Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Три дубля на Спасском затоне

Три дубля на Спасском затоне

Василий Зиньков, г. Рязань
Фото автора

Недолговечна пора спиннингового сезона, когда хищник активен. По весне мешает запрет, а осенью, к примеру, раннее наступление морозов, как это было в году прошедшем, резко прервавшее ловлю хищника на прудах и озерах. Ловить ее еще как бы не меньше месяца по календарю, ан, нет, неожиданный «пасьянс» природы прервал увлекательный процесс. Память - занятная субстанция, не хочет прощаться с приятными моментами жизни и все возвращает, возвращает туда, где как будто не добрал, не доловил, недолюбил.

ркг304-15-1.jpg



Затон Оки солидных размеров, огибающий районный центр Спасск-Рязанский с юга и востока, заинтересовал меня еще глубокой осенью предыдущего сезона. По рассказам рыбаков, там неплохо ловилась щука. В мой приезд она была без задоринки в жоре, поймал всего лишь одну, да и ту на отводной, при ловле маститых окуней, но место понравилось.


Дубль первый

Согласно Википедии, городом Спасск, как его называют в простонародье, стал именоваться в 1778 г. Расположен он на левом берегу Оки в 55 км от Рязани. Но река, как бы поодаль, а затон непосредственно примыкает к городским кварталам, поэтому Спасским и называется. Напротив Спасска, на том берегу Оки, находится Городище Старая Рязань, исторически значимое место для всей Рязанщины. Именно здесь находилась Древняя Рязань, один из крупнейших русских городов ХII - ХIII вв., столица Великого Рязанского княжества и самое большое археологическое городище России.

Не лишним было бы напомнить уважаемому читателю, что легендарный рязанский богатырь, воевода Евпатий Коловрат, герой народных сказаний, именно здесь, увидев разоренную Рязань, с малым войском пустился вдогон и бил татар так нещадно, что сам Мамай был удивлен до крайности силе и храбрости русского народа. 

Неподалеку от Спасска, в селе Ижевское родился и проживал родоначальник космонавтики Циолковский. Можно было бы долго перечислять знаменитостей окрестных мест, только тема моего повествования иная.

По правде говоря, избегаю водоемы в непосредственной близости от поселений, опасаясь их запрессингованности. Мой дачный дом в с. Панино находится всего в десятке км от Спасска, а вот не удосужился порыбачить в затоне ранее. Среди летней поры не сподобился, видимо, из-за жары, поэтому решил проведать затон во второй декаде октября. 

Приехал к рассвету, но как-то долго провозился с лодкой и снастями и на воде был, когда уже во всю рассвело. Осенняя вода особенно прозрачна, и дно при метровой глубине возле зарослей кувшинок читалось, как экран телевизора на кухне. Воблерную «песню» начинает косадаковская Ultima, кусаная-перекусаная российским хищником. Твичинг для начала достаточно агрессивен - с целью разведать обстановку. После тройки забросов перехожу на плавную, неспешную подачу с паузами. 

Где-то метров за пять до лодки из-под кувшинок, как лиса из-под елки, выскакивает, килограммовая, на вид, щука, и, подлетев к воблеру, «врубает свой стоп-кран», мгновенно повернув обратно. У меня вопрос. А что ей не понравилось: воблер или неубедительная игра приманки?

Следующая проводка с «подхалимажем», рыбка-подранок, да и только. Молчок. Ещё раз. Молчок. Меняю воблер, провожу еще несколько раз. Молчок. Похоже, зубастая обиделась, что ее «развели» на обманку. Ладно, идем дальше, попробую расшевелить ее на обратном пути.

Через десяток метров ловлю щуку, с поклевкой без всякого раздумья. Фонтан брызг, борьба за последние метры до подсака, нежелание сдаваться, все это характерно для осенней, очень резвой щуки, набравшей сил в холодной воде. Передвинувшись на дистанцию заброса, ловлю вторую с такими же темпераментными проявлениями при вываживании. Значит, та, первая, на выходе, была все-таки с гонором. 

Приятно ловить щуку на небольшой глубине, пока с ней борешься, переживаешь самую разнообразную массу эмоций. Ей, кроме травы, прятаться некуда, все как на ладони, вот она и куролесит.

На этом мой первый осенний выезд на затон и закончился. Это я о рыбе. Клев прекратился разом, и все мои последующие попытки не принесли желанной добычи. Не повелась и та щука, которая повернула от воблера обратно. И кто эту рыбу вот так вот выключает? Надо думать, что те полчаса, которые я потерял в возне со снастями, мне аукнулись, пару щук еще я бы точно имел в реестре при такой активности.


Дубль номер два

Второй дубль рыбалки на затоне прошел через неделю во второй половине дня, поскольку прогноз и погода располагали. С утра до обеда топил дровами печь дачного дома, чтобы переночевать в тепле, пообедав, выехал на вечернюю зорьку. Встал на прежнее место, не давала покоя недовыловленная щука, побрезговавшая незаслуженной приманкой, а скорее - моей игрой. Но та капризная хищница как в воду канула, ни гу-гу. И остальные ни гу-гу. 

За два часа ловли - два щупака, благополучно отпущенных до встречи через пару лет. Еще две зачетных щуки сбежали, вторая прямо возле лодки, понятно было, что зубастая сегодня не в настроении и крайне инертна. 

Затон с южной стороны имеет два рукава, поросших вдоль берега кувшинкой и элодеей, а концы рукавов заросли почти сплошь, да и глубина там около полуметра. Причем один рукав уходит от городка резко на юг, другой - идет вдоль него и далее небольшого леска, на запад. Обследовав оба края уходящего на юг рукава, я попадаю в конец его, не оставляя надежды на поимку хищницы. 

ркг304-15-2.jpg

Продвигаюсь по тихому зеркалу заросшей воды. Расчет идет на то, что на мели у щуки нет возможности рассмотреть приманку и обдумать свои действия, если можно так сказать. Когда что-то блеснуло перед ней, напоминающее ее исконную добычу, она атакует, не задумываясь. Так было и здесь. Дежурный заброс воблера, и возле очередной куртины зарослей возникает бурун, рывок, и килограммовая хищница яростно мотает головой в надежде на освобождение от тройника, но это только усугубляет ситуацию: второй тройник еще крепче цепляет добычу, да так, что мне даже удалось провести фотосессию.


Третий дубль

В кромешной тьме раннего утра следующего дня, при выходе из дачного дома, в природе обнаружился сильнейший туман. Десять км пути до затона пришлось ехать минут сорок, на уровне скорости трактора. Немного проплутав в лугах на той стороне водоема, пришвартовался на вчерашнее место. Мне вновь не давала покоя та капризная щука, да и еще выходы рыбы там были. Я был уверен, что хищник стоит в травяных порослях, надо только его очаровать и завлечь игрою своих насадок. Еще в молодости читал в альманахе «Рыболов-спортсмен», что якобы утренний туман усиливает жор щуки, не раз этот постулат подтверждался, но только в «те еще времена». В этот сезон уже четвертый раз попадаю в подобную ситуацию, три из них не принесли ни одной рыбины, клев начинался позже, после рассеивания завесы, поглядим, что день грядущий нам готовит.

Плыву, попеременно меняю места для забросов в густом молоке тумана, но хищница напрочь отказывается реагировать на мои старания. Два часа непрерывной рыбацкой работы, два часа ожидания поклевки и, только после того как туман рассеялся, обозначился солнечный диск, и я выплыл на акваторию другого рукава, идущего на запад, услышал вдоль прибрежной травы первые щучьи всплески: все-таки она вышла на охоту. Понятно, что рыба с тех давних пор моей молодости переменила свои пристрастия. Воблер Dead - мой любимец, и тут работал безукоризненно. На любую «подергушку» кончиком удильника он непременно отзовется витиеватым разворотом, щуку всегда притягивает стопроцентно, умей только им манипулировать, к тому же он прекрасно пожирает пространство при забросах. 

Пару травянок ловлю буквально одну за другой. Если она, родимая, на охоту вышла, тут уж не зевай, кто ж его знает, сколько ей на сегодня отпущено тем, кто стоит у «рубильника» ее активности. Ведь два предыдущих часа были безрезультатны. Иду вдоль берега, быстро меняю места, тем не менее, произвожу по три заброса. Дальнейшие мои «пассы» спиннингом вдоль травы не дают поклевок, поворачиваю в обратную сторону, отхожу от берега метров на 12-15, ставлю «Шанинца» с заглублением до полутора метров и продолжаю ловлю. Воблер-суспендер приличных размеров, работа им крайне неспешная, вразвалочку, и это приносит очередной результат. Третья щука берет на глубокой паузе и занимает свое почетное место на кукане за транцем лодки, причем она приятно радует размером при перемещениях с места на место, когда весь улов вытягивается в шеренгу, согласно «купленных билетов».

Четвертая хищница ведется на того же «Шанинца» следом за предыдущей, и то же на паузе, видимо клев сходит на нет. Наглядно видно, где глубже, там и рыба крупнее. 

Постоянно перемещаясь, дохожу до места, где рукава затона раздваиваются. Здесь обширное поле травяных зарослей вперемежку с открытыми водными прогалами. Глубина чисто символическая: от 20 см до полуметра. Издалека слышу всплеск хищника, видно зубастая решила на мелководье погонять глупых малят. Подхожу крадучись, готовлюсь к забросу, опять ставлю мелководника, и тут щука вновь обозначает себя. Заброс чуть дальше всплеска, но воблер приходит пустым, видимо она ушла в траву. 

Повторный заброс, и тут с другой стороны водного прогала, откуда я её и не ждал, вижу рассекающий плавник «акулы» местных вод. Набирая скорость, она буквально несется к «умирающей рыбке», понять ее можно: почти дармовая добыча практически у нее в желудке. 

Она наверняка почувствовала себя уже сытой, но тройники японского воблера крепко подхватили ее и повели ко мне. Ах, сколько было возмущения и «женской» страсти при такой малой глубине, вы бы только видели.

Когда я, довольный состоявшейся рыболовной сессией, плыл в сторону машины, пять щучьих спин выстроились в рядок и покорно следовали за мной.