно. Ну, привыкли мы, как бараны, довольствоваться теми законами, которые нам скинут сверху. О каком гражданском обществе тогда мы вообще говорим? Не наше ли личное дело САМИМ предлагать нормальные законы и добиваться их принятия? Мы, как всегда, забываем, что это “государевы слуги” должны существовать для народа, учитывать его мнение, но отнюдь не наоборот!
В общем, отношение к бездумному и бездушному троллингу у нас крайне беспечное. БББ. Беспечное, бездумное и бездушное настроение.
Как всегда, крайне точен в оценках происходящего в рыболовном мире один из главных популяризаторов спиннинга в нашей стране. “Акватория, изнасилованная троллингом”, – так категорично, но точно высказывается Константин Кузьмин.
Но вред троллинга понимают далеко не все рыболовные журналисты. Недавно был до крайности изумлен очередной телепрограммой Президента федерации рыболовного спорта Станислава Радзишевского, где он буквально пропагандировал троллинг! Это тот человек, кто уже на протяжении многих лет возглавляет нашу сборную страны по спортивной мормышке, имеет непосредственное отношение и к другим видам и сделал для рыболовного спорта так много, как, наверное, никто другой. Вряд ли мы имеем здесь дело с “продажностью” журналиста, мол, ему много денег заплатили, он и “запел”. Нет, на 100% уверен, что мы имеем дело с той самой беспечностью. А еще – с элементарной безграмотностью.
Тотальной безграмотностью страдают, кстати, и сами троллингисты. Ну не заставишь просвещенного, грамотного и умелого спиннингиста отказаться от высокоспортивной снасти и бездумно утюжить акваторию под трескотню мотора. В троллинг приходят через пример “дяди Васи”. Вот дядя Вася поймал 30 килограммов рыбы на троллинг, и мы вот сейчас купим пяток крупновоблеров, пару “дубинок” и поедем троллинговать – тоже, не сильно запылясь, поймаем рыбки. Примерно таков ход мыслей того “идиота”, которого я встретил недавно в одной из волжских проток. “Идиот” (а другого слова даже при моей профессии, напрямую связанной с русским языком, трудно подобрать) пытался троллинговать… при помощи “Нептуна-23”. Техника капризничала, малых оборотов совершенно не держала, глохла. Тогда он заводился “с веревки” (далеко не с первого раза, конечно), снова трогался, сбрасывал газ… и история повторялась под громкие матюки. Картина была настольно идиотской, что я не выдержал – и долго смеялся в полный голос, и смех этот был в моменты вынужденных пауз хорошо слышен поклоннику морского вида ловли в маленькой волжской протоке.
Ну что, довольно изливать желчь? Или еще порассуждать на тему “за или против”? Лет пять назад я сам задавался этим вопросом и написал, как и мой уважаемый коллега Геннадий Побожий, полемическую статью “Троллингом или спиннингом?”. Но сейчас, по прошествии этих лет, я занял твердую позицию и не отступлю от нее ни на шаг. Троллинг – абсолютное зло. Для рыбы, для природы, для человека троллингом занимающемся, и для людей, его окружающих. Троллинг – беспечное, бездушное и бездумное занятие для людей, неспособных ловить рыбу честно. И так же честно ее отпускать. Но троллинг, уверен, явление в нашей жизни временное, уверен, всеми нами побеждаемое. Запретили же мы общими усилиями это безобразие два года назад? Уверен, победим и еще раз. Теперь уже – окончательно.
Дмитрий Соколов, г. Н. Новгород
Фото автора