Трилогия о щукарях
Павел ПолиЩук, г. Набережные Челны
МЕЛЬКЕНЬ
Популярная среди наших рыболовов деревня. Летом и зимой много охотников до самой разной рыбы. Но о лете поговорим летом, а сейчас у нас на дворе уже весна. Удивительно солнечная погода на протяжении недели ситуацию не спасает. В итоге рыболовы навострили уши и носятся по рыболовным магазинам с целью услышать, где клюет. А клюет одинаково плохо везде.
Вот и мы едем в Мелькень по наводке. Наводка так себе – кто-то поймал там плотву, а с ее помощью и несколько щук. Слабость наводки еще и в том, что район поиска достаточно велик. Но охота пуще неволи.
Наши друзья традиционно сидят где-то там с рассвета, а мы без фанатизма едем к 10 часам утра. То, что без фанатизма, недалеко от безрыбизма, конечно, достает, но пока выбора нет. Приезжаем, и понятно, что сумасшедшего клева нет даже в Мелькени. С высокой горы видно две кучки рыболовов.
Обе кучки жалкие и состоят из пары палаток и пары пеших мормышечников. Далеко у межи еще четыре фигуры. Две из них должны оказаться нашими друзьями. У них с утра жерлицы, и, как я понял из телефонных переговоров, щуки совсем распоясались и даже разгибают карабины. Мы тоже хотим туда, но… В процессе езды оказалось, что мы сегодня без живца и сначала надо оторваться по плотве, а потом уже из ведра плотвы выбрать самую мелкую и научить ее изображать живца. Где эта плотва? Это мой вопрос. Там. Это ответ на мой вопрос. Там – это 13 километров указанного направления. Но надо наловить. Забурились. Глубина метра полтора.
Старые лунки подсказывают, что шансы есть. Они и начали клевать, эти шансы. Только вместо плотвы очень капризный окунь и совсем не капризные ерши. А время стремительно приближается к полудню, и пора уже снимать урожай из щук, а у нас еще рассада в горшках. Ни одной плотвы мы так и не увидели. Кое-как насобирав окуньков на десяток жерлиц, двинулись к нашим друзьям, которые сказали, что место есть.
У одного из них пара щук, одна на 2200, и один разогнутый карабин. У второго – четыре щучки, но до 2 кило не дотягивают. Мормышечной рыбы совсем нет, а щуки перестали пугать пару часов назад, когда что-то изменилось в погоде. Мы-то в это время были в машине и перемену даже не заметили. В общем, друзья наши скучают, и мы вынуждены присоединиться к ним. Выставили десяток жерлиц, из них пара все-таки на ершей. Ждем.
На небе ни облачка, ветер совсем ни о чем, и, казалось бы, наслаждайся. Но какое наслаждение, если никто не нападает на живца. Ладно бы на нашего, так и на дружественных нам карасиков. Жерличная ловля особая. Тут надо не только терпеливо ждать, иногда часами, но еще постараться не замерзнуть от безделья. В итоге прямо на жерличных позициях пытаемся ловить на мормышку и в итоге умудряемся поймать несколько окуней, один из которых упирается в 300 граммов.
А потом короткий миг щучьего выхода. Точнее, мы не знаем, выход это был или нет, но случилось три поклевки, и две мелкие щучки немного взбодрили нас. Иссякающее терпение получило новую подпитку, и ее хватило на час. А там уже и сумерки совсем не далеко. Все собрались и с явно отрицательными эмоциями побрели к машине.
ОБЛОМ
Сегодня едем за щуками. Настроение хорошее и даже боевое. И тут звонок Вована, с истерией в голосе сообщающего о каком-то жутком ветре. Я бы даже сказал, о мифическом ветре. Но Вовану не повезло. Мы – оловянные солдатики, и не гнемся ни от ветров, ни от Вованов. Едем!
Первые какие-то ерзания начались, когда дорогу в Биюрган стало хорошо переметать. Красивое зрелище, когда сантиметрах в десяти над асфальтом белое шевелящееся покрывало.
Приехали на берег. Меня отправили для контрольного выхода из машины. Вышел. А оно дует. Не смертельно, но неприятно. Дует со стороны берега, и появилось оппортунистическое желание спрятаться под хорошо знакомой горой. Ехать 5 минут, а будет ли рыба – дело 19-е.
Место интересное. Вот только непредсказуемое. То неожиданно включится и набегаешься, то крокодилы подтянутся, и адреналин по всему льду расплещешь. Но бывает и так, что 2-3 раза попробуешь, а там тишина. Никого. И больше уже в этом сезоне не ездишь.
Какие-то следы очень старых лунок есть, но тотальной рассверленности не наблюдается. Такой признак всегда оцениваем двояко. То ли рыбы нет, то ли хорошо, что до нас не вычерпали. Буримся. Ветер и под горой достает. Везде дует с юга, а тут специально для нас – вдоль горы с запада. И на встречном ветру лицо обжигает.
Но нас этим испугать сложно. Забурились, чаю попили. Это место плохо тем, что время коротать сложно. Мелочи совсем нет. Вован взял удочку и ушел на полкилометра искать окуней. На горизонте несколько фигур по льду рассыпано, но до них далеко.
Он пошел своих окуней искать. Час проходил. Одного окуня нашел и десяток ершей. И то хорошо. У нас – полный штиль в смысле поклевок. А в смысле ветра ничего не изменилось. Гора высокая, и солнышко через нее перемахнуть не может. Сидим под горой в тени. Ветер меньше. Вышли на яркое солнышко, всего-то 20 шагов. А там с ног сдувает. Вован этот ветер еще из своей кухни каким-то местом почуял.
В какой-то момент, из опыта, понимаем, что сегодня нас ждет полный и безоговорочный облом. Нет, именно тут у нас были интересные моменты. Сидели до 14 часов, изнывали от безделья, а потом пара поклевок и хорошие щуки. И серийность тут тоже бывала. 15-20 минут работы, и хороший улов.
Но сегодня интуиция подсказывает, что ни серийности, ни крокодилов не будет. Но маленькая интрижка все же была. Уже после обеда неожиданно загорелся флажок, и даже плетня размотана до стопора. Подошел, раскопал из снега платформу, подсек. Кто-то некрупный пару раз обозначился, но в результате на лед выбрался только перепуганный карасик. Скорее всего, мелкий щуренок напакостил. И хорошо, что вовремя отцепился.
Нам бы еще часика два посидеть, чтобы сумерки застать врасплох, а не сидится. Скукотень полная. И ветер достает, и чай кончается. Нет счастья в жизни. Собираемся и с позорным нулем едем домой. Всё. Это место под горой свободно до следующей зимы. Хорошее место, но скучное. Надо на острова. Там тоже гарантии нет, но интрига есть.
ВОВАН, ТЫ НЕ ПРАВ!
Беспризорный Вован, оставленный мною без призора, совсем расслабился и начал путать нормальную рыбалку с какой-то рыболовной физкультурой. Нашел место у самого берега, где стоят деревенские гаражи, и поймал там несколько щучек за несколько раз. Точнее, наверное, по щучке за выезд. И в итоге изображает счастье. А если к этому добавить его рассказ, как увлекательно там ловятся матросики, то какой-нибудь насквозь наивный рыболов может и соблазниться. Пару раз таким наивным оказался и я. Но уточню, что он меня вынудил, если не сказать, что заставил силой.
То, что тут, у гаражей, что-то можно поймать, было известно всегда, и деревенский маэстро мормышки Славик как раз этим и занимался. Но не возникало мысли тут посидеть, ибо это совсем не наш уровень. С таким успехом можно ведь и вовсе не ездить, а выйти на набережную и присоединиться к десятку пенсионеров. Они тоже находят свою радость, и поймать одного щуренка там тоже можно.
Это был последний раз, когда я пошел у него на поводу. И получился он предполагаемо бестолковым. Места, слегка тронутые чьим-то буром, хорошая межа, нормальные глубины. Все хорошо. Но, согласитесь, что все эти атрибуты можно найти и в глубокой луже. А щуки все-таки большей частью живут на щучьих квартирах, а не где попало. Даже живцовый карась запротестовал против такой прогулки у гаражей и изобразил групповой замор в канне.
Но на жерлицы наскребли. Выставились. Солнышко уже не только светит, но и жарит. Лица буреют на глазах. Обуревшему Вовану все нипочем. Лишь бы матросики не давали скучать. А они и не дают. Их тут валом. Полчища матросиков. Что ни дай, все хватают на лету. Но такую рыбалку можно выдержать 20-30 минут. А потом уже она становится хуже Интернета.
И если в нормальной жерличной ловле всегда есть интрига и за счет нее удается досидеть до нужных сумерек, то тут еще на подходе ко льду присутствует обреченность. Вован не прав. Что мы тут делаем? Зачем мы тут?
Впервые через час после начала рыбалки появляются мысли о том, как бы побыстрее все это кончилось. В былые времена оттягиваешь финиш в надежде, что еще пара поклевок и пара хороших щук обязательно случатся, и удивляешься, если это не случается. А тут мы уже второй раз, и ни разу не хватило терпения дождаться сумерек. Точнее, терпение тут не причем, не было желания.
Еще обиднее, что запороли такой красивый день. Солнышко и штиль. А ведь большей частью приходилось ходить за горизонт в морозы и метели. И мечтали о хорошей погоде. Вымечтали ее, и сами же зачеркнули.
Поэтому я вынужден обратиться к Вовану с открытым письмом. Вован, будь человеком! Вернись! Прекрати заниматься физкультурой и вспомни, какие крокодилы боролись с тобой врукопашную.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 7(381), 2018 г.
МЕЛЬКЕНЬ
Популярная среди наших рыболовов деревня. Летом и зимой много охотников до самой разной рыбы. Но о лете поговорим летом, а сейчас у нас на дворе уже весна. Удивительно солнечная погода на протяжении недели ситуацию не спасает. В итоге рыболовы навострили уши и носятся по рыболовным магазинам с целью услышать, где клюет. А клюет одинаково плохо везде.
Вот и мы едем в Мелькень по наводке. Наводка так себе – кто-то поймал там плотву, а с ее помощью и несколько щук. Слабость наводки еще и в том, что район поиска достаточно велик. Но охота пуще неволи.
Наши друзья традиционно сидят где-то там с рассвета, а мы без фанатизма едем к 10 часам утра. То, что без фанатизма, недалеко от безрыбизма, конечно, достает, но пока выбора нет. Приезжаем, и понятно, что сумасшедшего клева нет даже в Мелькени. С высокой горы видно две кучки рыболовов.
Обе кучки жалкие и состоят из пары палаток и пары пеших мормышечников. Далеко у межи еще четыре фигуры. Две из них должны оказаться нашими друзьями. У них с утра жерлицы, и, как я понял из телефонных переговоров, щуки совсем распоясались и даже разгибают карабины. Мы тоже хотим туда, но… В процессе езды оказалось, что мы сегодня без живца и сначала надо оторваться по плотве, а потом уже из ведра плотвы выбрать самую мелкую и научить ее изображать живца. Где эта плотва? Это мой вопрос. Там. Это ответ на мой вопрос. Там – это 13 километров указанного направления. Но надо наловить. Забурились. Глубина метра полтора.
Старые лунки подсказывают, что шансы есть. Они и начали клевать, эти шансы. Только вместо плотвы очень капризный окунь и совсем не капризные ерши. А время стремительно приближается к полудню, и пора уже снимать урожай из щук, а у нас еще рассада в горшках. Ни одной плотвы мы так и не увидели. Кое-как насобирав окуньков на десяток жерлиц, двинулись к нашим друзьям, которые сказали, что место есть.
У одного из них пара щук, одна на 2200, и один разогнутый карабин. У второго – четыре щучки, но до 2 кило не дотягивают. Мормышечной рыбы совсем нет, а щуки перестали пугать пару часов назад, когда что-то изменилось в погоде. Мы-то в это время были в машине и перемену даже не заметили. В общем, друзья наши скучают, и мы вынуждены присоединиться к ним. Выставили десяток жерлиц, из них пара все-таки на ершей. Ждем.
На небе ни облачка, ветер совсем ни о чем, и, казалось бы, наслаждайся. Но какое наслаждение, если никто не нападает на живца. Ладно бы на нашего, так и на дружественных нам карасиков. Жерличная ловля особая. Тут надо не только терпеливо ждать, иногда часами, но еще постараться не замерзнуть от безделья. В итоге прямо на жерличных позициях пытаемся ловить на мормышку и в итоге умудряемся поймать несколько окуней, один из которых упирается в 300 граммов.
А потом короткий миг щучьего выхода. Точнее, мы не знаем, выход это был или нет, но случилось три поклевки, и две мелкие щучки немного взбодрили нас. Иссякающее терпение получило новую подпитку, и ее хватило на час. А там уже и сумерки совсем не далеко. Все собрались и с явно отрицательными эмоциями побрели к машине.
ОБЛОМ
Сегодня едем за щуками. Настроение хорошее и даже боевое. И тут звонок Вована, с истерией в голосе сообщающего о каком-то жутком ветре. Я бы даже сказал, о мифическом ветре. Но Вовану не повезло. Мы – оловянные солдатики, и не гнемся ни от ветров, ни от Вованов. Едем!
Первые какие-то ерзания начались, когда дорогу в Биюрган стало хорошо переметать. Красивое зрелище, когда сантиметрах в десяти над асфальтом белое шевелящееся покрывало.
Приехали на берег. Меня отправили для контрольного выхода из машины. Вышел. А оно дует. Не смертельно, но неприятно. Дует со стороны берега, и появилось оппортунистическое желание спрятаться под хорошо знакомой горой. Ехать 5 минут, а будет ли рыба – дело 19-е.
Место интересное. Вот только непредсказуемое. То неожиданно включится и набегаешься, то крокодилы подтянутся, и адреналин по всему льду расплещешь. Но бывает и так, что 2-3 раза попробуешь, а там тишина. Никого. И больше уже в этом сезоне не ездишь.
Какие-то следы очень старых лунок есть, но тотальной рассверленности не наблюдается. Такой признак всегда оцениваем двояко. То ли рыбы нет, то ли хорошо, что до нас не вычерпали. Буримся. Ветер и под горой достает. Везде дует с юга, а тут специально для нас – вдоль горы с запада. И на встречном ветру лицо обжигает.
Но нас этим испугать сложно. Забурились, чаю попили. Это место плохо тем, что время коротать сложно. Мелочи совсем нет. Вован взял удочку и ушел на полкилометра искать окуней. На горизонте несколько фигур по льду рассыпано, но до них далеко.
Он пошел своих окуней искать. Час проходил. Одного окуня нашел и десяток ершей. И то хорошо. У нас – полный штиль в смысле поклевок. А в смысле ветра ничего не изменилось. Гора высокая, и солнышко через нее перемахнуть не может. Сидим под горой в тени. Ветер меньше. Вышли на яркое солнышко, всего-то 20 шагов. А там с ног сдувает. Вован этот ветер еще из своей кухни каким-то местом почуял.
В какой-то момент, из опыта, понимаем, что сегодня нас ждет полный и безоговорочный облом. Нет, именно тут у нас были интересные моменты. Сидели до 14 часов, изнывали от безделья, а потом пара поклевок и хорошие щуки. И серийность тут тоже бывала. 15-20 минут работы, и хороший улов.
Но сегодня интуиция подсказывает, что ни серийности, ни крокодилов не будет. Но маленькая интрижка все же была. Уже после обеда неожиданно загорелся флажок, и даже плетня размотана до стопора. Подошел, раскопал из снега платформу, подсек. Кто-то некрупный пару раз обозначился, но в результате на лед выбрался только перепуганный карасик. Скорее всего, мелкий щуренок напакостил. И хорошо, что вовремя отцепился.
Нам бы еще часика два посидеть, чтобы сумерки застать врасплох, а не сидится. Скукотень полная. И ветер достает, и чай кончается. Нет счастья в жизни. Собираемся и с позорным нулем едем домой. Всё. Это место под горой свободно до следующей зимы. Хорошее место, но скучное. Надо на острова. Там тоже гарантии нет, но интрига есть.
ВОВАН, ТЫ НЕ ПРАВ!
Беспризорный Вован, оставленный мною без призора, совсем расслабился и начал путать нормальную рыбалку с какой-то рыболовной физкультурой. Нашел место у самого берега, где стоят деревенские гаражи, и поймал там несколько щучек за несколько раз. Точнее, наверное, по щучке за выезд. И в итоге изображает счастье. А если к этому добавить его рассказ, как увлекательно там ловятся матросики, то какой-нибудь насквозь наивный рыболов может и соблазниться. Пару раз таким наивным оказался и я. Но уточню, что он меня вынудил, если не сказать, что заставил силой.
То, что тут, у гаражей, что-то можно поймать, было известно всегда, и деревенский маэстро мормышки Славик как раз этим и занимался. Но не возникало мысли тут посидеть, ибо это совсем не наш уровень. С таким успехом можно ведь и вовсе не ездить, а выйти на набережную и присоединиться к десятку пенсионеров. Они тоже находят свою радость, и поймать одного щуренка там тоже можно.
Это был последний раз, когда я пошел у него на поводу. И получился он предполагаемо бестолковым. Места, слегка тронутые чьим-то буром, хорошая межа, нормальные глубины. Все хорошо. Но, согласитесь, что все эти атрибуты можно найти и в глубокой луже. А щуки все-таки большей частью живут на щучьих квартирах, а не где попало. Даже живцовый карась запротестовал против такой прогулки у гаражей и изобразил групповой замор в канне.
Но на жерлицы наскребли. Выставились. Солнышко уже не только светит, но и жарит. Лица буреют на глазах. Обуревшему Вовану все нипочем. Лишь бы матросики не давали скучать. А они и не дают. Их тут валом. Полчища матросиков. Что ни дай, все хватают на лету. Но такую рыбалку можно выдержать 20-30 минут. А потом уже она становится хуже Интернета.
И если в нормальной жерличной ловле всегда есть интрига и за счет нее удается досидеть до нужных сумерек, то тут еще на подходе ко льду присутствует обреченность. Вован не прав. Что мы тут делаем? Зачем мы тут?
Впервые через час после начала рыбалки появляются мысли о том, как бы побыстрее все это кончилось. В былые времена оттягиваешь финиш в надежде, что еще пара поклевок и пара хороших щук обязательно случатся, и удивляешься, если это не случается. А тут мы уже второй раз, и ни разу не хватило терпения дождаться сумерек. Точнее, терпение тут не причем, не было желания.
Еще обиднее, что запороли такой красивый день. Солнышко и штиль. А ведь большей частью приходилось ходить за горизонт в морозы и метели. И мечтали о хорошей погоде. Вымечтали ее, и сами же зачеркнули.
Поэтому я вынужден обратиться к Вовану с открытым письмом. Вован, будь человеком! Вернись! Прекрати заниматься физкультурой и вспомни, какие крокодилы боролись с тобой врукопашную.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 7(381), 2018 г.