Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Тренды городской болонки

Тренды городской болонки


Илья Нужин  

НИЖЕГОРОДСКИЙ РЫБОЛОВ № 3(74), 2019 г.  

Май для меня давно уже стал “поплавочным” месяцем. Было время, когда болонская ловля занимала немалую часть летнего сезона, но с годами аппетит к спиннинговой ловле только растет, и болонка постепенно переквалифицировалась в разряд факультативной весенней снасти: спиннинговый запрет, теплое майское солнце, одетая в бетон городская Волга – время и место ловить на поплавок. Однако все живое склонно к переменам, а в случае с нашей рекой сказывается еще и человеческий фактор – игры с уровнем воды на Волге давно уже стали притчей во языцах. С каждым новым сезоном приходится вносить коррективы в ловлю, менять тактику, а иногда даже снасти. В этой статье мне бы хотелось рассказать о последних трендах городской болонки. 


Тренды городской болонки Илья Нужин


НОВЫЕ ГОСТИ 

За последние несколько лет видовой состав поплавочной бели менялся не раз. Если раньше в черте города нередки были поимки ельца и даже подуста, а та же чехонь была довольно редкой гостьей в уловах поплавочников (при этом стабильно попадалась на "резинку"), то в течение последних нескольких сезонов основу улова составляли два основных вида рыб: плотва и чехонь. Все изменилось весной прошлого года. Весна 2018 характеризовалась поздним сходом льда и довольно-таки высоким паводком. Неожиданно в уловах рыболовов появились новые гости. Первым из них стал синец. Когда-то эта рыба из лещевого семейства была крайне редка, однако еще на последнем льду прошлого сезона начала попадаться на различные снасти в неведомом доселе количестве. Болонская ловля не стала исключением – в самом начале сезона, когда на Нижневолжской обычно ловят уклейку, именно синец составил основу улова. Средний размер рыбы "пивной", 100-200 граммов, и в целом синец оставил после себя самые приятные впечатления – как от процесса ловли, так и от гастрономических качеств. Всем хорош новичок! 


Тренды городской болонки Илья Нужин


 Вторым неожиданным гостем в улове оказался серебряный карась. Конечно, ни для кого не является новостью факт, что карась вполне комфортно может чувствовать себя на течении, однако системно на городской Волге мне его ловить еще не приходилось. Размер карася самый разный: от небольших "пятачков" до вполне увесистых "лаптей", могущих задать жару на вываживании. Сорога из уловов никуда не делась, а вот чехонь снова стала редка. 

ДЕСЯТЫЙ ПРИЧАЛ 

О причале номер девять слышал, пожалуй, каждый нижегородский поплавочник – когда-то это место было по-настоящему культовым, и в начале мая парапет причала облепляли толпы любителей половить уклейку. Десятый причал – место стоянки колесного теплохода “Сура” – куда менее известен, однако последние несколько сезонов я начинаю ловлю именно в его окрестностях. Во время весеннего паводка нижняя часть набережной оказывается под водой, образуя привлекательный для бели каменный “стол” – тут мы ее и ловим. Зона ловли – поверхность набережной и склон бетонки. Ловить дальше затопленного парапета – бесперспективно, да и глубина уже значительна. Течение в месте ловли приличное, и зацепов за выбоины в бетоне хватает; глубина, в зависимости от уровня, варьируется от полутора до двух с половиной метров. С постепенным понижением уровня воды рыба покидает локацию, точка замолкает. Обычно в начале мая я прихожу сюда ловить уклейку, однако весна прошлого года изменила традицию. Массового выхода уклейки я так и не увидел – приехав на место утром, перестроился на ловлю бели со дна. Стала проскакивать сорожка и упомянутый выше синец. Однако настраивался я все же на ловлю уклейки, поэтому прикормки с собой не взял и клев довольно скоро затих. В обед собрался домой, и вечером был на берегу во всеоружии. И без того не особо плотная компания рыболовов рассосалась окончательно – из утренних соседей остался один только дед. 


Тренды городской болонки Илья Нужин


 После тщательного закорма в месте ловли удалось собрать хорошую стаю синца, и весь оставшийся вечер рыба радовала регулярными поклевками не только меня, но и моего соседа, который оперативно пристроился в хвосте прикормочного следа. После заката, в сумерках, поклевки участились и стали происходить на каждой проводке, да и размер рыбы вырос. Ловля продолжалась, пока хватало глаз различить поплавок, и домой я отправился уже затемно. На следующих рыбалках к синцу присоединился карась, но когда уровень пошел на убыль, назрела необходимость перемещаться в другое место. 

ЗА “РОБИНЗОНОМ” 

Бетонка за кафе “Робинзон” – достаточно известная локация, однако по какой-то причине побывать там с болонкой мне не выпадало. Чаще всего хватало обширной акватории Нижневолжской набережной. Однако прошлой весной Нижневолжская замолчала довольно рано, что сподвигло на поиски новых мест ловли. В целом условия ловли тут очень сильно напоминают десятый причал – однако место на порядок более тихое и безлюдное. Довольно часто можно встретить на бетонке фидеристов – на Нижневолжской ловить фидером мешает затопленный парапет.

Тренды городской болонки Илья Нужин


Меня же “Робинзон” порадовал хорошим клевом весенней сороги – стоило только определить правильную схему прикормки (об этом ниже). Кроме плотвы, довольно частой гостьей становилась некрупная густерка, и даже редкая нынче чехонь. Размер сорожки тут в целом немного меньше, чем в былые годы на Нижневолжской – если на набережной довольно часто проскакивала плотва “морского” размера, то за “Робинзоном” попадалась сорожка в основном “пивного” калибра. Зато клевала рыба несравнимо чаще – иначе как пулеметным такой клев и не назовешь. 

ЧКАЛОВСКАЯ ЛЕСТНИЦА 

В прошлом году эта точка так и не выстрелила, однако не рассказать о ней я не могу. Холодной весной 2017, в один из ветреных майских вечеров, я тронулся с продуваемого десятого причала и пошел вдоль набережной вниз по течению. Дорога привела меня к Чкаловской лестнице, на бетонных перилах которой я и расположился. Не пожалел прикормки – благо, осталось ее немало, и стал выполнять проводку прямо по затопленным ступеням лестницы. 


Тренды городской болонки Илья Нужин


 Спустя какое-то время начала проклевываться крупная уклейка, следом чехонь и даже сорожка приятного, “морского” размера. В общем, подножие Чкаловской лестницы – место, которое стоит обязательно проверить в бесклевье. 

СЕМЬ НА ПЯТЬ 

Той же холодной весной семнадцатого случилась одно весьма неприятное событие. На одном из зацепов, при попытке освободить крючок, сломалась в районе второго колена моя рабочая удочка-семерка. Подыскать материалы для ремонта оказалось делом весьма нетривиальным (запасные колена для Kaida нашлись лишь в одном интернет-магазине), поэтому довольно длительный период приходилось обходиться ручьевой пятеркой. Удивительно, но в условиях прошедшего сезона никакого дискомфорта от уменьшения дистанции ловли я не ощутил. Если раньше ту же чехонь зачастую приходилось доставать с дальней дистанции, то теперь вся ловля происходит буквально под ногами. Иногда, конечно, приходится включать в заброс и катушку (я по-прежнему использую в болонской ловле модернизированную “Нельму”) – но в целом ловить более легкой и короткой удочкой стало удобнее. Летняя ловля, конечно, потребует более длинной удочки – это совсем иные условия и тактические схемы, однако весной, пожалуй, я снова отправлюсь на рыбалку с пятиметровкой. 

ПРИКОРМКА – ВСЕМУ ГОЛОВА 

Последний сезон поплавочной ловли заставил еще больше убедиться в правильности этого принципа. Что касается прикормочной смеси, то ее состав у меня не меняется уже на протяжении многих лет. Это готовая смесь (в последнее время я использую Dunaev Спорт Плотва), замешанная с глиной в пропорции один к одному. Использование глины в качестве утяжелителя продиктовано сильным течением. Берега реки в местах ловли закованы в бетон, поэтому глину я собираю заранее, обязательно разбивая комки до состояния порошка перед замешиванием. 


Тренды городской болонки Илья Нужин


 Со схемами закорма я экспериментировал постоянно и со временем пришел к выводу, что лучшим принципом на весенней реке является “понемногу, но часто”. После приготовления смеси выполняю стартовый закорм (десяток шаров размером с апельсин) и сразу формирую три-четыре десятка шаров поменьше, размером с грецкий орех. Важно убрать прикормку с солнца, чтобы избежать ее пересыхания. Как только рыба подходит на стартовый закорм, начинаю докармливать точку малыми шарами с периодичностью один шар в две-три минуты, вне зависимости от клева. Такая интенсивность прикармливания позволяет удерживать рыбу в зоне ловли, даже если клев на время стихает. Особенно хорошо такая схема проявляет себя при ловле плотвы – пока темп прикармливания сохраняется высоким, рыба клюет стабильно практически на каждой проводке. Стоит замешкаться и забыть подкинуть очередную порцию прикормки – клев довольно быстро стихает. В такой ситуации требуется уже несколько шаров, чтобы вернуть прежний ажиотаж. 


Тренды городской болонки Илья Нужин

НИЖЕГОРОДСКИЙ РЫБОЛОВ № 3(74), 2019 г.